Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Постой, тепловоз!

Железная дорога — зона повышенной опасности. Об этом сегодня знают все: и стар и млад. Однако задумываются об этом редко, да и осознают истинность этой аксиомы только тогда, когда с ними или с близкими людьми случается беда. Недавно железнодорожники страны озвучили печальную статистику — с начала года под поездами погибло почти сорок человек. Актюбинская магистральная сеть наряду с Шымкентской и Семейской лидирует в бесславном списке по числу наездов подвижных составов на людей.

Осторожно, рельсы!

С начала года на актюбинских транспортных участках произошло 27 несчастных случаев. Три из них со смертельным исходом. Показатель травматизма увеличился почти в два раза.

Последний несчастный случай произошел на станции Актобе две недели назад.

«14 ноября произошел наезд на женщину, — рассказывает помощник транспортного прокурора Западной региональной транспортной прокуратуры Жигер Кожиков. — На тот момент установить личность погибшей не было  возможности, поскольку у нее было обезображено лицо. Никаких документов при ней найдено не было. Для опознания фотография погибшей была вывешена в здании железнодорожного вокзала. Ею оказалась Зауреш Ж.».

По предварительным данным следствия, женщина преднамеренно бросилась под поезд. Полные обстоятельства трагедии сейчас выясняет экспертная комиссия.

Нередко причиной несчастных случаев становится несоблюдение гражданами элементарных правил поведения на железной дороге. Люди пробираются под стоящими железнодорожными вагонами, чтобы сократить путь, переходят пути в неустановленных местах, перебегают дорогу перед близко идущим поездом, ходят по шпалам. Но есть категория граждан, которую ничем не вразумить.  Это самоубийцы. В их понимании железная дорога — возможный способ свести счеты с жизнью. Об этом в один голос твердят руководство национальной компании «Казахстан темир жолы», сотрудники транспортной прокуратуры, инспекции транспортного контроля и полицейские. Статистика гласит, что в этом году примерно четверть всех погибших под колесами локомотивов — самоубийцы. Причем чаще всего на суицид идут  безработные, воспитанники детских домов, наемные работники или люди, страдающие психическими расстройствами. Иногда при погибших находят предсмертные записки.

«К сожалению, анализ показывает, что под поезда бросаются в основном женщины», — говорит главный инженер Актюбинского отделения дороги АО «НК «Казахстан темир жолы» Магауя Уразкулов.

Изменить ситуацию руководство нацкомпании не в силах, хотя машинисты поездов просят хоть как-то повлиять на нее. «Они и так испытывают сильный стресс на протяжении всей дороги. А когда еще под поезда бросаются люди, это очень сильно сказывается на их психическом состоянии», — говорят представители местного филиала КТЖ.

Другая категория людей, попавших под колеса локомотивов, — люди в нетрезвом состоянии, а также несовершеннолетние. Так, весной этого года в Алге подвижной состав наехал на двух детей, которые переходили пути в неположенных местах. Один ребенок скончался на месте, другой был госпитализирован с серьезными травмами.

Сами виноваты…

В случившихся несчастьях на железной дороге виноваты сами люди, игнорирующие элементарные правила безопасности. Но определенная доля вины лежит и на АФ АО «НК «Казахстан темир жолы», который очень хорошо знаком с печальной статистикой, но не принимает кардинальных мер, считают сотрудники Западной региональной транспортной прокуратуры. К примеру, нацкомпания не строит дополнительные пешеходные мосты (а их согласно СНИП  в Актобе должно быть два-три), подземные туннели.

«На станциях Актюбинской магистральной сети не хватает обустроенных пешеходных переходов, мостов. На станции Актобе всего один мост, расположенный возле багажного отделения, и люди ленятся идти к нему. Из-за этого и возникают несанкционированные хаотичные места переходов. Но решить эту проблему могут только в КТЖ», — говорит помощник актюбинского транспортного прокурора Жигер Кожиков.

Однако главный инженер Актюбинского отделения дороги Магауя Уразкулов  причиной роста несчастных случаев считает не столько недостаток переходов, сколько халатность и безалаберность самих актюбинцев.

«Даже если нацкомпания построит эти мосты, это не факт, что граждане перестанут переходить железную дорогу в неположенных местах», — замечает главный инженер.

Руководство станции Актобе соглашается с ним и считает, что  численность настилов, переходов в достаточном количестве. А несчастные случаи на путях оно также склонно объяснять несоблюдением горожанами элементарных правил безопасности.

«Тормозной путь поезда весом 4 тонны составляет как минимум 400 метров. На что надеются граждане, перебегающие железную дорогу прямо перед ним? И как машинист подвижного состава может предотвратить столкновение, если препятствие внезапно появляется на расстоянии 100 или 50 метров?» — констатирует заместитель начальника станции Актобе по оперативной работе Аскар Акшаев.

Если раньше сотрудники ЛОВД надеялись, что ситуацию смогут изменить штрафы, то со временем и  эта надежда угасла. Ничто не действует на актюбинцев. Штрафы в размере 1 МРП и предупреждения с начала года получили 650 человек.

«Проводятся разъяснительные мероприятия, применяются штрафные санкции. Но все бесполезно. Нашим людям обязательно надо пройти по рельсам, когда мост находится совсем рядом», — говорит заместитель начальника ЛОВД на станции Актобе Алексей Федунов.

Как отметил Магауя Уразкулов, порой жертвами локомотивов становится и крупный рогатый скот. Но при этом больше «страдают», как правило, поезда.   Подвижной состав, наезжая на животных, повреждает детали, и, как правило, поезд задерживается на неопределенное время.

«Сейчас фактов наезда на животных стало меньше, — говорит главный инженер отделения дороги. — В местах выпаса скота, расположенных вблизи железной дороги, установлены ограждения, знаки».

Раньше, заметил специалист, таких случаев было много больше. И найти хозяев животных удавалось не всегда. Никто не признается, что его живность разгуливала рядом с путями. Объяснил это Уразкулов тем, что за признанием в адрес владельца скотины может прийти иск от национальной компании с требованием возместить нанесенный ущерб.

Актюбинское отделение дороги проводит рейдовые мероприятия, чтобы хоть как-то обезопасить жизнь и здоровье людей.

«В период летних каникул по всей республике объявляется трехмесячник «Внимание, дети!». Наши сотрудники организовывают лекции в учебных заведениях, беседуют с работниками вокзалов, локомотивного депо, машинистами, — рассказывает Магауя Уразкулов. — Отслеживаем состояние и освещение мест перехода через железнодорожные пути».

Вместе с линейными полицейскими и работниками станции на территории железнодорожного вокзала дежурят сотрудники АО «Военизированная охрана». Однако и на таких участках происходят несчастные случаи. Все это напоминает сценарий, когда «у семи нянек дитя без глазу». Только в данном случае потери куда страшнее.

Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"