Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Миротворческая роль ТЮРКСОЙ

Что представляет собой международная организация ТЮРКСОЙ и какова объединяющая роль культуры в жизни общества, «АВ» рассказал Дюсен Касеинов. В его послужном списке не просто единственная сфера, но и должности ректора консерватории, министра культуры РК и генерального секретаря ТЮРКСОЙ.

– В штаб-квартиру ТЮРКСОЙ в Анкаре я ехал на три года, а задержался на четырнадцать, – улыбается собеседник. – Вообще, руководители этой организации избираются из государств-членов в алфавитном порядке, что вполне демократично. После нас – Кыргызстан. В апреле 2022-го я передал полномочия, но пока остаюсь в Турции для завершения проектов по увековечиванию памяти кюйши Дины Нурпеисовой и Таттымбета. Уже 10 лет в столице Турции имеются парки их имени, сейчас скульптор Мурат Мансуров работает над памятниками. Кстати, парк имени Суюнбая с его скульптурой открыт в Анкаре в 2015-м.
– Дюсен Курабаевич, расскажите о себе, пожалуйста.
– Родился в Бийске, вырос в Караганде. Семью маминого отца коснулась трагедия раскулачивания, поэтому мама росла на Алтае. Скрипка в мою жизнь вошла рано, родители этому не препятствовали, и получилось то, что получилось. После Карагандинского музучилища была консерватория имени Курмангазы, где моим педагогом был Иосиф Коган. После Алма-Атинской консерватории поступил в аспирантуру при Московской консерватории имени Чайковского, учился у Игоря Безродного. По окончании преподавал в Алма-Ате на родной кафедре, возглавлял ее, а в 1987 году меня назначили ректором.
– То есть вы сменили Газизу Жубанову на посту ректора?
– Да. С ней и ее семьей меня связывает многое. А началось все в 1976 году, когда отмечалось 70-летие Ахмета Куановича. В оперном театре был большой концерт, где я исполнял «Арию» мэтра. Партию фортепиано играла Шолпан Жубанова, тогда студентка второго курса консерватории, сейчас профессор этого вуза. После торжеств в столице большая делегация – в составе Газизы Ахметовны, ее брата Булата, Азидоллы Ескалиева, Тахауи Ахтанова и других – поехала в Актюбинск, а оттуда на родину Жубановых. Тогда я впервые был в вашем городе. Помню, на обратном пути сделали привал у реки, меня попросили сыграть ту же «Арию».
Я работал в консерватории, Газиза Ахметовна была ее ректором, и творческие контакты продолжились. Она активно привлекала меня к исполнительской деятельности с другими преподавателями, студентами. Когда в 1977-м перед торгово-промышленной выставкой в Алжире возникла необходимость организовать ВИА, она поручила это мне. Ансамбль назывался «Шалқыма», в его составе – Алибек Днишев, Нагима Ескалиева и другие. После Алжира были Чехословакия, Польша, Дни Казахской ССР в Монголии. Из Монголии вернулся в срочном порядке, так как был включен в состав советской группы музыкантов для работы в Мексике, где проработал три года. Должен сказать, что вообще мое становление музыканта и организатора проходило под кураторством Газизы Жубановой.
В 1993-м я навестил ее в больнице в последний ее день рождения – 2 декабря 1993 года. Она была очень растрогана и даже вспомнила, что сегодня день рождения моей младшей дочки. Подала один из букетов, которых в палате было много: «Передай Динарочке от меня». Конечно, и я растрогался. Сейчас Динаре 50 лет, она тоже музыкант, музыкой занимаются все ее четверо детей.
– Ваши родители музыкантами не были, тем не менее они вас формировали.
– Все формируется в детстве. Когда учился в училище, не пропускал ни одного гастрольного концерта. Позднее и сейчас, попадая в другой город, первым делом ищу филармонию, театр, музей, музыкальный колледж. Считаю, что увидеть талант дано человеку образованному, а зрелость общества определяется уровнем культуры и образования. Только человек зрелый водит детей в театры и музеи – при любой загрузке находит на это время. Человек, получивший в детстве всестороннее развитие, составляет качество общества.
– Вы были одним из свидетелей образования ТЮРКСОЙ – в некотором смысле ЮНЕСКО тюркских народов. Расскажите об этом.
– После развала СССР в обществе образовалась пустота, которую нужно было чем-то заполнить во избежание духовной катастрофы. В течение 1992 года на встречах в Баку и Стамбуле министры культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции, Туркменистана заявляли о готовности сотрудничать в рамках совместного проекта. В итоге 12 июля 1993 года в Алма-Ате под председательством министра культуры РК Еркегали Рахмадиева был подписан договор об образовании ТЮРКСОЙ. Ее первым генсеком был министр культуры Азербайджана Полад Бюльбюль оглы.
– В сфере культуры вы всю жизнь, были даже министром. Какова, по-вашему, роль этой сферы в обществе?
– В бытность президентом Турции Сулейман Демирель сказал про ТЮРКСОЙ, что в плане единения родственных этносов у министров культуры получилось то, к чему обычно стремятся политики – это и мое мнение, моя позиция.
– Наверное, в сознании любого человека крепко сидит принцип дифференциации на восточное/западное. Культуры это касается прежде всего. Прокомментируете?
– То и другое – часть культуры мировой, и отрицать влияние восточной на западную или наоборот беспочвенно. Да, в разное время какая-то культура доминировала, стремление к доминированию – процесс естественный. Если говорить о влиянии отдельной культуры на общемировую, то замечу, что мы никогда не узнаем о глубинных корнях – это тоже естественно. Историю пишут победители, и печально, что вместе с врагом уничтожается его культура, но ведь вопреки победе варваров над Римом римская культура дошла до нас и даже вошла в основы классики. Для примера вспомним римское право.
Если говорить о возрасте той и другой культуры, то здесь многое спорно. Хочется напомнить, что поэму «Лейла и Меджнун» Низами написал четырьмя веками раньше, чем Шекспир «Ромео и Джульетту».
– В ТЮРКСОЙ хорошо знают Казахский камерный хор филармонии имени Газизы Жубановой. Каково ваше мнение о нем?
– Хоровая жизнь Актобе и области в сравнении с остальными регионами очень активна, неплохо поддерживается местной исполнительной властью. Самые известные казахстанские хоровики, например, Базаргали Жаманбаев, Турум Алагузов, вышли отсюда. Все зиждется на традиции, поэтому ничего удивительного в том, что Казахский камерный хор – один из самых лучших в Казахстане. Когда возникала необходимость приглашать артистов на мероприятия по линии ТЮРКСОЙ, в бытность генеральным секретарем этой организации я выбирал именно этот коллектив. Так, летом 2017 года восемь актюбинцев выступали в Турции в составе молодежного хора ТЮРКСОЙ, в том числе на мероприятиях, посвященных 100-летию основоположника казахского хорового искусства Бахытжана Байкадамова. В 2021-м несколько хористов были участниками Всемирного саммита культуры в Измире. Кстати, в рамках Года Юнуса Эмре и Года турецкого языка они исполнили ораторию «Юнус Эмре» Ахмета Аднана Сайгуна. Следующий проект – Третьи игры кочевников в Бурсе – пришелся на конец лета прошлого года, актюбинский хор участвовал на открытии полным составом! Недавно состоялась моя встреча с артистами в Актобе, мы обсудили дальнейшее сотрудничество с ТЮРКСОЙ. Партнерство должно быть плотным хотя бы потому, что у коллектива серьезная история: основан приверженцем хорового искусства Турумом Алагузовым, ровесник Независимости, много побед на международных конкурсах. Актюбинцы должны гордиться своим хором.
Пожелание мое такое: Казахский камерный хор должен ездить на международные соревнования любого формата, и чем сложнее состязания, тем лучше.
– Казахстан отличается вокальными талантами. Это в целом поющий народ, но, кроме Димаша, таких же популярных среди начинающих артистов сегодня нет. Вы можете дать совет по этому поводу?
– Димаш – безусловный пассионарий, и молодежь, представляющая страну за рубежом, должна множить свои намерения на фактор Димаша – результаты вырастут в разы.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Дюсен Касеинов (в центре) с артистами филармонии имени Г. Жубановой

Фото из личного архива Д. КАСЕИНОВА

Колонка "Взгляд"