Молодые актюбинцы покоряют сферу цифровых технологий.
В конце прошлого года международный технопарк IT-стартапов Astana Hub тиражировал в регионах обучающую программу Startup Orda. На протяжении двух месяцев работал стартап-инкубатор, где участники получали необходимые знания и навыки по формированию бизнес-идей, консультации по маркетингу, защите интеллектуальной собственности и мерам государственной поддержки начинающим собственное дело.
Многие студенты и школьники нашей области воспользовались возможностью получить качественное цифровое образование, изучить основы IT-предпринимательства и заручиться финансовой поддержкой.
По итогам работы была проведена ярмарка проектов, 10 команд презентовали свои идеи перед жюри в формате короткого «питча». Шесть проектов удостоились грантов.
Манга не для развлечений
Выучить урок с помощью игры – такой проект для школьников предложила команда студентов SakuQuest.
Хоть проект и носит название «Живая книга», но суть его больше сводится к игре. Его авторы, а это 18-19-летние парни, разработали идею для целой серии игр с графикой, напоминающей японские мультфильмы, которые очень популярны среди молодежи. Посредством манги идет объяснение конкретной темы по школьной программе, оно дополняется идеей какого-либо сюжета.
– Манга давно стала источником вдохновения в видеоиграх. Вот и мы решили воспользоваться ее популярностью. Кто не знает, манга – это комиксы либо графические романы, созданные в Японии.
Мы оцифровали их в виде игры, придумали интересный геймплей. Подается игра в жанре визуальной новеллы. По мере того, как разворачивается сюжетная линия, одновременно изучается тема. Ученик, увлекаясь процессом игры, начинает, к примеру, решать задачи, выполнять упражнения по грамматике, отвечать на вопросы по некоторым предметам.
Пока что мы нацелены на учащихся начального звена, в будущем хотим создать игры для старшеклассников, а также студентов, – поясняет основатель студии SakuQuest Арсен Бакытжанулы.
Название SakuQuest в переводе с английского означает «Saku» от полного псевдонима «Sakuta и Quest» – квест или задание.
Арсен – студент университета имени К. Жубанова. Будущий специалист IT-технологий создал игровую студию и пробует себя в их разработке.
В команду единомышленников вошли студенты местных вузов, других городов нашей страны, а также России и Украины. Обсуждение рабочих моментов ведется онлайн.
«Живая книга» стала первым успешным проектом молодых. Стоит отметить, что он получил поддержку технопарка IT-стартапов Astana Hub и Startup Orda, в том числе финансовую.
Ребята не планируют останавливаться на достигнутом. Арсен заметил, что хочет получить обратную связь, добиться многочисленных скачиваний их приложений, что позволит ему заняться разработкой игр на более профессиональном уровне.
– Есть у меня задумка разнообразить контент игры «Живая книга». Не хочу брать за основу только школьную программу. Нужно расширять кругозор пользователей за счет новых, интересных заданий. Для этого хочу привлечь в команду студентов с разных факультетов. Допустим, социологов, филологов, математиков. Наша цель – не только повысить качество знаний учащихся, но и привить им интерес к наукам. Сделать это можно за счет креативной подачи информации, – говорит Арсен.
По словам разработчика, текст в играх будет подаваться на трех языках: казахском, русском и английском. Целевая аудитория – школьники среднего звена и студенты. Бета-версия игры станет доступна для скачиваний предположительно уже этой весной как в мобильной версии, так и для ПК. Команда SakuQuest планирует сотрудничать с организациями образования.
– Для будущих программистов сейчас есть масса возможностей продвигать свои знания. Была бы мотивация, а материал для обучения можно найти на просторах интернета. На том же сервисе YouTube выложены мастер-классы и обучающие семинары, прослушав которые любой новичок сможет научиться всему, начиная от создания сайтов до разработок игр и приложений. Я ведь таким образом сам освоил азы. К тому же работают разные инновационные проекты, дающие возможность молодежи развиваться в области IT-технологий, – убежден молодой человек.
Умная трость
Студент второго курса университета имени К. Жубанова Нур Парахат изготовил ультразвуковую трость для незрячих.
Автор проекта «Умная трость» увлекается программированием. Будущую профессию выбрал по душе – поступил на факультет вычислительной техники и программного обеспечения.
О разработке трости, которая облегчила бы передвижение незрячим людям, Нур задумался будучи старшеклассником, уже тогда приступил к реализации идеи.
– Когда приходил в гости к брату, который живет в районе ГМЗ, часто видел слепых людей. Смотрел, как, опираясь на трость, они гуляют по двору, как постукивают ею, пытаясь обойти бордюры и другие препятствия. Тогда еще подумал: «Как хорошо было бы, если бы трость могла предупреждать их о препятствии сигналом», – говорит Нур.
Он просмотрел сайты и узнал, что такие трости с датчиками движения есть в продаже, но цена за одну превышала 150 тысяч тенге. Молодой человек задумал сделать менее затратную трость, при этом сохранить ее функциональность.
– Смастерить пластиковую палку не составило труда. Пришлось поработать с установкой ультразвукового датчика. Плато с датчиком крепят на трость. На нем же установлен GPS-навигатор, который фиксирует изображение, считывает расстояние и подает сигнал о препятствии вблизи.
Вначале установил только звуковой сигнал и попросил протестировать трость незрячего человека. Оказалось, что на улице сильный шумовой поток заглушает звук и его просто не слышно. Тогда я подключил вибродатчик на рукояти трости, и все сразу стало проще, – рассказывает подробности процесса разработки Нур.
Сейчас он работает над созданием водонепроницаемой умной трости, чтобы человек мог пользоваться ею в непогоду. Еще разрабатывает браслет с функцией поиска, который при помощи сигнала подскажет владельцу местонахождение трости.
Нур признается, что планирует получить лицензию на продукцию, которая по стоимости обойдется покупателям дешевле аналогов.
Хочу стать предпринимателем
Как учащимся начать зарабатывать деньги со школьной скамьи?
Азам предпринимательства стали обучать своих сверстников учащиеся лицея «Білім-Инновация». В частности, делятся секретами, как открыть стартап, подсказывают, какие проекты можно воплотить в жизнь и как налаживать контакты со спонсорами. Ребята, объединенные одной идеей, создали проект Launch.hub, в рамках которого и проводят тематические воркшопы, митапы, хакатоны среди школьников.
Команда состоит из четырех амбициозных ребят. Каждый из них прошел обучающие тренинги в стартап-инкубаторах отечественных вузов. А победа в проекте Астана-хаб «Demo Day» дала им возможность реализовать проект за счет их финансирования.
– Я прошел обучение в школе программирования, инкубаторе при Казахском национальном техническом университете имени Сатпаева. Посещал курсы в технопарке Astana Hub, который занимается подготовкой и развитием стартап-проектов. Полученные знания нам с друзьями захотелось передать сверстникам.
Развитию IT-технологий сегодня уделяется повышенное внимание. А энтузиастов в этой сфере все еще не так много. Мы и подумали: почему бы не дать возможность другим школьникам показать себя, – рассказывает один из инициаторов проекта Launch.hub Нуржау Мурзалиев, учащийся лицея «Білім-Инновация».
Для проведения тренингов был создан клуб стартаперов и будущих предпринимателей. Тематические мероприятия его основатели проводят среди старшеклассников. Были отобраны менторы, они набирают аудиторию и ведут консультации.
Примечательно, что идея с клубом актюбинских проектировщиков, в котором знакомят с основами бизнеса и реализацией стартап-проектов, была поддержана и в других регионах.
Нуржау и его команда планируют расширить сферу деятельности, освоить новые векторы развития IT и цифровых трендов.
Над страницей работала Айжан ШАУКУЛОВА