Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Судебная власть: история и современность

26e679bdfa4279235815ad8c44c684f6_resize_w_1140_h_696_reswm_1

История становления и развития судебной власти тесно связана с историей становления и обретения Республикой Казахстан суверенитета и государственности.

В год 25-летия Независимости республики можно с уверенностью констатировать, что в стране создана эффективная судебная система как одна из важнейших основ динамичного развития государства на пути утверждения демократического, светского, правового и социально ориентированного государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
За прошедшие годы в судебной системе реализованы самые насущные задачи в области совершенствования законодательства, реорганизации судоустройства и судопроизводства, обеспечение независимости судебной власти в соответствии с международными стандартами. Это особенно важно, если вспомнить, что до обретения суверенитета в советский период суды на практике были чрезвычайно зависимы от местной номенклатуры.
Сегодня в стране успешно реализуются институционные реформы,  определенные Главой государства в Плане нации «100 конкретных шагов», в соответствии с которым в рамках дальнейшего развития судебной системы выделены основные направления в виде обеспечения верховенства закона, совершенствования системы отбора судей, дальнейшей модернизации судоустройства и судопроизводства, развития внесудебных способов разрешения споров.
Всего было определено 10 целевых шагов. Отрадно отметить, что все они в настоящее время реализованы. Это главные результаты, с которыми идет судейское сообщество на VII съезд судей республики, который состоится в Астане 21 ноября.
Построение правового государства, где гарантированы права человека и гражданина, обеспечено верховенство закона, устойчиво функционируют основные демократические институты, неосуществимо без создания сильной и независимой судебной власти.
Развитие судебной системы РК за годы Независимости можно разделить на несколько самостоятельных этапов, характеризующихся все возрастающим уровнем обеспечения основных прав и свобод граждан, доступа к правосудию, поступательным движением судебной системы нашей страны к самым высоким мировым стандартам отправления правосудия.

Развитие судебной системы РК с момента обретения государственной независимости (1991-1995 годы)
После обретения суверенитета и независимости развитие демократических процессов в стране неразрывно связано с укреплением судебной системы, способной стать надежным гарантом законности и правосудия,  защиты конституционных прав и свобод граждан.
Начало преобразований в судебной системе  связано с принятием 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости», провозгласившего, что государственная власть в Казахстане строится и осуществляется, исходя из принципа  ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Фундаментальный принцип разделения властей закреплен в первой Конституции РК 1993 года, провозгласившей основные принципы организации и деятельности судебной власти. К органам правосудия отнесены Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и нижестоящие суды.
Главным историческим документом, в котором заложены ключевые направления создания качественно новой  судебной системы и определены основные приоритеты ее развития, стало Постановление Президента РК «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» 1994 года.
Целями реформы провозглашены формирование самостоятельной судебной власти в Казахстане,  совершенствование кадрового и финансового обеспечения, усиления гарантий самостоятельности и независимости судей. Ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, повышения доступа к правосудию.
Этот первоначальный этап развития судебной системы нашей страны можно охарактеризовать как этап перехода от прежней советской системы правосудия к функционированию новой судебной системы независимого государства — Республики Казахстан.
Необходимо упомянуть, что в 1990-х годах приняты первые Гражданский и Уголовный кодексы, свое дальнейшее развитие получили судопроизводство в новых процессуальных актах — Гражданско-процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Этап становления судебной системы РК (1995-2000 годы)
Главной отправной точкой преобразований в судебной системе явилось принятие Конституции РК 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судебной системе и статусе судей».  Судебная власть в РК стала реальностью.  Это одно из главных достижений в развитии нашей государственности.
В новой Конституции, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, специальный раздел посвящен конституционным принципам образования и функционирования судов: «Суды и правосудие».
С принятием Конституции и Указа Президента РК, имеющего силу Конституционного закона от 20 декабря 1995 года «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного суда Сенатом Парламента.
Одним из ярких мероприятий в судебной системе  стало проведение  в декабре 1996 года I Съезда судей, на котором учреждено Республиканское общественное объединение «Союз судей Республики Казахстан».
На I Съезде судей, исходя из необходимости возрождения в судейском сообществе принципов моральной чистоты, порядочности и высокой нравственности, признано необходимым принятие Кодекса судейской этики, сыгравшего ключевую роль в воспитании кадрового состава судейского корпуса.
Из воспоминаний ветеранов судебной системы, делегатов I съезда судей, следует, что «впервые в истории независимого Казахстана 20 декабря 1996 года в Алматы проведен Съезд судей Республики Казахстан. В его работе принял участие Президент РК, который в своем докладе указал, что «в условиях разделения властей суд как самостоятельная ветвь единой государственной власти сам становится ее органом, независимым при отправлении правосудия. Он подчинен  только закону. Без независимого правосудия невозможно достичь уважения к закону и обеспечить социальную стабильность в обществе».
Логическим завершением данного этапа преобразований судебной системы стало принятие 25 декабря 2000 года Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.
Таким образом, проводимой в РК под руководством Первого Президента — Лидера нации — судебной реформы на стыке XX и XXI веков, удалось добиться масштабных успехов по формированию независимой судебной системы.

Модернизация судебной системы РК (2000-2014 годы)
Следующий этап развития судебной системы можно охарактеризовать как этап ее модернизации.
В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере после 2000 года принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.
Так, Указом Президента РК от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом Главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.
Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.
Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны. Благодаря принятым новеллам система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.
Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем такие суды были образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.
Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы». С 1 января 2010 года были созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, в исключительную подсудность которых были переданы дела об особо тяжких преступлениях, в том числе рассмотрение дел судом с участием присяжных заседателей.
Таким образом, на этом этапе судебной реформы в РК была создана основа для построения судебной системы, отвечающей условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам, которая в целом способна обеспечить должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

Этап совершенствования судебной системы РК (2014-2016 годы)
Начало данному этапу было положено Главой государства в ноябре 2013 года, когда на VI Съезде судей РК Президент страны отметил, что национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. «В этом заключен высочайший смысл служения народу судейского сообщества Казахстан. В этом состоит главный долг судей в сложной работе по реализации «Стратегии -2050», — отметил Глава государства.
Практическая реализация задачи дальнейшего совершенствования судебной системы РК была воплощена с принятием в 2014 году целого ряда основополагающих нормативно-правовых актов, введенных в действие с 1 января 2015 года. В частности, новых Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов РК и Кодекса РК об административных правонарушениях, в значительной мере послуживших расширению сферы судебной компетенции, обеспечению принципа доступа к правосудию, более полной реализации законных прав и интересов граждан.
Дальнейшее развитие судебной системы нашло логическое продолжение в рамках реализации институциональной реформы «Обеспечение верховенства закона», являющейся составной частью Плана нации «100 конкретных шагов» — важнейшего исторического документа на современном этапе развития нашего государства.
В рамках его реализации в конце 2015 года были приняты и вступили в законную силу 59 законов.
Главой государства 31 октября 2015 года в торжественной обстановке с участием представителей СМИ подписан Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), разработанный в целях совершенствования судопроизводства и гражданского процессуального законодательства.
Тогда Глава государства отметил: «Впервые мы это делаем публично, что связано с огромным значением документа для нашей страны, для каждого гражданина Казахстана. Это позволит лучше донести до населения суть закона».
Важно отметить, что при разработке нового ГПК  принимало участие все гражданское общество страны. Это ученые, юристы, общественность, неправительственные и международные организации. Верховным судом проведена колоссальная работа, тщательно проанализированы свыше двух тысяч поступивших предложений, адаптированы к отечественному судопроизводству передовые международные стандарты, положительный опыт и законодательство ведущих стран мира. В настоящее время новый ГПК  успешно применяется и обеспечивает доступ населения к правосудию,  полной  реализации законных прав и интересов граждан.
Кроме того, были внесены кардинальные изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», Уголовно-процессуальный кодекс РК и Кодекс РК об административных правонарушениях.
Реорганизуется Судебное жюри при Верховном суде, состоящее из двух самостоятельных коллегий: квалификационной и дисциплинарной. Последняя будет рассматривать жалобы граждан на действия судей и случаи нарушения представителями судейского корпуса Этического кодекса, который, как ожидается, будет принят на внеочередном VII Съезде судей.
Действующий в настоящее время Кодекс судейской этики был утвержден 18 ноября 2009 года на V Съезде судей. Однако по своей сути данный кодекс судейской этики состоит всего из 9 статей, определяющих нравственные принципы поведения судей. Между тем возросшие требования общества к морально-нравственному облику судьи требуют пересмотра норм и положений, регламентирующих этические основы поведения судьи в профессиональной деятельности, обществе, в семье и в быту.
10 декабря 2015 года Центральный совет Союза судей принял постановление о созыве внеочередного VII съезда судей 21 ноября в городе Астане, на котором планируется принять новый Этический кодекс судей.
На этом съезде планируется также подведение итогов отправления правосудия и достижений судебной системы за период с момента проведения прошлого VI съезда, прошедшего в ноябре 2013 года.
В настоящее время судебная система Республики Казахстан представляет собой развитую модель отправления правосудия, способную обеспечить быстрое и качественное отправление правосудия.
И большая заслуга в этом судей, работавших в эпоху перемен, когда общество сотрясали социальные переустройства.  Несмотря на некоторую растерянность, которая в начале 1990-х ощущалась во всех сферах, в том числе и в судейском сообществе, в республике удалось сохранить сильную судебную власть и преемственность поколений.
Из года в год государством обеспечивается рост всесторонней технической оснащенности судов. Все мы помним, в 1990-е годы прошлого столетия тяжелое финансовое положение страны сказывалось и на материально-техническом оснащении судов. Их бюджет был скуден, не хватало средств даже на приобретение необходимых канцелярских товаров. Судебные акты изготавливались рукописным способом, а потом печатались на печатных машинках. Отсутствовали множительные аппараты, электронная почта, статистические отчеты формировались вручную, посредством подсчета карточек и так далее.
Судам необходимы были компьютеризация, модемная связь с вышестоящими судами, а также обеспечение программами Базы данных «Законодательство», которые позволили бы без бумажных носителей своевременно знакомиться с любыми изменениями в законах.
Стремительное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост запросов общества диктовали необходимость применения в деятельности судебной системы новых подходов.
В рамках поручения Главы государства за годы независимости проведена большая работа по внедрению новейших информационных технологий в деятельность судов республики. Особый акцент сделан на сервис «Судебный кабинет», инструменты электронного оповещения участников судебных процессов, аудио-, видеофиксацию, а также систему «Т¤РЕЛІК».
Следует отметить и создание повсеместно официальных веб-сайтов судов, представляющих собой мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны.
Автоматизированный электронный документооборот, аудио-, видеофиксация всех судебных заседаний, присутствие суда в интернет-пространстве, использование видеоконференцсвязи, обеспечение информационной защиты — все это реалии современной судебной системы.
Благодаря усилиям Главы государства были созданы все необходимые условия для функционирования судебной системы республики на самом высоком уровне.
Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы. Так, в истекшем году Казахстан по индексу «Независимость судов» в Глобальном индексе конкурентоспособности поднялся с 78 на 68 место.
Профессионализм работы судов подтверждают и результаты всевозможных социологических исследований, проводимых, в том числе, при участии Программы развития ООН в РК. Так, в 2015 году по республике было опрошено более 12 тысяч респондентов. Общий уровень удовлетворенности респондентов деятельностью судов составил 71,3 процента, что расценивается как очень хороший показатель.
Ежегодно в судах рассматривается более 1 миллиона  дел, и это говорит о том, что в нашей стране заложены все основы для формирования правовой культуры населения.
К примеру, в суды Актюбинской области за 10 месяцев текущего года  поступило 45 307 заявлений и дел, из которых 26 826 гражданских, 15 977 административных и 2 504 уголовных. Это на 376, или 0,8 процента, больше, чем в 2015 году (44 931 заявление и дел, из них 24 935 гражданских, 17 764 административных и 2 232  уголовных). Эти цифры иллюстрируют хорошо выраженный тренд последних лет —  в обществе неуклонно растет понимание, что решать споры и отстаивать свои права эффективней всего через суд. Высокими остаются и результаты правосудия. Так, 98,7 процента вынесенных судебных актов не подвергались пересмотру в вышестоящих судебных инстанциях
Судами активно проводится разъяснительная работа среди населения по применению альтернативных способов разрешения споров и условия возврата государственной пошлины при примирении сторон.
Впервые в истории нашей области в августе текущего года между председателем областного суда и акимом области Бердыбеком Сапарбаевым подписан меморандум о взаимном сотрудничестве по развитию института примирительных процедур для урегулирования правовых споров, который успешно реализуется.
В настоящее время по инициативе  областного суда для поддержки населения, находящегося на большом расстоянии от судов, открыты кабинеты медиации при районных акиматах и в Актобе открыт Центр медиации при Ассамблее народа Казахстана области.
Кабинеты медиации предоставляют возможность гражданам без выезда с места проживания обратиться к непрофессиональным медиаторам для разрешения конфликта и достижения примирения, что особенно важно в зимний период при неблагоприятных климатических условиях, что освобождает граждан от дополнительных судебных и транспортных расходов.
В результате принятых превентивных мер за 10 месяцев этого года судами области окончено с применением альтернативных способов разрешения спора 1 165 гражданских дел. При этом по 766 делам заключено мировое соглашение, 366 гражданских дел окончено с участием медиатора, в 33 случаях в порядке партисипативной процедуры (с участием адвокатов). В связи с примирением сторон спора истцам возвращена государственная пошлина в сумме более 86 миллионов тенге.
Как отметил председатель Верховного суда Республики Казахстан Кайрат Мами, с момента обретения Казахстаном независимости Президент ставил задачу по скорейшему реформированию правосудия, которое должно было начать работать в соответствии с новыми реалиями развития страны, создавал для этого все необходимые условия. Сформировав необходимый политический каркас из нормативно-правовой базы, заложив материально-техническую и финансовую основы, Глава государства особое внимание сосредоточил на изменении самой идеологии правосудия.
Все вышеизложенное, на наш взгляд, призвано поднять отправление правосудия на качественно новый уровень, соответствующий самым высоким мировым стандартам.
Уверен, все судьи республики приложат все зависящее от них для выполнения высоких задач, поставленных Президентом, по упрощению доступа к правосудию, обеспечению максимальной защиты конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц, в том числе и зарубежных инвесторов, путем неукоснительного обеспечения быстрого и качественного отправления правосудия по всем категориям судебных дел, с тем, чтобы внести свою достойную лепту в достижение идеи, объединяющей всех казахстанцев, нашей казахстанской мечты — стать одной из тридцати наций-лидеров XXI века.

Мұратғали Әкетай,
председатель Актюбинского областного суда

Колонка "Взгляд"