Актюбинцы все больше предпочитают использовать национальные мотивы в одежде, украшениях и домашнем интерьере.
Причем так называемый стиль фольк стал пользоваться немалым спросом. Сейчас довольно часто можно встретить местных модниц, в одежде которых гармонично переплетаются современный и национальный стили. Это могут быть, например, современные костюмы с казахским орнаментом или аксессуары с элементами старинных вышивок.
Зачастую актюбинки с удовольствием достают наряды своих бабушек и прабабушек прямо из сундуков либо заказывают их у мастериц, которых, учитывая спрос, стало тоже немало. Причем «штучки» из старины используются не только в повседневности. В последние годы практически любое торжество не обходится без национальных атрибутов. Наверное, обращаясь к традициям предков, люди хотят обрести ту гармонию, которая была свойственна предкам и которой так не хватает в нашем нервном современном мире.
Зов крови
Малика Дусембаева шьет свадебные наряды в национальном стиле. К этому занятию актюбинка пришла не сразу. До этого была успешная карьера: молодая женщина, которая, кстати, имеет три высших образования, работала на должности главного бухгалтера одной из компаний. Но в какой-то момент решила, что занимается не тем, чем должна.
— Я просто написала заявление об увольнении и ушла. Куда ухожу, не знала. Никаких проблем в работе и оплате не было: на тот момент я добилась необходимых высот в профессии. Но что такое бухгалтерия? По сути, никакого развития: выполняя ежедневную работу, я не развивалась. Душа требовала чего-то другого. Я знала, что во мне что-то спит и это что-то надо разбудить. Занимаясь будничными цифрами, я бы не нашла себя. Вот что стало причиной моего ухода, — рассказывает Малика.
Бизнес, который основала актюбинка, стал семейным. Мама Малики Рысты Дусембаева, которая увлекалась шитьем всю жизнь, открывала ателье по пошиву одежды еще в девяностые. Правда, тогда дело пришлось приостановить. Несколько лет назад идею мамы предложила во-
плотить в жизнь уже дочь. Вытащили успевшие запылиться швейные машинки, взяли небольшое помещение в аренду и начали творить. А то, что пошив такой одежды действительно творчество, сомневаться не приходится. Как рассказывает мастер, зачастую на один наряд уходит по нескольку месяцев. Ведь многие элементы свадебной одежды как для девушки, так и для жениха вышиваются и выбиваются национальным орнаментом вручную. Зато со сбытом изделий проблем никогда не возникало.
— Клиенты появились в первый же день, как открылись. Люди просто проходили мимо, увидели манекены и зашли. Им нужны были национальные костюмы на конкурс: так что сразу поступило несколько заказов. Рекламу мы никогда не давали. Тут срабатывает так называемое сарафанное радио: один клиент передает другому. И еще через соцсети узнают. Постепенно начали поступать заказы со всего Казахстана. По сути, я не жалею, что изменила свою жизнь тогда. Я почувствовала, что действительно начала жить. Здесь нет каких-то ограничений, предела в творчестве. Такое чувство, как будто окунаешься в океан. И он безграничен. Каждый раз можно творить все лучше и лучше, и одна работа не похожа на другую, — рассказывает мастер.
Причем, по словам хозяйки ателье, такая одежда пользуется все большим и большим спросом. И это не случайно: сейчас уже практически ни одна свадьба не обходится без национальной одежды.
— В последние пять лет возродилась традиция, когда на «кыз узату» одевается казахский национальный костюм. У нас же, казахов, раньше европейскую одежду не носили. Но 70 лет советской власти сделали свое дело. И только сейчас люди стали активно поворачиваться к традициям. Теперь торжество проходит «миксом»: первый день в национальной одежде, а на второй день уже одевают европейскую. Традиционный «беташар» обязательно проходит в национальной. Причем, если раньше, имею в виду недалекое прошлое, на свадьбы одевали открытые наряды, то сейчас предпочитают выглядеть скромно, чтобы старики оценили и были довольны нравом молодых, — рассказывает Малика Дусембаева.
— А какие сейчас запросы у клиентов, что им нравится? Что из старины они готовы внести в свою жизнь?
— Люди хотят, чтобы национальный колорит присутствовал абсолютно во всем. Многие шьют традиционно национальную одежду. Мы же за основу берем современную моду, добавляя элементы национального. Причем с учетом философии узора. Я думаю, здесь смешивать нельзя: какая-то символика характерна женщинам, какая-то — мужчинам. Есть свои нюансы, которые нужно знать и соблюдать.
Кстати, искусству вышивать Малика обучалась в Китае. Интересно, что именно казахи, которые проживают в Поднебесной, сумели сохранить наследие предков. И сейчас именно у них можно научиться настоящему мастерству.
Впрочем, чтобы стать мастером в этом деле, нужно нечто большее, чем просто овладение навыками. Малика, например, считает, что своим становлением как мастера она обязана своим предкам.
— У нас целая династия. Мои прабабушка и бабушка по материнской линии активно занимались рукоделием. Да и по отцовской линии в этом деле предки преуспели. Все, что можно делать руками, они делали сами. У нас в сундуке хранились вещи, которые еще моя бабушка шила. Бешпет, пальто и многое другое. Я как-то до-стала хранившееся, почистила и стала носить. Удивительно, как это все шили, не имея ни лекал, ни журналов типа «Бурда». При этом идеально посаженный рукав, идеальная строчка. Надо отдать должное швеям тех лет. Поэтому мне было легко шитьем заниматься. Я думаю, что это зов крови, — говорит Малика Дусембаева.
Мировая
тенденция
— Сейчас, действительно, бум истории, — говорит известный актюбинский ювелир, возродивший искусство своих предков, Болат Атраубаев. — В последние несколько лет я посещаю международные выставки и вижу, что акцент, как правило, делается на возрождение народных традиций. Особенно большой интерес к восточной и исламской культуре.
Мастер рассказывает, что у иностранцев пользуется немалым спросом все, что сделано из натуральных материалов.
— Они, как увидят, что это природный материал, сразу начинают интересоваться. Тут и расчески из кости и дерева, какие делали в старину, и сделанные из глины фигурки, игрушки. В общем, все то, где нет химии. Особенно привлекательна посуда из натуральных материалов. Ведь именно так раньше хранили казахи молоко и другие напитки. И они не портились, — рассказывает Болат.
Соотечественники тоже стали ценить народное. Многие покупают настоящие национальные украшения. Причем интерес возникает даже к таким, казалось бы, ставшим уже экзотикой изделиям, как, например, шолпы.
— Раньше у казахов девушки обязательно надевали на косы эти специальные подвески, которые были нелегкими. Благодаря им походке придавалась особая стать, ведь металл на волосах тянул вниз, за счет чего вырабатывалась осанка, — рассказывает Болат Атраубаев.
Кстати, как рассказывает мастер, отношение к украшениям у казахов в старину было особым. Носили их не ради роскоши, а исключительно лишь в качестве оберега от несчастий и сглаза. И только серебро. Причем девушка или женщина могли надеть на себя до шести килограммов различных украшений. Чаще всего на той или другое знаменательное торжество. Но и в будни без серебра не обходились. Также было принято постоянно носить кольца и перстни. Причем для хозяек это было обязательным условием: ведь приготовленная руками без серебряных украшений пища считалась «нечистой». В народе вообще широко использовались различные свойства серебра, в том числе для лечения недугов.
Украшения из серебра были в чести не только у женщин, но и у мужчин. Последние в основном носили массивные перстни, на которых, как правило, указывался род, к которому принадлежал владелец. Делалось это не случайно, а с той целью, чтобы не произошло кровосмешения, что считалось большим грехом. Женитьба на кузинах и родственниках в казахском народе не приветствовалась.
Большое значение придавалось браслетам. Особенно важно было надевать их на ночь. Предки казахов верили, что во время сна сила и энергия человека уходит через руки. Задержать ее и было предназначением браслетов.
Мой дом,
моя юрта
Помимо интереса к национальным украшениям и одежде, актюбинцы сейчас активно вносят народный стиль и в свои жилища. Стала уже модной тенденцией, когда хотя бы одна комната в доме или квартире обставлена в национальном стиле.
— Обращаются заказчики и просят оформить одну комнату в национальной стилистике. Причем потребности и культура людей растут: клиенты хотят видеть помещение в современном и грамотном исполнении. Например, оформляют потолок в виде шанырака, помимо конструкций из гипсокартона, включают сюда и красивое освещение, элементы дерева, иногда и роспись, — рассказывает актюбинский дизайнер Айгуль Сагимбаева.
Причем, как говорит специалист, для оформления дома в казахском стиле не требуются масштабные перестройки. Просто используются отдельные детали и элементы национального стиля. Важно их просто грамотно сочетать с вещами современной эпохи.
Также становится модным активно использовать в интерьере различные изделия ручной работы мастериц прикладного искусства.
— Сейчас можно встретить и в торговых точках, и в социальных сетях настолько изумительные по своей красоте изделия, что можно смело использовать их в декоре помещений, например: подушки диванные, покрывала, ковры, пуфы, накидки на стулья, скатерти, настенные украшения. Смотрится красиво, ярко, динамично и современно, — говорит дизайнер.
Алиса МАРИНЕЦ