Феномен Вассермана, или любой ребенок может стать вундеркиндом

Педагоги и ученики четырех школ Актюбинской области в новом учебном году совершат увлекательное путешествие по океану Знаний. Кораблем под названием «Школа менеджеров» будет управлять коллективный разум. Капитанами станут дети. Они поведут свое судно по курсу качества и  успеха. Их помощниками станут Память, Скорость, Логика. На финишной прямой их встретят Организованность, Ответственность, Коммуникабельность и Уверенность.

Это не сказка, не фантастика из далекого будущего. Это инновационная технология «Управление качеством обучения в общеобразовательных школах», автором которой является  консультант по новым технологиям фонда образования Нурсултана Назарбаева, педагог-психолог Федор ВАССЕРМАН. После семинара с преподавателями школы № 1 города Актобе и выборов ученика-президента в школе № 3 он любезно согласился ответить на наши вопросы.

С чего и когда все началось?

Образовательную технологию «Биоинформатика и синергетика» мы вместе с моим помощником Кайратом Тургунбаевым  начали внедрять в школах Казахстана 10 лет назад.  Занимаясь развитием детей как педагог-психолог, я понял, что любой ребенок при правильном подходе может стать вундеркиндом. Но вместе с тем осознал, что развивать ребенка вне школы опасно — можно перейти границу его ресурсов. Мы обратились со своими идеями в отдел образования  Южно-Казахстанской области, откуда нас попросту выставили. Мы не обиделись. Нашли единомышленника в  лице директора одной из самых отстающих по всем параметрам средней школы поселка Карабастау Сайрамского района ЮКО и стали работать подпольно. Сельская школа: ветхое здание, старые учебники, слабые преподаватели. Мы не могли изменить условий обучения, мы перестроили учебный процесс. Через год в контрольном классе провели областной семинар, после которого нам тут же по приказу областного департамента дали шесть школ под эксперимент.

— Что же так поразило специалистов?

Педагоги увидели, как работают дети: небывалая скорость мышления, организованность, активность. Учителя не успевали за детьми считать на калькуляторах. За урок было дано почти 90 ответов — работал весь класс. Феномен был впереди. Мы начинали работать в 2002 году, через три года там сменился директор. Все это время школа была лучшей, ее ученики добивались призовых мест на олимпиадах и конкурсах. А через пять лет выпускники контрольного класса сдавали ЕНТ, по итогам которого из 17 учеников один получил знак «Алтын белгі» и 13 человек, набрав наивысшее количество баллов, смогли поступить в вузы по государственным грантам.

— Действительно, результаты ошеломляют. В чем же секрет вашего подхода к обучению?

— Современная школа, как и школа советских времен, никакого внимания не уделяет особенностям и способностям развития ребенка. Конечно, наше образование неплохое, но оно использует лишь тот потенциал, что лежит у ребенка на поверхности. Кроме того, доказано, что эффективность управления одного руководителя не превышает 7-9 человек. Соотношение «1 учитель — 30 учеников» в 4 раза превышает норму управляемости и во столько же раз снижает ее качество. Мы вывели расчетную формулу, в которой доказываем, что при таком подходе качество обучения не может быть выше 9 процентов. Вспомним школьные годы — задерганные, по ночам пишущие поурочные планы, затем весь урок исполняющие соло учителя, не менее замученные, депрессивные, подавленные, уставшие от занятий ученики.

В нашей школе мы можем достичь качества 63 процента. Мы создаем специальную среду, в которой до 70 процентов учащихся участвуют в управлении школой. Мы не боремся за качество, мы улучшаем его, мы не боимся ошибок, мы ищем их, анализируя каждое «слабое звено». Мы нацелены не на «дубинку ЕНТ» (тестирование является измерителем знаний, а не конечным продуктом), а на предстоящую жизнь, ожидающую ребят за стенами школы. Мы говорим ученику: «Посмотри за окно. Там тебя ждет жизнь. И в ней тебе помогут не твои оценки, а твои качества. Умение быть организованным, ответственным, лидером сделает тебя лучшим среди тысяч таких же ребят, как ты. У тебя есть способности, мы поможем тебе их раскрыть». Это является самым действенным и верным мотиватором.

— Федор Яковлевич, а что значит — «управление школой»?

— Мы называем это «школой менеджеров». Представляете — выпускник школы становится готовым управленцем, политиком, законодателем или аналитиком. Феномен в следующем. С 1 по 11 классы есть структуры управления коллективом. На открытых выборах дети сами выбирают лидеров класса и школы — политиков. Создают комитет по этике — законодателей, создающих уставы. Назначают руководителей — тренеров по скорости мышления, логике, памяти, словарному запасу. И аналитиков, которые собирают и обрабатывают информацию по всем направлениям.

— Помнится, в День учителя мы тоже выбирали президента школы и сами вели уроки в младших классах.

— Что вы! Мы цирком не занимаемся. Мы работаем не формально, а практически. Наша технология, аналогов которой нет ни в одной международной организации, является системой, охватывающей все звенья среднего образования. Еще один феномен нашей программы — измеритель качества обучения. Практически ноу-хау, позволяющее детям самостоятельно оценивать свои знания по специальной системе, в которой учитывается сложность заданий, время и скорость его выполнения.

— Мне одно непонятно: как вы добиваетесь 90 ответов за один урок?

— Мы создали специальные технологические карты — это как рецепт или инструкция на предприятии. В карте расписан регламент поведения учителя и учеников. Причем главенствующая роль отводится детям. Это еще один феномен — коллективный разум. Когда каждый заинтересован в качестве и старается внести свою лепту в общее дело.

— В общих чертах картина ясна. А сколько школ на сегодняшний день последовали за вами?

Всего с 2002 по 2009 учебные годы технология внедрялась в более чем ста школах РК.  Например, в Алматы, Астане, Таразе, Шымкенте, Ленгере, Кентау, Туркестане, Темиртау, Кокшетау, в нескольких районах ЮКО. В Актобе мы подписали договор с гимназией № 51, средними школами города Актобе № 1, 3 и шалкарской школой № 8. Сейчас мы разрабатываем проект «образовательный технопарк», его суть в создании открытой площадки для единомышленников. Это значит, что теперь эти четыре учебных заведения будут поддерживать друг друга, помогать, общаться, обмениваться опытом, как и с другими школами страны, работающими по новым технологиям.

— И в заключение несколько слов о работе фонда образования Нурсултана Назарбаева.

— Фонд образования был создан по инициативе Президента страны в 1998 году. Он представляет Казахстан на международной арене и способствует интеграции национальной системы в мировое образование. Среди проектов фонда — создание лицензированных в международном пространстве школ группы «Мирас». Фонд образования Нурсултана Назарбаева является проводником новых международных направлений, тенденций, явлений в образовательном мире и, собственно говоря, привлекает сюда весь потенциал, который есть в мире.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Уважаемые педагоги, родители, школьники, напоминаем, что вы можете обратиться в редакцию «АВ» со своими вопросами, предложениями, замечаниями и жалобами по телефонам 560-555, 560-818. Пишите нам по адресу: г. Актобе, проспект Абилкайыр хана, 40, 5 этаж, редакция «АВ» или же высылайте по электронной почте: avestnik@mail.ru и gnazarbaeva@mail.ru с пометкой «Большая перемена».

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель