С нового учебного года в отечественных школах увеличено количество уроков казахского языка.
Об этом и многом другом говорилось на брифинге с участием известных в стране политиков, приехавших в регион с целью популяризации и пропаганды государственного языка среди русскоязычного населения.
В состав рабочей группы, реализующей проект «Будущее Казахстана — в казахском языке» («Қазақстанның болашағы — қазақ тілінде»), вошли председатель республиканского движения «Үлт тағдыры» и общественный деятель Дос Кошим, а также политолог Расул Жумалы. Особенность данного проекта в том, что он нацелен на работу по разъяснению необходимости изучения государственного языка именно русскоязычным казахстанцам.
На встрече много говорилось о проблемах, связанных с продвижением и популяризацией госязыка. По мнению инициаторов проекта, с этим дело обстоит не совсем благополучно.
— Соответствующее решение было принято 27 лет назад. Прошло столько времени, но динамика развития госязыка не отвечает его конституционному статусу, — считает Расул Жумалы.
По мнению участников рабочей группы, чтобы изменить ситуацию, необходимо ужесточить требования к знанию государственного языка страны.
— В законе должна быть оговорена необходимость знания гос-языка. То есть первое направление — это введение обязательного знания языка. У нас сейчас только Президент обязан знать казахский язык. А нужно, чтобы представители ряда профессий, которые работают с населением, тоже были обязаны знать госязык. Скажем, стюардессы, работники касс и так далее. У нас до сих пор нет такого обязательства. Во-вторых, должно быть наказание для тех, кто нарушает закон о языке. В латвийском законе, например, если вышестоящий орган направляет бумагу на английском или русском языке, взимается штраф. А у нас министерства запросто направляют документы только на русском языке. Кроме того, чтобы закон работал, нужно убрать переводчиков в организациях. Переводчики — это барьер для гос-языка. Зачем изучать язык, если есть переводчик. А переводчику, между прочим, платят бюджетные деньги, — считает Дос Кошим.
Отвечая на вопросы журналистов, участники брифинга отметили, что немалое внимание сейчас уделяется повышению качества преподавания казахского языка в школах. В частности, ставится вопрос разработки эффективных методик, нацеленных на развитие навыков общения, а не на знание грамматики.
— А то получается, наши учащиеся после окончания школы падежные окончания знают, а элементарных фраз произнести не могут. Но мне кажется, что уже через несколько лет будет нормальный подход в преподавании казахского языка, — говорит Дос Кошим.
— Сейчас Президентом даны поручения минобразованию разработать эффективные методики обучения языку. Действительно, по сравнению с разработанными методиками обучения английскому методики для обучения казахскому языку страдают, но для этого есть объективные причины. Они разрабатывались столетиями, а по казахскому языку всего 25-27 лет, — говорит руководитель управления по развитию языков Актюбинской области Гулайым Тюлебаева.
Кроме того, с этого года увеличивается количество уроков казахского языка в русских школах.
— Если до этого было в программе 2-3 часа, то сейчас увеличили до 5-7 часов в неделю. Кроме этого, некоторые предметы будут переводиться полностью на казахский язык, например, история Казахстана. Ведь молодым специалистам будет тяжело сделать успешную карьеру без знания государственного языка, — говорит Расул Жумалы.
Проводится работа и по подготовке педагогов. Так, по информации Доса Кошима, в стране вновь открываются факультеты по подготовке учителей казахского языка со специализацией преподавания именно для русскоязычной аудитории.
Как отметили участники брифинга, в целом, в Актюбинской области ситуация по знанию гос-языка обстоит более благополучно, чем в некоторых других регионах. По информации Гулайым Тюлебаевой, более 70% населения региона владеют и казахским, и русским языками, растет динамика владения тремя языками, если год назад 12% жителей области знали три языка, то сейчас этот процент составляет 17%. Отмечен высокий процент востребованности знания государственного языка. Эти данные были получены в ходе специального соцопроса, участниками которого стали
5 тысяч человек.
Алиса МАРИНЕЦ