Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В ногу со временем

Научить студентов применять полученные знания и навыки на практике является основой практико-ориентированного метода обучения.

В этом его отличие от традиционных методов, где учебный процесс основан на передаче знаний от преподавателя к студенту. Этот подход к обучению основан на активном взаимодействии студентов с практическими заданиями, ситуациями и проблемами, которые они могут встретить в настоящей жизни.
Практико-ориентированные методы обучения могут включать в себя такие формы работы, как практика, проектная деятельность, игровые технологии, кейс-технологии, дуальное обучение, практические экскурсии, технологии сотрудничества (стажировки, тренинги, обучающие семинары, мастер-классы) и другие. Они позволяют студентам применять полученные знания в реальных ситуациях, развивать свои навыки и умения, а также учиться работать в команде и принимать решения на основе анализа и оценки различных факторов.
Остановимся на тех методах, которые используют преподаватели кафедры физической химии, катализа и нефтехимии факультета химии и химической технологии Казахского национального университета имени аль-Фараби в рамках практико-ориентированного обучения.
Трудоустройству и ускоренной адаптации в будущей профессиональной деятельности выпускника способствует в первую очередь грамотная и целенаправленная методическая помощь в организации и проведении практики обучающихся.
В ходе учебной практики студенты ознакомились с достижениями кафедр факультета химии и химической технологии, а также Центра физико-химических методов исследования и анализа, научно-технологического парка КазНУ имени аль-Фараби. Это дало студентам общие знания о будущей профессии, в том числе о конкретных профессиональных компетенциях, требуемые для выполнения должностных обязанностей на работе, о последовательности и методах их формирования в период обучения в университете, что должно способствовать осознанному выбору профиля подготовки бакалавров. Студенты встретились с представителями научных направлений кафедры физической химии, катализа и нефтехимии, в частности, выполняющих проекты под руководством профессоров Альи Оспановой, Гульзии Сейлхановой, и. о. доцента Қайнаубека Тоштай. Эти группы привлекли внимание студентов тем, что в них активно участвуют и учащиеся младших курсов.
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажеров или дублеров специалиста: изучают технологии производства, знакомятся с технологическим оборудованием процесса производства продукта, особенностями контроля и управления технологическим процессом и
т. д. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием.
Проектные технологии подразумевают самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая производится на протяжении установленного отрезка времени.


Под руководством доцента кафедры, кандидата химических наук Женеты Ташмуханбетовой студенты старших курсов и магистранты выполняют в рамках самостоятельной работы исследовательские проекты. Такие работы выполняются и в рамках итогового контроля. В этом случае задания выдаются заранее, в течение семестра. Длительность – несколько дней или недель, на усмотрение преподавателя. Срок сдачи – в соответствии с расписанием экзаменов. Такие задания практикует профессор Гульзия Сейлханова.
Кейс-технологии направлены на формирование квалифицированных выпускников посредством решения ими реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.
Старший преподаватель кафедры Айгуль Батырбаева практикует при выполнении самостоятельной работы студентов и итоговом контроле кейс-задания.
Технология заключается в предоставлении студентам ситуации, содержащей проблему, противоречие или вопрос, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. При этом оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений несколько. Ситуация заставляет обучающихся искать новое в известном.
Практические занятия по дисциплине «Метрология и стандартизация» преподаватель кафедры Рауия Искакова проводит в виде деловой игры по плану, разработанному самими студентами с учетом заданий, которые должны были быть выполнены по методическим рекомендациям. Студенты-организаторы проводили контроль знаний в различной игровой форме, что делало занятие достаточно интересным и живым.
Практические экскурсии – это отличный способ показать студентам, как теоретические знания применяются на практике.
Преподавателями кафедры Рауией Искаковой и Сауле Нареновой в этом учебном году для студентов 3 курса организованы экскурсии в Институт химических наук имени А.Б. Бектурова, на предприятие «ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия», в частности, на современный завод по производству смазочных материалов, где они ознакомились с роботизированным производственным цехом и складом хранения готовой продукции, а также современной лабораторией контроля качества.
Была проведена экскурсия в рамках изучения дисциплины «Метрология и стандартизация» также для студентов 3 курса, обучающихся по образовательной программе «6В05301-Химия», на предприятие филиала по г. Алматы и Алматинской области «РГП КазСтандарт». Студенты ознакомились с работой филиала, эталонами времени, давления, длины электричества и т. д., а также условиями хранения и порядком работы с эталонами в данном филиале.
Одной из форм практико-ориентированной технологии является раннее вовлечение студентов младших курсов в науку. В научных группах профессоров Альи Оспановой и Гульзии Сейлхановой, а также и. о. доцента Қайнаубека Тоштай подготовлено большое количество призеров международных олимпиад, конкурсов, конференций.
Выпускники кафедры Жанар Бекисанова, Б.Е. Савденбекова, А. Рахым в настоящее время являются преподаватели кафедры физической химии, катализа и нефтехимии, а также обладатели грантового финансирования молодых ученых. Начав свою научную деятельность, будучи студентами 2-го и 3-го курсов, многие из них продолжили свое обучение в магистратуре и докторантуре как родного университета, так и за рубежом.

Теперь обозначим проблемы, возникающие при внедрении практико-ориентированного обучения в вузе:
1. Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации процесса обучения: перейти от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
2. Недостаточная организация преподавателями вузов программ повышения квалификации для сотрудников предприятий и прохождение ППС производственных стажировок.
3. Дуальное обучение как основная форма практико-ориентированной технологии не получило должного развития.
4. Дуальное обучение предполагает активное участие предприятий, что в настоящее время вызывает определенные трудности.
5. Доля участия студентов младших курсов в выполнении научных проектов менее 50%, хотя научно-исследовательская деятельность на любом этапе обучения способствует повышению уровня научной подготовки специалистов с высшим образованием.

Развитие практико-ориентированной технологии в вузе может происходить при выполнении следующих задач:
1. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.
2. Развитие долгосрочных взаимозаинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
3. Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.
4. Практиковать выдачу студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.
5. Расширить дуальное обучение, так как согласно Правилам организации дуального обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования (Приказ министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 27 июля 2023 года № 361) оно может осуществляться как по отдельным дисциплинам, так и по модулям.

Таким образом, практико-ориентированные технологии предоставляют свободу в выборе образовательного маршрута, являются гибкими в перестройке структур и содержания профессионального образования в быстро изменяющейся конъюнктуре рынка труда.
Рауия ИСКАКОВА,
Сауле НАРЕНОВА,
факультет химии и химической технологии, кафедра физической химии, катализа и нефтехимии, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Колонка "Взгляд"