«Идеи есть у всех, но не все могут их выразить», — считает участник международного чемпионата по дебатам актюбинец Алихан Казенов. Дебатер рассказал о развитии данного движения в республике и поделился секретами, как самостоятельно научиться навыкам искусства вести полемику.
[box type=»shadow» ] Дебаты — четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичных споров направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определенного мнения по поставленной проблеме.[/box]
Чемпионат мира по дебатам, на котором Алихан Казенов вместе с молодым казахстанцем Шынгысом Айдыновым представлял Казахстан, проходил с 26 декабря по 3 января в Бангкоке (Таиланд). Участие в нем приняло более 400 команд из разных стран мира.
— Было 9 отборочных раундов, нам не хватило одного балла, чтобы пройти в полуфинал. В итоге победила команда из Оксфорда. Но мы восприняли этот чемпионат как этап подготовки к чемпионату Европы, который пройдет в июле в Нур-Султане. Принимать участие в нем будет огромное количество команд из европейских университетов.
На прошедшем чемпионате мира были представлены темы, которые касаются абсолютно разных вопросов. Например, отмена барьеров на рынках международной торговли, по правам женщин, феминизму, олимпийским играм, вопросам демократии, выборам. При этом ни одна из них не дублировала другую. Мне понравилась тема последнего отборочного раунда. Она касалась системы образования. Обсуждалась вероятность формирования классов младшего звена средней школы не на основании возраста, как это принято, а на основе интеллектуальных способностей и результатов учеников.
— Какую позицию отстаивала ваша команда?
— Мы выдвинули два аргумента: во-первых, доказывали, почему нынешняя система, когда градация идет только по возрасту, вредит детям, которые отстают от общей программы из-за того, что она ориентирована на среднего ученика. Учащиеся все время должны переходить на следующий уровень, каждую неделю проходить новую тему. Это очень сильно снижает возможность детей, менее способных к обучению. Более того, чаще всего учителя фокусируются либо на средних учениках, либо на тех, кто успевает хорошо. И, соответственно, меньше внимания уделяют отстающим детям.
И вторая позиция, которую мы предлагали, заключалась в том, что также существует небольшой пласт детей, превосходящих по развитию средний уровень образовательной программы. Находясь в своей возрастной группе, они не могут уйти дальше и с меньшей вероятностью раскрывают имеющийся потенциал.
— То есть если ученик показывает высокий уровень знаний и интеллекта, то, скажем, в 8 лет он может учиться в четвертом классе?
— Да. В мире пока в младших классах средних школ такой практики нет. Поэтому можно подумать, какие могут быть аргументы «за» и «против» замены существующей системы. Что-то подобное есть в Сингапуре, там более способных детей объединяют в отдельные классы, но это немного другое. Именно такого механизма, который обсуждался на дебатах, пока еще нет.
— Как вы сами пришли к дебатам? Почему выбрали такое необычное направление и даже связанную с этим работу?
— Заниматься дебатами я начал на первом курсе Евразийского национального университета, где учился, в дебатном клубе «Парасат». С каждым годом все больше понимал: от дебатов не только получаешь удовольствие, но и извлекаешь много полезного. Во-первых, это навыки логического мышления, потому что цель любых дебатов — найти наиболее лучшее объяснение той или иной проблемы. Во-вторых, получаешь важный навык публичных выступлений. Ты начинаешь понимать, что нет никаких барьеров, чтобы донести свою мысль. В-третьих, это широкий спектр знаний, который необходим. Никто заранее не знает, какие темы будут предложены на турнире. Это может быть что угодно: политика, международные отношения, религия, философия и так далее. Поэтому дебаты предполагают развитие абсолютно во всех направлениях, ты никогда не ограничиваешься одной сферой.
В этом году я окончил ЕНУ, учился по специальности «геодезия и картография», однако решил работать в образовательной индустрии. Подал заявку на вакансию тренера по дебатам в городе Шанхае (Китай), прошел отбор в иностранную компанию. Сейчас работаю тренером по дебатам, занимаюсь со школьниками начиная с пятого по девятый классы.
— Как оцениваете уровень развития дебатного искусства в Казахстане?
— Если говорить об активном вовлечении большого количества людей в это движение, активное участие наших дебатеров на чемпионатах мира и Европы, то можно сказать, что у нас достаточно молодое течение. Потому что представительство Казахстана, например, на чемпионате мира, началось только с 2010 года. По сравнению с другими сообществами, которые существуют в университетах Великобритании, США и других стран, мы отстаем как с точки зрения количества людей, которые интересуются дебатами, так и с точки зрения поддержки со стороны учебных заведений и государства. Насколько мне известно, в Нур-Султане только студенты Назарбаев университета могут выезжать на крупные турниры. В большинстве других университетов такую поддержку не оказывают.
— Что бы вы посоветовали тем, кто желает самостоятельно освоить навыки ведения дебатов и использовать их в повседневной жизни, в работе?
— Прежде всего важно понимать, что это большая комплексная система, которая требует, как любая сложная наука, детального изучения. Но некоторые советы для тех, кому это интересно, могу дать.
Во-первых, есть бесплатные онлайн-платформы, которые содержат большое количество материала для тех, кто не имеет возможности ходить в клубы. Во-вторых, если мы говорим о дебатах не как о спортивном состязании, а как о полезном навыке, следует постоянно заниматься анализом информации. Это может быть регулярное чтение новостей, отслеживание событий, происходящих в мире, обсуждение их с друзьями и коллегами с выражением собственного мнения, позиции. Например, поговорить о том, какие законопроекты необходимо внедрять, или обсудить новшества в социальной сфере. При этом внимательно слушать мнение других людей. Либо, если такой возможности нет, просто записывать свои мысли на диктофон. Сам я часто так делаю.
Следующий важный момент для тех, кто сталкивается с трудностями выражать мысли: советую для начала структурировать свои записи по определенной теме. Можно сначала проговорить мысли, это полезно для выстраивания структуры. Проблема многих не в том, что у них нет идей, идеи есть у всех людей, а в том, насколько они могут последовательно донести их до слушателей. Поэтому, я думаю, полезно делать четкие и понятные структурированные записи и затем только выстраивать речь. Это могут быть просто тезисы, которые не дадут вам сбиться с основной мысли. Держа их в голове, вы всегда дойдете до конечного вывода и сможете полностью донести свои взгляды.
Ну и как в любой другой деятельности, это всегда вопрос практики. То есть можно сколько угодно читать и сколько угодно изучать теорию, но всегда важно практиковаться: выступать, готовить презентации, просто общаться с людьми на разные темы, которые вы до этого не обсуждали. Это тоже полезная практика. Все эти навыки важны не только для турниров. Скорее всего, турнир просто плацдарм для того, чтобы подготовиться к реальной жизни. Ведь любой вид деятельности, то же собеседование с работодателем, всегда зависит от того, насколько вы хорошо доносите свои мысли, насколько логичны в размышлениях, насколько можете четко изъясняться. Это то, что ценит любой работодатель. А способность подготовить публичную речь — плюс для любого управленца и менеджера. То есть дебаты — хорошая школа, которая позволяет получить те навыки, которые нам не дает нынешняя система образования.
Алиса МАРИНЕЦ
Фото из личного архива Алихана Казенова