Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Во имя Веры

Завтра начинается трехдневный мусульманский праздник — Курбан айт — один из самых значимых в исламе.

В эти дни миллионы правоверных завершают хадж — паломничество в Мекку. Одним из главных ритуалов праздника также является жертвоприношение.

Об особенностях Курбан айта —

наша Главная тема.

 

Праздник

начнетсЯ с намаза

Об обязанностях правоверных в дни Курбан айта и составляющих праздника рассказывает представитель Духовного управления мусульман Казахстана в Актюбинской области, главный имам мечети «Нұр Ғасыр» Абдимутали Дауренбеков.

 

— В Актобе Айт-намаз начнется в 8 часов 30 минут по местному времени, вслед за ним состоится жертвоприношение, — сообщил журналистам главный имам области.

Как пояснил священнослужитель, Курбан айт не ограничивается необходимостью забивать скот, главное — чистота помыслов и намерений каждого мусульманина.

— Аллах не нуждается ни в крови, ни в мясе или шкуре убиенного животного. Главное — человек должен выразить готовность пойти на жертву во имя Всевышнего. Только после этого он услышит наши молитвы и дарует благоденствие, — пояснил Абдимутали Дауренбеков.

По его словам, жертвенное животное должно быть целым и здоровым. Если нужно резать мелкий рогатый скот, то выбирают овцу, если крупный — предпочтение отдается самцу. Кстати, жертвовать крупный скот — корову или верблюда — можно, объединившись до семи человек. Мясо делится на три части: первая предназначена для родственников, друзей, соседей, вторая — для семьи и третья — обездоленным. Но если у правоверного много детей в семье, ему разрешается полностью оставить мясо себе.

Сам праздник длится три дня, но при определенных обстоятельствах дается еще три дня, чтобы провести обряд жертвоприношения. Те, кто во время праздника вынужден находиться в пути, в командировке, могут оставить доверенное лицо, которое принесет жертву от его имени. Но никак нельзя резать скот раньше Айт-намаза.

— До чтения молитвы ритуал не будет считаться жертвоприношением, — уточнил имам.

Главный имам также разъяснил особенности народного ритуала «шектік», которого придерживаются в ряде регионов страны.

— Данный ритуал раньше был разрешен зажиточным людям, чтобы они давали садака от имени усопших накануне Курбан айта, чтобы не умалить значение праздника. Со временем он стал нормой для всего населения. Сейчас мы говорим, что лучше давать «шектік» во время Курбан айта, — говорит Абдимутали Дауренбеков.

В этом году местом массового жертвоприношения определена площадь мечети «Нұр Ғасыр». (В городской мечети сейчас идет реконструкция). Во дворе центральной мечети подготовлена специальная площадка на 25 мест, которая соответствует санитарным нормам. Здесь же будет организована продажа скота и закуп шкур. Для поддержания порядка будет дежурить и наряд полиции.

— Насчет цены не можем ответить однозначно, так как это рынок, — признался Абдимутали Дауренбеков. — Но мы просим продавцов не повышать цену.

Услуги мясников тоже разнятся. К примеру, в прошлом году за забой одного барана люди платили по одной тысяче тенге. Здесь надо учесть и тот факт, что платить за услуги мясников надо отдельно, то есть мусульманин не может расплачиваться мясом или шкурой заколотого животного. Стоит отметить, шкура тоже является частью садака и, продав ее, нельзя использовать вырученные деньги для своих нужд.

— В прошлый праздник Курбан айт здесь были заколоты около 400 овец. Мы раздавали людям по 2-4 килограмма мяса. Ожидается, что и на этот раз количество их не уменьшится, но в отличие от предыдущих лет раздавать мясо при мечети не будем. Оно будет отправляться в дома престарелых и инвалидов, детские дома, приюты и малоимущим семьям, — заключил главный имам мечети «Нұр Ғасыр» Абдимутали Дауренбеков.

 

Благое дело

огласки не требует

 

Правоверные, которые раздают часть жертвоприношений во время Курбан айта нуждающимся, желают оставаться неизвестными. По канонам ислама не принято оглашать свои добрые поступки. После долгих уговоров нам удалось побеседовать с одним из них. Оказалось, что актюбинский предприниматель помогает людям не только во время религиозных праздников. От него мы также узнали, что среди обязательных, не подлежащих оглашению, садака, есть и афишируемые.

 

В семейном кругу

Тридцатипятилетний Адиль кажы Курманай (совершил паломничество в Мекку в 2005 году с матерью) — предприниматель. Его бизнес связан с сельским хозяйством и мебелью. Предстоящий праздник по устоявшейся дома традиции он встречает всей семьей. После утренней трапезы с отцом идет в мечеть, на Айт-намаз. Здесь они непременно поздравляют собравшийся жамагат с великим праздником, а потом с родственниками проводят обряд жертвоприношения. Обычно семья Адиля режет две головы крупнорогатого скота. По его словам, жертвоприношение во время Курбан айта он начал совершать с середины 90-х годов, когда еще жил в Алматы.

— В первые годы после переезда в Актобе во время праздника собирались с друзьями, компаньонами. Жертвоприношение делали за городом, где у нас есть свое хозяйство. Но в последнее время пошли разговоры, что так собираются сектанты, поэтому во избежание таких слухов решили отмечать праздник каждый у себя, в кругу семьи, — рассказывает кажы. — На тот момент резали 4-5 голов и мясо раздавали родственникам. Но у нас нет стольких бедных родичей, поэтому брали в мечети или в местном акимате списки нуждающихся людей. Хотя за ними и ходить далеко не надо, ведь они живут рядом с нами, в соседних домах. Так, я не уверен, что все наши пенсионеры могут позволить себе есть мясо ежедневно, многие из них довольствуются супнабором.

Адиль Курманай уверен, что людей, помогающих нуждающимся, намного больше, чем кажется. Ведь сейчас число состоятельных граждан в обществе увеличивается.

— Я предприниматель и в своей среде знаю немало тех, кто не читает намаз и не держит оразу, но во время Курбан айта большая часть из них делает жертвоприношение. Им это ничего не стоит, наоборот, они получают благословение от тех, кому помогают. Возможно, многие об этом даже не знают, но таких людей, действительно, намного больше, чем вы думаете. И это радует, — говорит Адиль кажы.

Предприниматель признается, что не занимается благотворительностью. Несмотря на это, ему приходилось по просьбе одинокой женщины оплачивать учебу ее ребенка. Также по возможности он помогает ремонтировать школу и сельский клуб в ауле, где находится его хозяйство. К примеру, недавно к нему обратились представители одного из благотворительных фондов Алгинского района со списком особо нуждающихся граждан, составленным местным акиматом. Люди на самом деле оказались обездоленными. Бизнесмен собрал так называемую продовольственную корзину каждому.

— Надо учесть, что пожертвования, милостыни, садака должны раздаваться не громогласно. Если человек делает это ради хвалебных слов, все его благие поступки пойдут насмарку. Известно немало историй из жизни правителей, которые, переодевшись в простых граждан, ходили по ночам и тайно совершали благие дела. Их обнаруживали случайно и только благодаря этому узнавали о проявленном ими милосердии. Образно говоря, о благом деянии правой руки не должна знать левая. Я тоже свои дела никогда не афишировал. Но вы просили так настоятельно, что решил высказаться. Надеюсь, что число щедрых людей после моего рассказа еще больше увеличится.

 

Главное —

чистота помыслов

Вместе с тем Адиль кажы Курманай рассказал об открытых садака. Оказывается, есть пожертвования, которые подлежат непременному оглашению.

— К примеру, зекет дается один раз в год, — уточняет правоверный. — Это святая обязанность мусульман. После оплаты обязательных государственных налогов, по возможности, даю зекет. Его размер не так уж велик. К примеру, если вы разводите овец, то одна овца (или ее денежный эквивалент) из сорока составляет зекет. В процентном отношении это всего 2,5 процента, что намного меньше, чем госналог. Отдаю его опять же нуждающимся людям, хотя часть населения относят зекет в мечеть. У нас мечеть отделена от государства, поэтому и Дом Аллаха нуждается в помощи. Для этого при муфтияте открыт фонд «Зекет» и свое пожертвование можно отнести туда или в другие благотворительные фонды.

По словам Адиля, для земледельцев, к коим он причисляет и себя, предусмотрен зекет «үшір». Его ставки тоже разнятся. Для тех, кто обрабатывает, удобряет поле, зекет полагается в размере пяти процентов от чистой прибыли. Но есть и те, кто посеял весной и убрал осенью, не потрудившись на поле. Они должны платить «үшір» уже 10 процентов от вырученного.

— Время дачи зекета человек назначает сам. К примеру, многие садака, в том числе и зекет, я даю во время священного месяца Рамазан. Думаю, многие поступают таким же образом, — считает Адиль Курманай. — Кто на самом деле нуждается и какие наши пожертвования удовлетворят волю Аллаха, мы не знаем. Почему-то многие вспоминают о Всевышнем только в трудные минуты. Но ведь трудимся и пожинаем мы плоды своих трудов благодаря Творцу. И если мы не сможем выполнить единственную Его волю, зачем тогда живем на этой земле? Ничего из наших пожертвований (ни мясо, ни шкура, ни рога) не идет напрямую Аллаху, ему достаточно только наше чистое, искреннее желание…

 

Справка «АВ»

Закят (зекет) (от арабского — «рост», очищение») — обязательный годовой налог-милостыня в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие дел, способствующих распространению ислама, истинных знаний о нем и так далее. Закят — один из пяти столпов ислама.

 

В Мекке

все равны

Шесть раз совершал хадж директор департамента по делам религий по Актюбинской области Бауыржан Есмахан.

 

Хадж — паломничество к священным местам Мекки — единственный столп ислама, который совершается в строго установленное время и только на территории Мекки.

— По канонам ислама, паломничество к Дому Аллаха обязан совершить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если ему позволяют финансы и здоровье. Можно больше, но все опять-таки зависит от возможностей человека. В малый хадж, именуемый «умрой», можно поехать в любое время года. В большой, который проводится во время Курбан айта, ежегодно отправляются почти пять миллионов человек со всех уголков мира. Их маршрут пролегает через долины Мина, Муздалифа, гору Арафат, — рассказывает «АВ» Бауыржан Есмахан, совершивший хадж шесть раз.

В их числе и более пяти тысяч казахстанцев. Доля актюбинцев в этой цифре пока не так высока, хотя по численности паломников мы на третьем месте после Алматы, Астаны, откуда в хадж ежегодно выезжают по пятьсот-тысячу человек. У нас цифра куда скромнее — в этом году хадж совершают 130 паломников. Делегация нашей области уже находится в Джидде Саудовской Аравии и начала свою святую миссию.

В Казахстане свои услуги по организации поездки в Мекку предлагают двадцать так называемых хадж-операторов. Цена варьируется в пределах трех-четырех тысяч долларов.

— На цене сказывается статус отеля, питание. Есть отели, расположенные в непосредственной близости от мечети аль-Харам возле Мекки. Проживание в них, разумеется, выше, чем в тех, которые находятся на отдалении, — объясняет собеседник, напоминая, что главное не звездность отеля или стоимость путевки. Основная цель паломника — совершить хадж. И за три тысячи долларов, и за четыре паломнику будет предложен один и тот же маршрут.

В Мекку едут предприниматели, директора крупных компаний, в обычной жизни привыкшие к комфортным условиям. Но во время священной миссии им приходится жить в комнатах по пять-восемь человек или спать в палатках под открытым небом. Это сделано специально, чтобы они ценили прежде всего духовную составляющую, а не материальную. Здесь неважно кто ты: аким, бизнесмен или рабочий. Все равны, у всех одинаковая одежда, одни помыслы.

— Знаете, что мне запомнилось больше всего? По пути следования в Джамарат («Шайтанға тас лақтыратын жер») паломники видят немощных людей, родившихся с различными патологиями, инвалидов. На мой взгляд, это сделано специально, чтобы при виде их каждый человек задумался о том, что Аллах дал ему здоровье, и ценил его, — продолжает директор департамента.

Хадж может совершить любой мусульманин. Правда, в последние годы увеличилось число тех, кто не читает намаз, но хочет совершить паломничество.

— Как правило, многие возвращаются оттуда, уже умея читать намаз, — продолжает Бауыржан Абдрашевич. — Вообще, духовная атмосфера, которая там царит, меняет людей. Дома они думают о бытовых проблемах, работе, семье, в Мекке же отключаются от всех проблем, настраиваются лишь на хадж. Наверно, этим объясняется то, что через время многие снова рвутся туда.

Паломником может стать человек, достигший совершеннолетия.

— Было время, когда возраст был неограничен. Лично сам видел, что в Мекку брали даже грудных детей. Правда, сейчас запретили. Самому пожилому было за 90. Нередки случаи, когда у человека достаточно средств, а вот здоровье слабое. Ислам позволяет отправить вместо себя представителя, который от его имени совершит хадж, — отметил Бауыржан Абдрашевич и вспомнил один случай.

— В 2005 году в Мекке потерялся ветеран войны из нашей делегации. В те годы не у всех были мобильные телефоны. Дедушка отстал от нас и каким-то образом оказался среди африканцев. Он нашел нас через три дня. Все это время паломники с другого континента делились с ним едой, оставляли ночевать. Те, кто совершил хадж, не имеют права возвышать себя над другими. Они возвращаются оттуда с огромным духовным багажом, поэтому должны делиться им с людьми. А своим поведением, разговорами соответствовать той высокой миссии, которую они выполнили перед собой и Аллахом, — заключил собеседник.

 

Мусульманин не должен сожалеть о средствах, потраченных на паломничество. Деньги, которые предназначены для совершения хаджа, должны быть заработаны честным путем.

 

Правила для паломника:

— паломник должен обладать здоровьем, позволяющим выдержать путь, и терпением для выполнения всех обрядов хаджа;

— путь в Мекку должен быть безопасным. Если возникнет угроза для жизни и здоровья человека, то отказ от паломничества не будет считаться грехом. Если, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, мусульманин совершит паломничество, то оно будет благословленным;

— для совершения паломничества можно воспользоваться различными видами транспорта (самолет, морское судно и др.).

* * *

Женщины, так же как и мужчины, могут совершать паломничество. Между тем, если замужняя женщина захочет совершить хадж, сначала она просит разрешения у мужа. Если она собирается в первый раз совершить паломничество, то в таких случаях муж обязательно должен дать свое согласие. Если же женщина собирается в хадж во второй раз или уже несколько раз совершила этот обряд, то она должна непременно согласиться с любым решением мужа. Женщина при этом может осуществить паломничество только в сопровождении мужа или родственника.

Над Главной темой работали Абат КАРАТАЕВ и Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"