Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тяжела ли ноша блогера?

Instagram, TikTok настолько внедрились в нашу жизнь, что для многих посты в соцсетях стали основным источником дохода. Количество блогеров растет и в нашем городе. Сложно ли вести региональный блог? С чего следует начинать? На что обращать внимание? Об этом рассказали известный пранкер Рахат Маратов и эксперт в этой области Айнура Когай.

«Я снимаю пранки, разыгрываю людей»

Рахат (@rakhat_maratov) со школьной скамьи увлекается видео, делится ими в социальных сетях. Сейчас у него набралась аудитория в 39 тысяч подписчиков в Instagram и более 135 тысяч — в TikTok.

[box type=»shadow» ]Единственный совет, который дали наши герои для тех, кто увлекается блогерством и действительно любит это дело: «Не переставайте!». По их словам, лучше никого не слушать, даже близких. Нравится? Делай! [/box]

Молодой блогер своими приколами и розыгрышами дарит актюбинцам, а с недавних пор и алматинцам хорошее настроение.
— Мне было лет 14-15, когда я начал увлекаться соцсетями. Это были времена приложения Dubsmash, среди подростков и детей Instagram не был столь популярным. Мое увлечение оставалось на уровне желаний, какой-то несбыточной мечты, потому что смартфона у меня тогда не было, — вспоминает парень. — Свой первый телефон я случайно нашел в «Мега Актобе» («Keruenсity»), это был айфон 5S. Принес домой, увидел, что экран заблокирован. Родителям о своей находке ничего не сказал, знал только брат. Спустя примерно месяц не выдержал, включил телефон и наугад написал код блокировки. Ну как наугад, у друзей брата тоже были такие телефоны, и я решил воспользоваться кодом одного из них. На удивление совпало. Полностью очистил сотку и начал пользоваться.
Сейчас, вспоминая свой поступок, Рахату становится стыдно. Конечно, он понимает, что так нельзя было делать, но тогда его мечта взяла верх над здравым смыслом. Благодаря этому телефону начался его блогерский путь, который открыл новые горизонты возможностей. Маленький мальчик с огромным желанием из провинциального городка сегодня узнаваемая личность, покоряющая социальные сети своими веселыми видео.
Изначально вайнер все делал по принципу «кради, как художник». Он наблюдал за популярными блогерами, брал их идеи и в таком же формате снимал себя. Тогда подписчиков у него не было. Некоторое время спустя увлекся пранками. Бывали моменты, когда из-за этого его штрафовали, ему приходилось приостанавливать свою деятельность. Помимо этого, родители не особо поддерживали нашего героя.
— Они часто ругали меня. Учителя, видимо, их не раз предупреждали, что если я не прекращу такие выходки, то меня могут отчислить из школы. Но, несмотря на запреты, я после уроков вместе с друзьями продолжал снимать видео, — вспоминает Рахат Маратов. — Регулярно выкладывал их в Instagram. Вначале среди подписчиков в основном были знакомые, друзья, родственники – около тысячи человек. Позже их количество уменьшилось, начались негативные комментарии, стало меньше поддержки от знакомых. Пацаны часто смеялись, шутили, из-за этого бывало неловко, стыдился. Сейчас поддерживают даже те, кто вначале говорил, что ничего у меня не получится, не зайдет.
Ни для кого не секрет, что каждый хоть начинающий, хоть известный блогер обращался к рекламным услугам или коллаборациям с медийными личностями, владеющими миллионными аудиториями. Это обычная практика для продвижения личного бренда или коммерческого аккаунта. Однако ситуации могут быть разные, кому-то это помогает, а кто-то выбрасывает деньги на ветер.
— В то время, когда я начинал, о коллаборациях и речи не было. Тем более в нашем городе. У нас и менталитет другой, по сравнению с Алматы, да и как таковых блогеров не было. Я ежедневно снимал видео, проделал большую работу над страницей. Самое сложное для блогера – достичь отметки в десять тысяч подписчиков. Когда я добился этой цифры, решил воспользоваться рекламой, но результата не увидел. Например, тратил десять тысяч тенге на одну рекламу, ко мне приходило всего около тысячи человек. Поэтому решил, что лучше буду нарабатывать целевую аудиторию, снимая качественные и интересные видео. Те деньги, которые я мог бы потратить на рекламу, тратил на реквизиты, локации, — делится блогер.
Одна из главных и распространенных проблем, с которыми сталкиваются почти все просматриваемые страницы в Instagram, – взлом и блокировка. Такое же случилось и с Рахатом. Как только аудитория достигла десяти тысяч, его начали узнавать в городе, подходили, здоровались прохожие, тогда его аккаунт и взломали.
Сейчас отметка в 39 тысяч подписчиков — результат лишь одного года. За год набрать такую аудиторию, будучи в провинциальном городе, а не мегаполисе — дорогого стоит. За такой же короткий срок фолловеров в TikTok у него еще больше – 135 тысяч.
Сложилось мнение, что столичным блогерам легче дается ведение блога, нежели представителям маленьких городов. Стереотип это или действительно так?
— В крупных городах, как Нур-Султан или Алматы, реально легче не столько с количеством подписчиков, а сколько с заполнением контента. Например, в Актобе я снимаю пранки, разыгрываю людей, позже объясняю прохожим, что это просто прикол и нужно для видео. На меня смотрят косо, говорят: «Тебе делать нечего? Лучше бы устроился на нормальную работу». Некоторые реагируют презрительно и агрессивно. А если такое же делать в Алматы, люди намного легче воспримут. Все дело в восприятии. Наши почти всегда чем-то загружены, часто ходят не в настроении, а жители южной столицы проще и с позитивом относятся к такому виду деятельности. Спрашивают аккаунт, подписываются, добавляют к себе на страницу, — отвечает на наш вопрос Рахат. — Также в Актобе очень мало хороших локаций, где можно было бы показать красоту города, снять видео. Мы всегда снимаем в «Keruenсity» и на Арбате перед стадионом. В этом плане тоже возникают сложности у начинающих и состоявшихся блогеров.
По словам пранкера, это целое испытание. Его земляки больше оценивают, нежели поддерживают. Если выдержать отношение актюбинцев, то в Алматы будет намного легче. Помимо этого, по словам Рахата, можно сделать вывод, что любой род деятельности требует стойкости характера и труда. То, что блогерам легко, стереотип.
— Почему-то многие ни во что не ставят нашу работу. Это действительно работа. Ежедневная борьба с самим собой, можно сказать. Если в других сферах человек устает физически, мы истощаемся морально и умственно. Бывают моменты выгорания, когда нет идей, не хватает фантазии что-то снимать. Не говоря уже о материальной стороне. Я несколько месяцев скитался по знакомым, родным, потому что не мог снять квартиру. Бывали моменты, когда не хватало денег на еду. Однако мною двигало бешеное желание делать, — говорит блогер. – Зачастую в том, что люди так скептически относятся к нам, вина самих блогеров. Потому что блогеры-миллионники любят показывать классную жизнь, даже лучше, чем она есть на самом деле. Они и мне говорили, чтобы я не показывал в полной мере свою настоящую жизнь. Из-за того, что такие личности транслируют свой якобы успех и богатую жизнь, многие и не любят нас. Мало блогеров, которые честны со своей аудиторией.
Удивительно, но факт: сейчас каждый стремится стать блогером. Предпринимает какие-то меры для этого, уходит с основной работы ради того, чтобы посвятить себя социальным сетям. Дети уже с малых лет имеют аккаунты в Instagram и TikTok.
— Важный момент, на котором я бы хотел остановиться – каждый человек должен заниматься тем, что ему нравится, что у него лучше получается. Нужно быть профессионалом одного дела. Наши братишки и сестренки, подрастающее поколение, берут пример с блогеров. Хотят стать такими же. Но если все пойдут в блогеры, кто будет строить дома, чинить авто? В обществе должен быть баланс. Закономерность такова, что есть один сильный человек и один слабый, — рассуждает наш герой. – Пусть человек будет сантехником или кем-то другим, но он не должен стыдиться своей работы. Необязательно каждому второму рваться в Instagram или TikTok.[divider]

«Делать свое дело на 100 процентов»

Маркетолог, блогер Айнура Когай (@african_qween) дала интервью по теме ведения онлайн-дневников.
— Каких блогеров не хватает нашему городу?
— Тех, кто озвучивал бы социальные вопросы, реальные проблемы: экологическую ситуацию, вопросы молодежной сферы. Все в основном учат жизни, зачем-то транслируют «успешный успех».
— Как думаете, есть ли разница и преимущество блогеров столичных, алматинских и наших, региональных?
— Есть разница, и большая. В широте взглядов, видении вопроса, визуальной картинке. Алматинцы делают красивее, лучше, качественнее, с этим не поспоришь.
— Почему вы решили связать свой блог с городом?
— Мне важно поднимать вопросы региона, в котором я живу. Здесь мой дом. Хотелось бы влиять на изменения в лучшую сторону.
— Целесообразно ли начинать вести блог сейчас? Не переполнен ли рынок? Вообще, с чего лучше начать и как себя подать?
— Рынок растет и свободен. Столько ниш, где можно себя проявить. В частности Instagram будет развиваться еще и еще, нужно во всем пробовать себя, работать. Необходимо всегда развиваться, понимать, что будет лучше для вас, но делать свое дело на все 100 процентов, учиться новому, быть преданным тому, что делаешь.
— Можно ли, раскрутив блог, сделать его единственным источником дохода и нигде больше не работать?
— Есть много примеров, кто зарабатывает только на Instagram или старт для своего дохода получил именно отсюда. Я лично — не такой успешный пример, но знаю, что так точно можно, если рассматривать это как работу и источник дохода.
— Возможно ли, однажды набрав популярность и наработав репутацию, больше не продвигать свой блог?
— Вряд ли. Социальные сети каждый день развиваются и меняют алгоритмы, как и интерес аудитории. Поэтому продвижением нужно заниматься всегда и инвестировать в свое дело.

Нурдана КАНИЕВА

 

Колонка "Взгляд"