Страхование нашей с вами жизни по-прежнему остается роскошью. Но, говоря честно, мы почти ничего не знаем о нем. Это более чем странно, ведь речь идет о самом ценном, что у нас есть. Между тем в некоторых странах мира до 90 процентов населения имеет полисы страхования жизни.
Так что же представляют собой страховые продукты и с чем их едят? И удобоваримы ли они вообще? Мнения и взгляды на эту тему полярно разнятся. Узнать подробно о страховании жизни в Казахстане нам удалось на информационно-образовательном семинаре для региональных СМИ «Страхование жизни в Казахстане», организованном АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания» (АО «КСЖ «ГАК») при содействии Казахстанского пресс-клуба.
Страхование жизни зародилось в стране совсем недавно и только начинает работать в полную силу. В западных странах наличие полиса давно является обязательным атрибутом для каждого.
Страховая культура населения растет и открываются новые возможности и альтернативы. И в этом вопросе, по мнению организаторов, важная роль придается средствам массовой информации, которые вносят свой вклад в информирование населения об экономических новшествах. Люди начинают проявлять больший интерес и активность в вопросах, касающихся рисков и надежности своих сбережений.
По мнению директора аналитического актуарного центра ОО «Общество актуариев Казахстана» Мирболата СИХОВА, повышение финансовой грамотности отечественных журналистов — залог дальнейшего успешного развития страхования жизни в Казахстане.
Как подчеркнул на семинаре заместитель директора департамента надзора за субъектами страхового рынка и других финансовых организаций Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Серик КАМЕЛИ, развитие отрасли «страхование жизни» является одной из приоритетных задач агентства.
Директор департамента маркетинга и продаж АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания» Жанат АЙТЖАНОВ решил привлечь потенциальных клиентов компании, раздумывающих, быть или не быть страхованию в их жизни, своим личным примером и «раскрыл» над собой зонт стоимостью в 7 миллионов тенге. В течение 10-ти лет страховка будет защищать его от неблагоприятного воздействия «окружающей среды».
Услуга, по словам Жаната Айтжанова, обходится ему недорого — всего 1 800 тенге в месяц. Причем эту сумму бухгалтерия перечисляет на счет ГАКа чуть ранее основной суммы зарплаты. Таким образом, кровно заработанные Жанатом тенге, избегают печального бремени двойного налогообложения. Сегодня ему 41 год, отсюда и 1 800 тенге. Застраховался бы раньше, ежемесячные отчисления, соответственно, были бы гораздо меньше. Точную сумму сообразно вашему возрасту, сумме зарплаты и выбранному вами виду страхования вам просчитает специалист.
Как оказалось, компании по страхованию жизни, и в частности государственная аннуитетная компания, предлагают своим клиентам огромный перечень страховых продуктов. Не обременяя семейный бюджет, можно застраховать свою жизнь и жизнь своих близких на приличную сумму и жить, не беспокоясь, что с вами вдруг что-то да произойдет.
Особое место в линейке страховых продуктов ГАКа занимают пенсионные аннуитеты.
«Пенсионный аннуитет — один из самых интересных и развивающихся видов отечественного страхования, — уверен председатель правления АО «КСЖ «ГАК» Куат АКИЖАНОВ. — Судите сами. На 1 августа 2008 года из НПФ было переведено в страховые организации накоплений чуть более 161 миллиона тенге, а ровно через год эта сумма превысила 886 миллионов тенге».
Привлекательность пенсионных аннуитетов, по его словам, состоит в том, что они играют роль альтернативы накопительным пенсионным фондам, а во-вторых, что немаловажно, обеспечивают пенсионеров пожизненными пенсионными выплатами. Пенсионные аннуитеты также позволяют обеспечить выплатами тех, кто вышел на пенсию раньше установленных сроков, например по выслуге лет.
Договор пенсионного аннуитета позволяет лицам, достигшим 55-летнего возраста и имеющим достаточную сумму пенсионных накоплений, получать пожизненные пенсионные выплаты из страховой организации, не дожидаясь законодательно установленного пенсионного возраста.
Работников ГАКа не может не радовать тот факт, что казахстанцы наконец-то начали проявлять живой интерес и активность к вопросам, касающимся рисков и надежности своих сбережений.
Страховая культура населения растет, люди открывают новые возможности и альтернативы для размещения своих пенсионных накоплений, вкладчик может выбрать, каким способом он хочет получать свою пенсию.
И хотя в Казахстане не так много людей, накопивших в НПФ приличную сумму денег, эксперты ГАКа считают, что это временная ситуация, и число казахстанцев, которые смогут позволить себе пенсионный аннуитет, будет неизменно расти. Несмотря на сложную экономическую ситуацию. Но, как говорится, нет худа без добра.
— Этот кризис заставит многих казахстанцев, в том числе бизнесменов и руководителей предприятий, включить страхование в список своих приоритетов, — убеждены в ГАКе.
Ведь речь идет, прежде всего, о нашем личном благосостоянии — страховании жизни и пенсионном страховании. В условиях подобных кризисов люди начинают четче осознавать свою личную ответственность за финансовое благополучие семьи, родных и близких. Потому, собственно, в ближайшие годы у страхования жизни и пенсионного аннуитета большие перспективы развития.
Прежде чем подписать договор личного страхования с одной из 7 компаний, имеющих лицензию на право осуществления деятельности в отрасли «страхование жизни», позвоните в Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций или зайдите на сайт агентства, поинтересуйтесь, безупречна ли сама компания и ее бизнес-стори, советовали спикеры семинара.
Во Франции на страховые полисы, и прежде всего на полисы накопительного страхования, приходится 20 процентов всех финансовых активов населения и 10 процентов их суммарного имущественного достояния.
Мы многократно уступаем не только странам с высоким уровнем благосостояния, но и своим близлежащим соседям, той же России, к примеру. А в Чехии, Венгрии и Польше рынок страхования жизни составляет порядка 1,2 процента от внутреннего валового продукта (ВВП). В США этот показатель составляет
4-5 процентов, в Японии — 8-9.
Государственная аннуитетная компания создана в 2004 году и не является монополистом на рынке страхования, хотя 100 процентов акций компании принадлежат государству. ГАК работает в конкурентной среде и сегодня является лидером среди компаний по страхованию жизни в Казахстане.
В настоящее время основной упор ГАК делает на развитие региональной сети. Начиная с этого года ГАК представлена во всех регионах страны.
По итогам работы на 1 августа этого года ГАК занимает 30 процента рынка страхования жизни и является несомненным лидером на рынке страхования.