Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вдохновленная жетыгеном

Нургуль Жакыпбек сегодня является старшим преподавателем Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Она стояла у истоков возращения на сцену жетыгена — старинного музыкального инструмента казахов.

И спокон веков казахский народ с помощью музыкальных инструментов передавал свои переживания, тяготы и невзгоды, радость и веселье. Традиции и обычаи, события общественной жизни всегда сопровождались мелодией и песней. Если бросить взгляд в прошлое казахского этноса, то можно заметить, что народ не ограничивался одним-двумя инструментами, ведь у каждого из них свой голос, ритм, умение передавать нюансы настроения. И все эти особенности были присущи культуре всего тюркского мира.
Жетыген — старинный многострунный народный музыкальный инструмент. Когда он появился и кто его создатель – доподлинно неизвестно, эти сведения до нас не дошли. Поэтому историю происхождения жетыгена связывают с отрезком времени в истории казахского этноса, когда появились другие многострунные инструменты.
В глубь истории уходит происхождение кифары, которая появилась в древней Шумерии и Хорезме, существовавшим 3 000 лет тому назад. Двухструнный инструмент, похожий на арфу, был найден в крепости Пазырык, существовавшей в V-IV веках нашей эры. То, что в Средней Азии был найден многострунный инструмент, сделанный в IV веке, еще раз доказывает — люди в древние времена увлекались музыкой, и корни происхождения жетыгена также лежат в глубине веков.
Звук, издаваемый жетыгеном, созвучен с другими многострунными инструментами. Во дворцах царей древней Шумерии и Азии исполнители мелодий на многострунных музыкальных инструментах своими пальцами выводили звуки, передающие величие и важность феодалов. Мелодии, издаваемые каждой струной, брали за душу красотой звука и мелодичностью, вселяли в сердца слушателей ощущение необъятности Вселенной. С помощью музыкальных инструментов лечили душевные раны, передавали грусть и тоску, формируя таким образом музыкальную культуру.
[box type=»info» ]Самая распространенная легенда о жетыгене гласит, что инструмент изобрел старик, потерявший во время джута семерых сыновей. После смерти каждого из детей старик добавлял по струне на инструмент, выдолбленный из куска иссохшегося дерева, и сочинял по одному кюю. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до наших дней в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетыгеннің жетеуі» («Семь кюев для жетыгена»).[/box]
Ученый-этнограф Болат Сарыбаев говорил, что жетыген является ценным культурным наследием казахов. В результате многолетней исследовательской работы он возродил много забытых музыкальных инструментов, наряду с ними и жетыген обрел второе рождение. Хотя и возродили этот древний инструмент, впереди разностороннее изучение его особенностей, нынешнему поколению музыкантов и ученых предстоит сделать много открытий в этом направлении.
Во всем Казахстане можно по пальцам посчитать исполнителей на этом музыкальном инструменте с чарующими звуками. Одна из них Нургуль Жакыпбек. В Кобде хорошо помнят ее родителей – Бижан агая и Кулзаду апай Жапановых.
— Мама хорошо пела и импровизировала, сочиняла песни. В детстве я любила слушать ее прекрасный голос, ее напевы. Мой дядя Мухамед Елемесов, ветеран войны, композитор, его жена, Капиза апай, была знаменитой народной певицей. Брат мамы Едрес Баймукашев был признанным домбристом в Хобдинском районе, — рассказывает о своих корнях, несомненно, сказавшихся на ее увлечении музыкой, Нургуль.
В 1988 году она устроилась в Алма-Атинский фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген» исполнительницей мелодий на жетыгене. Так как этот старинный инструмент только-только возрождался и не было специалиста, который мог бы обучить ее мастерству владения жетыгеном, ей пришлось поначалу работать вслепую, по наитию, самой осваивать его секреты и возможности. Годы нелегкого труда, и постепенно они подружились. Сознавая, какая ответственность выпала на ее долю, Нургуль решила продолжить дело, начатое ученым-исследователем Болатом Сарыбаевым.
На следующем этапе она стала пропагандировать жетыген, выступать с ним на концертах, на радио и телевидении. Так пришли признание и успех. В начале двухтысячных годов, когда интерес к народным музыкальным инструментам возрос, Нургуль пригласили преподавать в музыкальные школы имени Куляш Байсеитовой и имени Ахмета Жубанова.
Находясь в постоянном творческом поиске, Нургуль продолжала и сама совершенствовать свое мастерство. В те годы интернет не был еще развит, поэтому ей приходилось часто ездить в Москву, знакомиться с исполнителями других многострунных музыкальных инструментов, учиться новым методам игры. Наиболее близким жетыгену оказался хакасский чатхан. С ним ее познакомил земляк, ученый-исследователь Абдулхамит Райымбергенов. Накопленные знания старалась передать своим ученикам. Опираясь на научные труды, Нургуль заложила основы школы игры на жетыгене в масштабе страны.
Она стала инициатором открытия школы игры на жетыгене при Алматинском эстрадно-цирковом колледже имени Жусупбека Елебекова и музыкальном колледже имени П.И. Чайковского. Затем открыла школу игры на жетыгене как дополнительный предмет при Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы, в этом ее поддержала декан факультета народной музыки Карима Сундеткызы Сахарбаева. Позже повышенный интерес к этому предмету позволил открыть специальный класс. В данное время здесь можно получить звание, что повысило престиж замечательного инструмента.
Величественные звуки жетыгена привлекают не только детей и подростков, но и именитых эстрадных исполнителей. Одной из первых исполнять песни под этот инструмент начала Жанар Айжанова. За ней последовали Улту Кабаева, Мадина Садуакасова. Несколько лет Нургуль Жакыпбек давала уроки игры на жетыгене известной певице Каракат Абдильдиной, которая теперь с большим успехом поет в сопровождении жетыгена не только в Казахстане, но и за рубежом. Впоследствии закономерно появился ансамбль исполнительниц на жетыгене.
Успешно совмещая исполнительскую и преподавательскую деятельность, Нургуль воспитала много учеников и приложила немало сил для популяризации жетыгена в Казахстане. Теперь у него стало много исполнителей и слушателей.
Молодой ученый нашла верный путь разработки методики исполнения на инструменте и поднятия его престижа на профессиональном уровне. Современные исполнители работают именно по методике Нургуль Жакыпбек. Она выпустила методические пособия «Школа игры на жетыгене», «Структура инструмента и методы игры на жетыгене», признанные как основные учебники по предмету. Жакыпбек выступает с докладами на международных научно-практических конференциях, публикует статьи о проблемах развития методики игры на жетыгене.
Ее ученики не раз становились призерами международных и республиканских конкурсов. На международном конкурсе, проходившем в Европе, фольклорный ансамбль «Каусар» завоевал Гран-при. Это окрылило и укрепило ее веру в себя, теперь этот музыкальный инструмент стал еще любимее и дороже. Конкурс проходил в итальянском городе Монте Джорджио, куда она поехала с тремя ученицами из состава ансамбля «Каусар». Труд ее девочек Айжан, Айгерим и Жанерке был вознагражден по праву, ведь они трудились дни напролет. Это был большой успех.
Хотя интерес к этому старинному музыкальному инструменту растет, но настоящих исполнителей еще мало, поэтому к Нургуль приезжают со всех концов нашей страны. Также растет интерес к жетыгену в соседних Кыргызстане и Китае. Труды уроженки Кобды не прошли даром, она возродила забытый музыкальный инструмент и остается верной избранному делу.
— Если шаманы в древние времена использовали свои инструменты для лечения болезней, то я думаю, что жетыген применяли для лечения души человека. И когда его слушали, человек мог воспарить духом, — говорит Нургуль.
Методом проб и ошибок она стала автором современного жетыгена. Он имеет 22 струны, возможно, их количество уменьшится. У нового инструмента оптимальная толщина, позволяющая передать нужный звук. Он стал более звучным, громким для слушателя и удобным для музыканта. К примеру, участницы ансамбля «Каусар» могут играть одновременно на двух жетыгенах.
На обновленном инструменте можно сыграть мелодии в жанре кантри, рок-баллады и традиционные мотивы. Кстати, дизайн нового жетыгена разработал супруг Нургуль художник Асет Жакыпбек.
В творческой семье рождаются талантливые дети. Землякам будет интересно узнать, что ее старший сын Асыл окончил музыкальную школу им. Ахмета Жубанова, затем Российскую Академию музыки имени Гнесиных в Москве. После учился в Канаде, окончил две магистратуры в Монреале, играет на гобое. Средний сын Жарас пошел по стопам отца, стал художником, дизайнером интерьера. Сейчас работает главным дизайнером ФК «Кайрат». Младший Нуржас пока школьник.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из личного архива Нургуль Жакыпбек

Колонка "Взгляд"