Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Бизнес должен быть гибким в любой ситуации»

Артем Шмаренков, молодой предприниматель, во время карантина открыл ИП, приобрел современное оборудование и довольно успешно занялся уникальным швейным производством с использованием широкоформатной сублимационной печати.

В интервью «АВ» 28-летний актюбинский предприниматель, владелец бренда Meteora рассказал о своей дороге в бизнесе, путях его развития и особенностях реализации проектов.

Учиться на экономиста или сэкономить на обучении?

— Артем, как вы пришли в бизнес?

— После окончания школы в 2009 году я поступил в Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева на факультет экономики. Не буду скрывать, по-ехал в Астану и учился на родительские деньги. Был круглым отличником. Первую сессию сдал только на пятерки. Не скажу, что мне было неинтересно. Просто задумался и сделал в голове расчет. Обучение тогда стоило 300 тысяч тенге в год. Потеряю четыре года и большую сумму денег — еще же надо где-то на что-то жить. Но как альтернатива, я уже могу каким-нибудь делом заняться. Видел, чем в столице ребята постарше занимаются, как зарабатывают. Я тоже решил чем-то заняться.

У меня тогда было хобби — музыка. В частности, рэп, бывший тогда особо в моде. Я решил заняться звукозаписью. Опять-таки вложил в это дело почти два миллиона тенге родительских денег, что на тот момент составляло около 10 тысячи долларов. Всю аппаратуру перевез в Астану. Осталось только арендовать помещение. И первое время с арендой помогала мама.

— А как обстояло дело с учебой в вузе?

— Я продолжал обучение в ЕНУ. Также параллельно успел окончить курсы в Пензе и получить профессию звукорежиссера. Открыл в Астане свою студию, на которой работал. График получался плотный. Запись назначал на время после пар в вузе. Со временем уже перестал посещать занятия в университете. Хотел перевестись на заочное, но мне отказали, так как я был вчерашним школьником, поступившим после одиннадцатого класса. В конечном итоге учебу забросил. Меня отчислили. И хотя финансово я еще зависел от мамы, но уже тысяч сто тенге в месяц зарабатывал сам. И это при том, что в то время экономисты в Астане получали около двухсот тысяч тенге в месяц. Смысл тратить деньги на обучение, если я могу их зарабатывать без образования? И я продолжил свой бизнес. Стал зарабатывать ежемесячно до 400 тысяч тенге. Не больше, врать не буду. Ведь шоу-бизнес тогда в Казахстане практически не был развит, зарабатывал на любителях. Приходили такие же, как я ребята, рэперы с улицы, записывали за пять тысяч тенге свои песни на профессиональной аппаратуре. Потом поднял цену за запись одного трека до 10 тысяч тенге. Но бизнес здесь застопорился. Тогда я стал за эти же деньги сдавать свою студию в аренду на ночь. И тогда все пошло, и это стало выгодно. Студия не пустовала ни одной ночи.

Вот таким было мое первое знакомство с серьезным бизнесом, который работал как часы.

— Насколько я знаю, одним из звеньев цепочки вашего бизнеса стали автомобили.

— В том же здании, где располагалась студия, я арендовал автомобильные боксы. Что я делал? Перепродавал автомашины. Покупал дешевле, продавал дороже. В боксах готовил авто к продаже, «упаковывал» аудиосистемой, полировал и так далее. Из хлама делал более или менее приличное авто. Типа, как в проекте «Тачку на прокачку» на канале Discovery. Первой моей автомашиной стала Mazda 1998 года выпуска, которую мне подарили родители. А уже в 2012 году я купил BMW M6, стоивший в то время 80 тысяч долларов. Опять же помогли родители, но 70% — это мои средства.

Из бизнесменов в грузчики

— И все же пришлось вернуться обратно в Актобе?

— Да, моя мама в 2013 году открыла бизнес по производству брусчатки и газоблоков. Ей понадобилась моя помощь. Я все по дешевке распродаю в Астане и еду домой в Актобе. Все деньги занимаю родственнику по его просьбе. Но вместо того чтобы занять должность управляющего директора, я становлюсь грузчиком, причем с пустым карманом. По семейным обстоятельствам директором стал отчим. Правда, затем я дорос до заведующего складом.

Но оценив свои силы, я понял, что барахтаться в этом — не мое. Решил все начать с чистого листа. Были взлеты, падения. В 2017 году приобрел в долг кафе на проспекте Победы, которое стал сдавать в аренду. Постепенно расплатился за него, заложил кафе в банк, взял кредит. На эти деньги в районе «Электрона» приобрел подвальное помещение и сделал там спортзал. Стал сдавать его в аренду. Со временем эти объекты продал с неплохой маржой, расплатился со всеми долгами.

— И вот сейчас у вас швейно-печатное производство. Как вы решили заняться этим бизнесом?

— Опять-таки были белые и черные полосы. Проанализировал многие сферы бизнеса, думая на чем остановиться. И тут пришла в голову идея — одежда. Не просто одежда, а брендированная под определенного заказчика. Не просто футболка с наклейкой (брендом) банка, фирмы и так далее, а полноценная термопечать. Это хорошая тема, которую в Казахстане никто не делает.

В апреле 2020 года закупил швейные машины, приобрел широкоформатный плоттер Epson. Сначала начал шить многоразовые медицинские маски по приемлемым ценам. Причем соотношение цена/качество у нас самое лучшее в стране. Я не гонюсь за большой маржинальностью. Поэтому крупные игроки, такие как банки, нефтяные компании, заказывают их у меня, хотя я на рынке всего несколько месяцев. При лучшем качестве продукции ее цена почти в три раза дешевле на местном рынке. Заказы поступают хорошие.

Большой секрет для маленькой такой компании

— Оборудование стоит больших денег. Как решить этот вопрос?

— Есть стоимость магазинная и моя. У меня все новое оборудование. Я считаю глупым покупать его в магазине. Поэтому всегда стараюсь выходить на дистрибьютера или даже на производителя, чтобы наценка получалась минимальной. Приходится пользоваться уловками. Позиционирую себя как представителя торговой компании. И прошу дать мне скидку, чтобы я мог заработать на перепродаже оборудования. Так вот, мне оборудование обошлось в 12 миллионов тенге, в то время как его рыночная стоимость — 35 миллионов. То есть, существует цепочка: завод — дистрибьютер — дилер — магазин — клиент. А теперь представьте, что я убрал всю прослойку, оставив лишь звено завод — клиент. У меня ИП, а у знакомого есть ТОО, торгующее оборудованием со звучным названием. С индивидуальным предпринимателем большие производители и разговаривать не станут. А с профильным ТОО вполне действенный вариант. Тем более в период пандемии объемы продаж упали, и производители с удовольствием делали поставки. Бизнес должен быть гибким в любой ситуации.

— Какой ассортимент вашего предприятия и оборот?

— За все время работы оборот составил больше 50 миллионов тенге. Мы шьем все, что можно шить. Маски, футболки, постельное белье, флажную продукцию и так далее. Но основное направление — спортивная одежда.

— Ваши дальнейшие планы?

— Активнее выходить на рынок. Если говорить об областном центре, торговые точки должны представлять из себя модульные павильоны. Как только уляжется вся ситуация с коронавирусом, хочу сделать шоурум с образцами нашей продукции.

— Спасибо за интервью!

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"