Тайны седого Уила

Глиняный кувшин. Могильник Шоптиколь-II

Сегодня в Уилском районе известно более 400 археологических памятников.

На заре истории
– Река Уил с привольными пастбищами в пойме привлекала людей и в древности, о чем свидетельствуют сотни археологических памятников, немых свидетелей бурных исторических процессов, – начинает беседу сотрудник института археологии имени А. Маргулана Аслан Мамедов. – Для Уилского района и нашей области в целом характерно наличие большого количества своеобразных объектов историко-культурного наследия. Памятники какого периода ни исследовались бы, среди них ученые всегда найдут объекты уникальные. Причина в том, что регион находится на стыке Азии и Европы, где еще в глубине веков наблюдались активные миграционные потоки, пролегали торговые пути.
Археолог считает, что первые люди появились здесь в эпоху мезолита, и от него дошли до нас небольшие стоянки в песках Баркын. Один из таких памятников – Каздыарал – находится рядом с селом Каратал, где найдены сотни каменных артефактов. Недалеко расположен огромный некрополь бронзового века Кырык Оба. Примерно 4 200-4 300 лет назад его оставили первые скотоводы. Ими и возведены курганы, в среде ученых известные как могильник Кумсай. Эти степные усыпальницы являются современниками египетских пирамид. Ученые сами удивляются, как скотоводы без лопат могли построить столь колоссальные сооружения. А ведь на небольшом участке на берегу Уила курганов насчитывается около 160!

Эпоха всадничества
В раннем железном веке земли седого Уила, начиная с середины I тысячелетия до н.э., были заселены могучими сарматами. Для периода, именуемого эпохой всадничества, свойственно динамичное развитие культуры кочевников. Именно в это время в евразийской степи наблюдается переход к кочевому скотоводству. На западе нынешних казахских земель появляются новые племена, в научном мире обозначенные как носители сарматской культуры. Аслан Мамедов полагает, что, скорее всего, кочевниками были созданы протогосударственные объединения. Это прослеживается по находкам, свидетельствующим о подчинении сарматам огромной территории от плато Устюрт на юге до лесостепных зон (включая часть Самарской, Оренбургской и Челябинской областей) на севере и от Тургайских степей на востоке до Прикаспийской низменности на западе. Позднее именно сарматами в IV-III веках до н.э. были подчинены земли Поволжья и Причерноморья. На территории Уилского района по водоразделам рек встречаются большие земляные курганы – усыпальницы сарматских вождей и их сородичей.

Захоронение вождя. Могильник Кумсай.

Великие гунны
– В начале первого тысячелетия нашей эры в уилской степи властвовали гунно-сарматские племена, – рассказывает старший научный сотрудник Актюбинского историко-краеведческого музея Нурсултан Баиров. – В течение нескольких лет на территории района проводились исследования памятников Акбулак, Сорлакмола II и Шоптиколь II. Памятников гунно-сарматского периода зафиксировано около 100. Как показали их исследования, наш край во II-IV веках нашей эры стал регионом, где сосредоточивались большие племенные объединения. Они не только насыпали курганы, но и сооружали усыпальницы, святилища, где совершались ритуальные действия, приносились жертвы усопшим соплеменникам. Об этом красноречиво свидетельствуют кости жертвенных животных и фрагменты глиняных сосудов. Не исключено, что у гунно-сарматских племен имелось государственное объединение.

Приветы из средних веков
Средневековые памятники на территории имеются, хоть и в небольшом количестве. По данным археологов, памятники различного характера оставили здесь тюркские племена. Так, южнее села Кумжарган находятся курганы с так называемыми усами, характерные для Центрального Казахстана. Они в основном древнетюркские, но на территории района известны и огузо-печенежские захоронения (IX-XI вв. н.э.).
– Несколько захоронений относительно недавно изучены благодаря активности местных жителей, – говорит научный сотрудник историко-краеведческого музея Нуршат Уразмагамбетов. – В средневековом воинском захоронении близ Шубарши найдены сабля, плакированные золотом ножны, фрагменты серебряной чаши с орнаментом. Пояс воина украшали различные бляшки, основная часть которых из серебра.
На территории кладбища близ села Шикудук средневековое женское погребение обнаружено случайно. Останки сопровождались зеркалом, перстнем, нашивными бронзовыми бляшками.
Археологами историко-краеведческого музея совместно с сотрудниками Уилского районного музея исследован ряд захоронений в местности Каздыарал. Здесь найдены заколки, нашивные бляшки, пояс с бронзовыми бляшками и пряжками, железные наконечники стрел и т.д. Как отмечают ученые, для огузо-печенежских племен характерно как бы утаивание могил сородичей с целью исключения осквернения. Наверное, в силу того, что в средневековье политическая обстановка в степи была нестабильной, велись межплеменные столкновения. Поэтому обнаружить захоронение того периода – вопрос научного везения.

Загадка Сегизсая I

В мае 2022 года недалеко от Уила археологами исследован небольшой курган IV века до нашей эры.
Памятник археологами назван как могильник Сегизсай I, так как здесь много глубоких оврагов, напоминающих каньоны.
Под насыпью кургана обнаружено погребение женщины, жившей около 2 300 лет назад (фото слева). Несколько странно, что погребен только один человек. Обычно под одной насыпью могильных ям две-три, порой более. Согласно традициям сарматов, погребенная уложена на спину, головой на юг. Рядом лежат два глиняных сосуда и курильница. Последняя использовалась в ритуальных действиях, и это дает основание полагать, что в кургане – сарматская жрица. Догадку подтверждают кости хищного животного (или собаки) у ног покойницы (фото справа внизу), что для кочевников Западного Казахстана нехарактерно.
Стоит отметить, что на могильнике Сегизсай работы велись и ранее. Еще в 2012 году группой археологов функционировавшего Центра истории, этнографии и археологии исследовано два кургана. Тогда достоянием казахстанской науки стали уникальные мечи, копья, наконечники стрел, каменные жертвенники, золотые серьги, гривны. Многие из находок сейчас представлены в экспозиции Актюбинского областного историко-краеведческого музея.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото предоставлены Асланом Мамедовым

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................