Полеты – это всегда эмоциональный взрыв внутреннего состояния. А уж воздушная прогулка на дирижабле запоминается надолго. Подарил это атмосферное развлечение актюбинцам в минувшие выходные фестиваль «Шексіз аспан».
Работаем на перспективу
Для финансово окрепших людей подобного рода воздушные аттракционы не в новинку. Ради незабываемых впечатлений, удачно снятого кадра, памятного видео туристы совершают поездку в Турцию, местечко Каппадокия, где ежегодно проходят полеты на воздушном шаре независимо от сезона.
А для жителей нашего региона, не избалованного диковинными видами отдыха, появилась отличная возможность испытать нервы на прочность, возможно, преодолеть страх и посмотреть на город с высоты птичьего полета.
Есть одна особенность — в организации запуска шаров. Важны благоприятные метеоусловия. Субботний день при полном штиле благоволил к прогулке под небесами, несмотря на удушливый зной и жару с отметкой в 38 градусов. Ранним утром мы с коллегами первыми осматривали территорию ипподрома. Надо сказать, для жителей и гостей города местным перевозчиком ТОО «Qala Trans» был предоставлен ряд новых автобусов. Маршруты курсировали из разных точек города бесплатно в течение двух дней.
Идея организации фестиваля шаров не была спонтанной. Об этом рассказал руководитель управления предпринимательства Нурхан Тлеумуратов. Выпускник программы «Болашак» в годы учебы не раз посещал подобные торжества в городке Пристли Соединенного Королевства.
– Нами не первый год вынашивалась идея полетов на шаре. Первыми задумку претворили шымкентцы. Если фестиваль найдет отклик среди горожан, то в перспективе он сработает на развитие туризма в нашей области, – обобщил он.
Совместно с волонтерским движением «Добро» организаторы приняли решение передать денежные средства от продажи билетов Жанель Сагиндыковой, которая проходит лечение и нуждается в поддержке.
[box type=»shadow» ]Фестиваль воздушных шаров объединил еще одно мероприятие: инфотур для сорока приглашенных блогеров из Узбекистана, России, Казахстана. В течение трех дней они побывали в Каргалинском и Байганинском районах. Волчий водопад и меловые горы Актолагай стали визитной карточкой нашего региона, вызывая интерес у заграничных туристов. [/box]
Фанаты своего дела
Жители и гости города, видимо, не особо жаловали ранний подъем для катания на шаре. Это и понятно: выходной день, жара.
Отмечу, что из трех выбранных локаций ипподром по размеру территории, близости к центру города, удобству расположения десяти шаров в 30 метрах друг от друга как нельзя кстати соответствовал требованиям. Не учтен, правда, факт, что место больше рассчитано для занятия верховой ездой, поэтому открытая обувь, длинная одежда создавали трудности хождения по полю. Кстати, специалисты советуют для полетов на дирижабле выбирать спортивный и удобный стиль.
В центре поля на оборудованной сцене под шатер два голосистых ведущих под задорную музыку шутками привлекали людей к месту праздника. По периметру расположились площадки с фуд-кортами, прозрачные палатки с изделиями местных ремесленников, предприимчивые бизнесмены заранее украшали павильоны продукцией, привлекая первых зрителей.
Главный интерес подогревали выстроенные в ряд разноцветные воздушные шары, похожие на раскрытые парашюты. Один отличался формой в виде сердца.
Видимо, инструкторам и хозяевам летательных аппаратов было не до журналистской братии. Для них время играло на руку безветрием. Важно было привести шары в боевую готовность. Потихоньку собирался народ к точкам запуска.
Бегая между дирижаблями, выкрикивая команды инструкторам в спецовке, воздухоплаватель Бахтияр Жаниманов все же уделил нам время:
– Для Казахстана это новое направление, интересное. Приехавшие к вам – любители. Для каждого полет на шаре — отдых, расслабление. Это можно прочувствовать, попробовав совершить полет.
Бахтияр родом из Шымкента, бывший военнослужащий. Занимается воздушными полетами десятый год. Побывал в Бурятии, где и загорелся идеей полетов в родном городе. Превратил свое увлечение в небольшой бизнес, взимая плату с посетителей для содержания и эксплуатации шаров. В его команде хорошо обученные люди. Все они работают в разных сферах, но каждый раз парить в небе с пассажирами доставляет удовольствие.
В родном городе для Бахтияра воздушные аттракционы — дело привычное. Зимой совершать поездки лучше, чем летом, так как из-за сильного нагрева воздуха и газового пламени в шаре можно повредить оболочку, покрытие, и подъем наверх будет затруднителен.
По его словам, курс по подготовке воздухоплавателей можно пройти в Алматы. Также приглашают инструкторов и из соседней РФ. Самый большой длительный полет в 35 км Бахтияр совершил над Шымкентом и мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссави.
С помощью несложного летательного аппарата люди совершают экскурсионные туры, устанавливают рекорды, запускают метеорологические зонды, просто развлекаются. В планах шымкентского парня пройти дополнительное обучение с командой в Каппадокии, центре притяжения воздушных фестивалей.
На вопрос «Бывали ли курьезные случаи при взлете или в воздухе с пассажирами?» владелец аэростатов признался, что нет, испуг проходит с первыми минутами набора высоты. Посоветовал нам убедиться на личном опыте.
[box type=»shadow» ]Мечта человечества подняться в небо осуществилась 300 лет назад.
Впервые в мире португалец Бартоломеу Лоренцу создал модель теплового воздушного шара и поднял ее над землей всего на 4 метра.
В 1783-м во Франции братья Монгольфье изобрели аэростат и произвели десятиминутный полет на высоте 300 метров. Летательный аппарат назвали монгольфьер в честь создателей.[/box]
И почему люди не летают…
Есть предложения, от которых трудно отказаться. Ощутить на себе кайф полета, когда крылья вырастают сами за спиной, решились и мы, журналисты «АВ». Сразу были оговорены условия привязного полета. Отличие от свободного в том, что аппарат стоит на привязи на специальных тросах. Подняться выше определенного уровня не сможем. Возможно, страх и волнение перед полетом вызывают размеры шара. А сам принцип работы аэростата прост: под оболочкой газовая горелка. Она распыляет смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах. При помощи огня нагревается воздух в оболочке, температура растет, дирижабль поднимается. Нужно периодически поддавать жару для сохранения постоянной высоты. В общем, больше огня – поднимаемся, меньше – сохраняем высоту.
Мы вошли в гондолу, или корзину шара, правда, не без помощи инструктора, так как специальная лестница не предусмотрена. В корзинах есть отверстия шахматного типа для лазания внутрь устройства. Вместимость у всех привезенных шаров почти одинаковая – 4-5 человек плюс инструктор. Пристегиваться не пришлось из-за
привязного полета.
Пилот дает огня.., шар плавно взмывает вверх. По ощущениям это похоже на катание на колесе обозрения, только гораздо выше. Ощущение страха высоты пропадает, тем более что мы были свидетелями полета маленьких пассажиров. Из-за высокого борта корзины вывалиться из нее невозможно. С высоты открывается шикарный обзор. Внизу люди, машущие нам руками, кажутся мелкими точками. Красота! Да, недолгое и недешевое удовольствие, но стоит того, чтобы один раз попробовать и повторить при удачной
возможности.
Для любопытствующих зевак, кто пришел просто полюбоваться аэростатами или сделать фото на память, организовали фотозоны, выставки рукоделия с мастер-классами, детвору забавляли росписью аквагрима и развлекали клоуны- аниматоры.
Вечером на площади и яблоку негде было упасть – молодежь собралась на концерт любимых казахстанских исполнителей.
Нургуль АРИНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА,
Аслана МУСЕНОВА