Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В интересах будущего Казахстана

[box type=»shadow» ]Как известно, на днях Нурсултан Назарбаев встретился с представителями Духовного управления мусульман Казахстана. Глава государства в контексте своей недавней программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорил о необходимости сохранить наши национальные ценности, культуру и традиции, о противодействии деструктивным религиозным учениям, обратил особое внимание на религиозную непросвещенность молодого поколения. — Если молодежь будет следовать наставлениям, чуждым нашему народу, то что будет с государством? Мы не допустим этого. Независимый Казахстан должен иметь светлое будущее, нация должна быть едина, страна должна быть светской и развиваться дальше. Мы не потерпим тех, кто выступает против нашей цели. Это интересы не только государственного аппарата, это интересы всего народа Казахстана, его будущего, — сказал Нурсултан Назарбаев. Мы попросили высказать свое мнение участника встречи с Главой государства главного имама областной центральной мечети Толеби Оспана и известного теолога Аскара Сабдина.[/box][divider]

Толеби ОСПАН, имам-представитель ДУМК по Актюбинской области, главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр»

ИМАМ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ. 
Встреча Главы государства Нурсултана Назарбаева с представителями Духовного управления мусульман Казахстана дала новый толчок развитию ислама в стране. Это был важный форум, где обсуждались пути сохранения стабильности страны.
Во время встречи были заслушаны мнения на разные темы, в том числе о тесном взаимодействии в борьбе против нетрадиционных религиозных течений, о роли имамов в воспитании молодежи, а также их повышение квалификации. Президент страны сделал акцент на том, что имаму необходимо познать не только ислам, но и изучить особенности других религий и светской науки. Быть высокообразованным человеком особенно важно при воспитательной и просветительской работе с молодежью. Пользуясь случаем, высказал свое мнение и я.
Также хочу сказать, что в эти же дни во Дворце мира и согласия прошел ІІ республиканский форум имамов «Ислам и цивилизация», где была принята концепция «Лучший интеллектуальный имам XXI века». Принятие данного документа вызвано необходимостью формирования имама-интеллектуала, всесторонне образованного, политически грамотного, освоившего наравне с религиозными знаниями и светскую науку. В принятой концепции вместе с квалификацией имама немало внимания уделяется повышению его роли в обществе.
Из-за пришлых течений, которые противопоставляют исконный ислам нашим обычаям и традициям, в обществе появился массовый страх религий. Дошло до того, что, не различая истинную веру от лжи, некоторые наши братья-мусульмане стали открещиваться от семейных ценностей, предков и своей же истории. Поэтому сейчас важно возвеличивать в стране традиционный путь ислама, по которому мы идем испокон веков.
Второй документ называется «Ханафитский мазхаб и Матуридитская школа акыды — традиционный путь ислама в Казахстане». Уверен, что он восполнит пустующее пространство, повысит роль и значение традиционных религиозных канонов.
Форум собрал 500 имамов из всех регионов республики, глав религиозных конфессий Казахстана, преподавателей и учащихся медресе, представителей Ассамблеи народа Казахстана, депутатов, государственных и общественных деятелей, а также глав и представителей зарубежных религиозных объединений. Все стали свидетелями исторического момента — принятия двух концепций. 15 делегатов из них — специалисты по религии из Актюбинского региона. Каждый из них глубоко понимает важность данных концепций и, уверен, приложит все усилия для их осуществления. [divider]

Аскар САБДИН, теолог, директор центра прикладных исследований религии «Мысль»

ЧУЖДОЙ ИДЕОЛОГИИ — НЕТ.
Появившаяся в СМИ информация о грядущем запрете лишь внешних атрибутов представителей радикальных течений вырвана из контекста. По всей видимости, речь шла о бороде определенной формы, свойственной представителям радикальных течений, для которых борода — чуть ли не главный признак (сыфат) веры.
Вероятно, имелась в виду характерная, неопрятная борода и свойственные этим людям короткие штаны. А вырывать это из контекста и обобщать, я считаю неправильным. В продолжение Глава государства поясняет, что речь идет о тех, кто сознательно выступает против нашего общества и имеет цель внести раскол среди населения. Что касается женской черной одежды, в данном случае, скорее всего, имелся в виду никаб — черное одеяние, закрывающее все тело, в некоторых случаях и глаза. Как известно, никаб запрещен в ряде мусульманских странах, таких как Турция, Египет и др., и сегодня воспринимается нашим обществом как признак фанатизма. Эксперты-теологи неоднократно говорили о нецелесообразности его ношения в наших условиях с точки зрения исламского призыва.
В выступлении Главы государства речь шла о нескольких признаках, свойственных нетрадиционным религиозным течениям, касающихся только внешних атрибутов. Характерных признаков у лиц, придерживающихся радикальных религиозных взглядов, очень много. Обычно учитывается вся подноготная человека. Этим сегодня занимаются как госорганы, так и гражданский сектор: мы имеем полное представление об убеждениях радикалов, проводим анализ и таким образом определяем приверженность человека к запрещенным радикальным течениям. Если религиозная идеология пропагандирует сродни расистским и фашистским принципам вражду и ненависть, исключительность, право на агрессию и применение силы, я считаю, что она в нашем государстве должна быть запрещена. Об этом я говорю давно. И это нормально: идеологии, которые наносят вред нашему обществу, терроризируют население, должны быть запрещены. События последних десятилетий дают нам убедиться, насколько опасными для общества могут быть люди, мотивированные определенными деструктивными религиозными убеждениями.
Сегодня недостаточно повышать лишь религиозную грамотность в обществе, нужно в целом повышать общую грамотность казахстанцев. События на Ближнем Востоке могут послужить нам знаковым примером. Несмотря на то, что там религиозная грамотность находится на весьма высоком уровне, это не спасло их от смуты и кровавых конфликтов.

 

Колонка "Взгляд"