Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Слово о Мастере

ахмет-2_reswm

Гость «АВ» — ученик легендарного Ахмета Жубанова, заслуженный работник культуры КазССР, дирижер и основатель оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова, член Союза композиторов РК Каиргали Кожанбаев.

Знакомство
— В Советском Казахстане ежегодно проходили смотры художественной самодеятельности, начиная с районных уровней. А я после школы работал в Индерском РДК худруком и играл на домбре в народном оркестре, — начал воспоминания Каиргали Усенгалиевич. — Когда в 1955 году Гурьевский областной оркестр (впоследствии имени Дины Нурпеисовой) выступал уже на республиканском фестивале, состоялась моя первая встреча с выдающимся композитором и музыковедом Ахметом Жубановым. Ахмет Куанович в некотором роде шефствовал над народными коллективами, чувствовалась его кровная заинтересованность: приходил на репетиции, внимательно слушал. А к нашему оркестру его отношение было особенным. Руководителем у нас был другой мэтр — Сейлхан Кусаинов, дирижер и композитор, позже — основатель Гурьевского музыкального училища.
Когда в 1957 году юный Каиргали Кожанбаев поступал в консерваторию имени Курмангазы, состоялась его вторая встреча с Ахметом Жубановым.
Будучи завкафедрой народных инструментов, Ахмет Куанович экзамен принимал с коллегами Фатимой Балгаевой, Кабидуллой Тастановым, Малкеждаром Аубакировым. Вот при таком составе выдающихся мастеров проходила экзаменовка. Сам же завкафедрой вел у нас инструментоведение. Трудно назвать музыкальный инструмент, не подвластный Ахмету Жубанову, и этим доскональным знанием он делился с нами, подробно рассказывал о происхождении каждого инструмента. Фундаментальность была одной из черт Мастера, именно поэтому в начале 30-х, когда Ахмет Куанович организовывал оркестр имени Курмангазы, была открыта мастерская по усовершенствованию казахских народных инструментов.
И все же главное, что отметит любой мой сокурсник в нашем преподавателе, — это его отношение к студентам: на каждого смотрел, как на сына, вникая во все стороны его жизни, понимая, каково жить в чужом городе.

В продолжении славных дел
В 50-е годы при консерватории имени Курмангазы действовал народный университет для общественности, нечто вроде лектория, и Ахмет Куанович читал там лекции по истории музыки, о народных композиторах, их произведениях. Начиная с 4 курса, Каиргали Усенгалиевич с сокурсником Батыром Абдыкалыковым иллюстрировали эти лекции, играя кюи Дины, Таттымбета, Курмангазы. У парней уже тогда имелся дирижерский опыт. Дело в том, что выпускники факультета народных инструментов получали специальности исполнителя, педагога и солиста оркестра; второй квалификацией являлось дирижирование оркестром народных инструментов.
— А вот выпускник нашей консерватории Фуат Мансуров стал дирижером симфонического оркестра: при таком таланте, как у него, помноженном на трудолюбие, любые вершины по плечу, — считает Каиргали Кожанбаев. — Впрочем, пока я учился, не встречал ни одного бездельника в окружении — все знали, зачем они в консерватории. А может, пример наставников вел нас: один Ахмет Жубанов чего стоил!
И всякий раз, говоря об учителе, собеседник приводит какой-либо случай из общения с ним:
— Ахмет Куанович был очень демократичным человеком, простым, ничем никогда не кичился, со всеми одинаково держался. Я не помню, чтобы он повышал голос. А как шутить умел! Просто мастером шутки был, умело вставляя в речь казахские поговорки и пословицы. Меня в молодости все называли Колей, и учитель, тепло подтрунивая, порой обращался ко мне: «Николай!».
И все-таки главной задачей Ахмета Жубанова, считает Каиргали Усенгалиевич, была забота о музыке и музыкантах.
14 мая 1964 года, будучи студентами выпускного курса, мы с Батыром Абдыкалыковым давали концерт в государственной филармонии имени Джамбула. Афишу с нашими именами подготовил наш педагог по классу дирижирования Алексей Ковальский (ученик Ария Пазовского). В первом отделении оркестром имени Курмангазы дирижировал Батыр, во втором — я. Ахмет Куанович, безусловно, на этом концерте присутствовал. И уже на следующий день в газете «Лениншiл жас» вышла его статья с подробным анализом концерта, с конструктивной, с позитивным уклоном, критикой и — главное — звучала проблема подготовки дирижерских кадров. В частности, ставился вопрос, почему выдающиеся Шамгон Кажгалиев, Тургут Османов не работают в консерватории. После этой статьи они стали преподавать. Мне же повезло быть учеником не только дирижера ГАТОБ имени Абая Алексея Ковальского, но и Латифа Хамиди, Тургута Османова, Фуата Мансурова, поэтому в некотором смысле слова о себе могу сказать, что прошел несколько школ.

Память

кожанбаев_reswm
— Каиргали Усенгалиевич, 30 января ваш творческий вечер в филармонии открывает череду мероприятий, посвященных 110-летию мэтра. Что будет звучать?
— Мои произведения, в основном, это мелодии-посвящения, в том числе Ахмету Жубанову. Включены и инструментовки некоторых кюев Казангапа.
— Можете назвать своего любимого композитора, любимую мелодию?
— Сложно, так как диапазон моих пристрастий очень широк: люблю народную музыку, западную и русскую классику, дороги казахские композиторы советского периода. Если назвать кумира в целом, то это Чайковский. Он для меня — величина непревзойденная. Дороги многие выдающиеся люди — мои друзья по консерватории: народный артист РК Нургали Нусипжанов, певец Мурат Мусабаев, композиторы Мынжасар Мангытаев, Базарбай Жуманиязов, Кенжибек Кумысбеков, Мансур Сагатов.  Кого-то из них уже нет. Любой из нас гордо и с благодарностью нес и несет в своем сердце память об учителе Ахмете Жубанове, привившем нам не только трудолюбие и преданность профессии, но и глубокое уважение к людям, к земле, нас взрастившей.

Справка «АВ»
Ахмет Куанович Жубанов — советский музыковед, композитор, дирижер, народный артист Казахской ССР, академик, профессор. Родился 29 апреля 1906 года в урочище Косуактам на территории Мугалжарского района. Его отец Куан был просвещенным человеком. Общаясь с русскими крестьянами, обосновавшимися с 1870 года под Актюбинском, он научился говорить и читать по-русски. Куан Жубанов мечтал о том, чтобы дать образование своим детям, и много сил приложил для открытия в своем ауле школы, куда отвел семилетнего Ахмета. В 1918 году мальчик оканчивает двухгодичную русскую школу, а после учебы на курсах по подготовке учителей работает в Темире. Главным пристрастием парня остается музыка, поэтому он самостоятельно изучает музыкальную грамоту, играет в самодеятельном оркестре народных инструментов. В Актюбинске учится игре на скрипке у ссыльного учителя музыки из Воскресенска Петра Чернюка.
В 1928 году Ахмет Куанович поступил в Ленинградский музыкальный техникум, где занимается по классу скрипки у А. Этигона, впоследствии парня зачисляют в Ленинградскую консерваторию в класс гобоя.
В 1932 году Жубанов — аспирант Академии искусствоведения в Ленинграде.
Через год Наркомпрос Казахстана отозвал его на работу в Алма-Ату, где с открытия музыкально-драматического техникума и начинается организаторская и педагогическая деятельность Ахмета Жубанова. Им были организованы научный кабинет и экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов и приглашены для работы Евгений Брусиловский, Лукпан Мухитов, Махамбет Букейханов, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко.
При техникуме Жубанов создал студенческий ансамбль домбристов, к 1935 году выросший до легендарного оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, и стал его первым дирижером.
Важная часть биографии композитора — организаторская работа по подготовке национальных кадров, среди которых Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустамбек Омаров, Фуат Мансуров и другие.
В 1938-1940 годах Ахмет Жубанов занялся обработкой народных песен и кюев и написанием своих произведений. В 1939-м он создает музыку к пьесе «Козы-Корпеш — Баян-Сулу», совместно с композитором Михаилом Гнесиным работает над музыкой к фильму «Амангельды», затем сочиняет музыку к драматическим спектаклям Акынжанова «Исатай — Махамбет», Ауэзова «Абай», пишет музыкальную пьесу «Сары» о жизни и творчестве народного композитора Сары Батакова.
Опера «Абай», написанная Жубановым в соавторстве с Латифом Хамиди в 1944 году, стала пробой пера в этом жанре и новой вехой в истории казах-
ской музыки.
Из четверых детей Ахмета Жубанова по стопам отца пошла дочь Газиза, имя которой носит Актюбинская филармония.
Умер мастер в 1968 году, похоронен в Алматы.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"