Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Экипаж машины боевой: все было впервые

Почти месяц экипажи Ми-8 ВИСВО на винтокрылых машинах сначала эвакуировали население из зон, залитых паводком, а затем доставляли гуманитарную помощь пострадавшим.

28 марта, уже в конце рабочего дня, вертолетчикам ВИСВО имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова поступила команда вылететь в город Уральск, в зону подтопления. В готовность привели четыре Ми-8, и две машины вылетели в соседнюю область. С 30 марта еще два вертолета перебазировались с аэродрома «Хлебодаровка» на свою площадку на территории Международного аэропорта Алия Молдагулова.
Топило села Уилского района. Два экипажа на двух Ми-8 вылетели в зону бедствия. Как происходили аварийно-спасательные работы и с чем столкнулись летчики, в интервью «АВ» рассказал заместитель командира авиационной эскадрильи военного института майор Максим Породько.

Ночной полет и подбор посадочной площадки с воздуха

– Расскажите о первом вылете и с какими трудностями пришлось столкнуться вашему экипажу?
– Первый вылет мы осуществили в Уилский район. Это был ночной полет. Рядом с райцентром есть село Берсиев, которое очень сильно затопило. Была произведена эвакуация пострадавших. На подмогу прибыл еще один вертолет, вернувшийся из Уральска. В зоны подтопления доставляли гуманитарную помощь, оттуда эвакуировали.
Посадка оказалась очень тяжелой. Во-первых, ночь, никакого освещения, лишь отдельные огни. Во-вторых, все площадки были в воде.
– То есть никаких наземных радиотехнических средств навигации?
– Абсолютно. Выполняли посадку по своим средствам. Включили фары. Садиться пришлось на участок автомобильной трассы. Сделали несколько проходов, чтобы подобрать площадку с воздуха. К тому же шли тремя вертолетами, дорога была затоплена с двух сторон, а участок для посадки, свободный от воды, оказался не такой уж и большой. Тем более в ночное время скрадывается реальный размер и дорога кажется очень маленькой. Уже за несколько метров до земли начинаешь детально ориентироваться. Плюс помогло то, что рядом находился мост и дорожные знаки. Ничего, справились. Сели, выгрузили гуманитарную помощь. Каждый борт выполнял свою задачу. Со мной прилетели медики. Около десятка человек, нуждавшихся в медицинской помощи, мы забрали из Берсиева в Уил.

Фонарики сотовых телефонов вместо огней аэродрома

– В Уиле тоже подбирали площадку для выполнения посадки?
– Там уже садились на самую подходящую для этого площадку – стадион. Что поразило до глубины души – отношение местных жителей. В Уиле, наоборот, слишком много огней – все-таки райцентр. Очень тяжело оказалось сразу найти стадион. Тем более он находится среди деревьев, в центре населенного пункта. Было около четырех утра, но много людей специально пришли туда. Кто включил фонарики на мобильных телефонах, кто просто махал руками, показывая, куда приземлиться. Вот так нас завели на посадку. Люди нас ждали и тепло встретили. Никакой паники. Наоборот, чувствовалась поддержка народа. Уил­цы думали, что наш экипаж вылетит обратно в Берсиев, подбежали к вертолету с большими сумками – продукты, вещи, кто что мог, чтобы отправить все это пострадавшим, оставшимся там. Все делалось от души, и это было видно. Но мы улетали в Актобе и, конечно же, ничего не взяли. Ведь там заправлять вертолет негде. Уже чуть позже наш топливозаправщик приезжал в Кобду, и мы дозаправлялись там.
– Экономия времени и топлива…
– Конечно, час перелета от Кобды до Актобе и нецелесообразная для этого трата топлива.

Только вертолетом можно долететь

– А отдыхать когда приходилось?
– Той же ночью вернулись мы в Актобе, отдохнул часа три на аэродроме. Поступила новая задача – перевезти около трех тонн гуманитарной помощи в Берсиев, а также доставить туда с десяток сотрудников ДЧС. И целый день наш экипаж оставался в этом населенном пункте. Людей оттуда уже вывозили на плавсредствах на дорогу, мы формировали группы на эвакуацию. В первую очередь перевезли женщин и детей. На этом еще один трудный день для нас закончился. А потом были Уил, Иргиз, вновь Уил. В Берсиеве оставались люди, которые отказались от эвакуации, и те, кто присматривал за домами. Сотрудники органов ЧС дежурили. Дома, которые были на возвышенности, от воды практически не пострадали. Может, где-то фундамент паводок задел. Кто-то в палатках вместе с ЧС-никами расположился. Ребята из Алматы хорошо помогали – представители республиканского оперативно-спасательного отряда МЧС. Уровень подготовки у них очень высокий.
Мы же перевозили гуманитарную помощь, экипажи чередовались. Плюс к этому выполняли полеты в черте Актобе, инспектируя дамбы.
– Куда еще доставляли гуманитарную помощь?
– В различные населенные пункты Уилского и Иргизского районов, на чабанские точки. Многие из них подтоплены не были, но дороги оказались отрезаны паводком. Где-то потоками воды повредило столбы электропередач, где-то связь пропала. Только вертолетом можно было доставить продовольствие. Лодками тоже во многих случаях нецелесообразно доставлять гуманитарную помощь – то на пути участок неподтопленной дороги, то грязь.
В областной центр из Уила перевозили только в случае крайней необходимости – беременных женщин, стариков, больных. Из Иргиза в Актобе – никого.
– Была и такая информация, что из некоторых домов эвакуировали прямо с крыш. Вертолету приходилось просто зависать в воздухе и поднимать пострадавших на борт
с помощью лебедки или спецсредств.
– Как раз такой случай произошел, когда днем полетел первый экипаж на эвакуацию. Вода пришла внезапно, люди не были готовы к этому. Кто на крышу, кто на дерево забрался. Приходилось их забирать прямо оттуда. Работа затруднялась тем, что вокруг деревья и провода. А внизу, соответственно, вода. Экипажу майора Жанибека Бекбаулиева таким образом пришлось эвакуировать людей. Они молодцы – отлично в тот день поработали. В первый заход по максимуму отработали. Выработали все топливо, дозаправились и на второй заход.

Организованность и дисциплина

– Совместно с вами отрабатывали коллеги из других подразделений…
– Да. Вертолетчики из Нацгвардии. У них было две машины. Они чередовали направления. Работали на Уил и Иргиз, а также на Торгай и Костанай. Мы с ними классно сработались. Слава Богу, что погода выдалась не очень капризной, хотя на некоторых перелетах бывали сложные метеоусловия – видимость тысяча метров и нижняя кромка облачности 100 метров для вертолета, летающего по правилам визуального полета, это уже плохо.
– Сколько человек вы всего эвакуировали? Не считали?
– По всем направлениям более 500 человек. И в Уиле, и в Иргизе были развернуты эвакопункты на самом хорошем уровне. Кормили отлично. Видно было, что все хотели помочь пострадавшим.
– Вы говорили, что не было паники. А как обстояло дело с дисциплиной?
– В основном – очень хорошо. Вы знаете, прилетели мы в Куйлыс Уил­ского района. Вокруг все было уже затоплено. Остался без воды только сам поселок в виде островка. Но до того все там было спокойно и организованно. Мужчины занимались строительством и укреплением дамб мешками с песком. Происходила эвакуация только женщин и детей. Мужчины даже и не помышляли об этом. Среди женского населения тоже была старшая. Подошла ко мне, деловито спросила, сколько будем выполнять рейсов. Пояснила, кого необходимо эвакуировать в первую очередь, во вторую и так далее, помогла разбить людей на группы. Честно скажу: работать было легко и приятно. Не везде так, были и другие случаи, но единичные.
– Это первый опыт эвакуации в вашей практике?
– Я в Вооруженных Силах с 2005 года, участие военных вертолетов в эвакуации гражданского населения – впервые за годы службы. Опыт получен большой не только летным составом, но и спасательно-парашютной группой ВИСВО, которая участвовала в эвакуации.
Еще был такой нюанс, в чем заключалась сложность. Это грунт. Когда вертолет приземляется, он поднимает с него песок и пыль. Во-первых, это затрудняет посадку пассажиров, а во-вторых, попадает через воздухозаборники в двигатель. Наши машины тоже пострадали. Поэтому после приземления необходимо сразу выключать двигатель. После первых полетов мы уже поняли, как надо делать расчеты. Повторюсь, это первый опыт для многих из нас, но мы справились.
Беседовал
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"