Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Елеусин САГИНДИКОВ, депутат Сената Парламента РК Важные компоненты модели госуправления

Многие государства мира, пережившие в свое время кризисы национальных экономик, успешно преодолели их, выработав

общенациональные стратегии, четко определив приоритеты долгосрочного развития. Благодаря такому подходу в короткие

исторические сроки вышел на путь экономического процветания и Казахстан.

В декабрьском Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев отметил: «За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз, что за такой короткий промежуток времени не имело места ни в одной стране мира». Сегодня республика вошла в пятерку наиболее динамично развивающихся государств мира. Об экономических успехах страны свидетельствуют, например, результаты исследования Британского аналитического центра The Legation Institute, назвавшего республику самой процветающей страной Центральной Азии. Этому, безусловно, способствовало использование в практике

госуправления инструментов стратегического планирования, определенных в принятой 15 лет назад Стратегии «Казахстан-2030», которая позволила построить независимое, политически стабильное и успешное государство с высоким уровнем благосостояния граждан.

Все, что Казахстану удалось осуществить за 20 лет независимости – впечатляющий рывок, успешный пример реализации целей, которые были заблаговременно обоснованы Президентом Казахстана и доведены до народа в качестве общей идеологии развития молодого независимого государства. Заслуга Лидера нации состоит в том, что он сумел своевременно воспользоваться достижениями современной управленческой науки. И прежде всего инструментами стратегического планирования и прогнозирования, успешно применив их к сфере госуправления. Вот почему и сегодня нужно обратить серьезное внимание на развитие этих инструментов, переосмыслить их роль и значимость в достижении новых амбициозных целей.

Критерием истины, как известно, является практика. Анализ опыта современных государств подтверждает, что государственное планирование существует и успешно используется в большинстве развитых стран – Франции, Японии, США, Германии, Финляндии и других. Например, во Франции система государственного планирования утверждена еще в 1946 году. В ее основе – индикативное планирование, которое по форме носит рекомендательный характер, а по содержанию представляет набор индикаторов развития экономики, основанных на прогнозных трендах.

Значительное место в продвинутых государствах в последнее время занимает разработка стратегических планов развития экономики, представляющих собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей.

Такие планы-программы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики. Во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительства и деловые круги внутри и за пределами страны. В-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.

В целом западные ученые-экономисты и социологи разработали более десятка различных видов планирования: аналитическое, оптимальное, нормативное и др. Но, нужно отметить, что действенная система государственного планирования во всех формах ее проявления и в развитых странах постоянно совершенствуется. Мы разделяем мнение о том, что в условиях глобализации мирового хозяйства и сокращения периодов возникновения экономических кризисов роль госпланирования многократно возрастает. А его результативность во многом зависит от выстраивания соответствующей плановой системы, способной адекватно реагировать на происходящие изменения в стране и мире. Она также зависит от профессионализма проектировщиков и исполнителей плановых решений на всех уровнях национальной экономики. Поэтому опыт зарубежных стран и отечественная практика указывают на необходимость уделять больше внимания подготовке компетентных кадров в этой сфере.

По моему мнению, важно различать понятия: государственное регулирование и государственное планирование. Государственное регулирование – это в основном механизмы и рычаги воздействия государства на бизнес и социальную сферу. Государственное планирование во всех его проявлениях – это предвидение ближайшего и более отдаленного будущего национальной экономики на основе глубокого анализа внешней и внутренней среды.

В Казахстане стратегическое планирование начало использоваться в 1997 году, когда была принята первая долгосрочная Стратегия развития страны до 2030 года. Сегодня практика применения его инструментов получила широкое применение на всех уровнях исполнительной власти. Пример научного подхода к государственному управлению на стратегической основе демонстрирует сам Глава государства. Так, цивилизованной политической традицией стала практика ежегодных посланий Президента народу Казахстана. Занимая особое место в системе других программных документов, они, безусловно, относятся к эффективным инструментам государственного стратегического планирования и управления. Как показывает анализ, все послания Главы государства в той или иной степени отражали задачи, основанные на общих целях Стратегии «Казахстан-2030», с учетом изменившихся реалий, новых вызовов и прогнозируемых перспектив.

Конечно, на пути построения системы государственного планирования в Казахстане, как и в любом другом деле, были определенные сложности и недоработки: множественность программных документов; размытость целей и ожидаемых результатов; отсутствие механизма оценки эффективности документов; разрозненность сроков реализации программ; отсутствие четкой увязки целей, задач, мероприятий, результатов, бюджетных расходов государства, эффективного управления государственными финансами и др. Поэтому сегодня осуществляется процесс модернизации системы государственного планирования. Между тем, замечу, что ни в одной стране бывшего СССР подобная система в условиях рыночной экономики пока не создана. Таким образом, для продвижения вперед наряду с зарубежным опытом мы должны учитывать и опыт собственный, переосмысливая и трансформируя его с учетом глобальных задач нового времени.

Сегодня не вызывает сомнения, что именно успешная реализация Стратегии «Казахстан-2030» позволила Президенту Н. Назарбаеву определить новый долгосрочный политический курс нации, уже состоявшегося государства. Принципиальная новизна модели развития инновационного Казахстана состоит в том, что провозглашение амбициозных целей является не только политическим брендом, но своего рода маркетинговой информацией для потенциальных партнеров, которые хотели бы принять участие в реализации наших задач.

В первую очередь это относится к международным финансовым институтам, миссия которых – участие в финансировании проектов глобальной экономики. Кстати, многие из них (Всемирный банк, АБР, ЕБРР и т. д.) давно и с пользой для себя и своих партнеров применяют инструменты стратегического планирования и прогнозирования.

Вступление в ВТО, расширение сотрудничества со странами ОЭСР, укрепление позиций ТС и ЕЭП – все это также может эффективно использоваться в интересах реализации Стратегии «Казахстан-2050». Однако не менее важно активизировать внутренние факторы, обеспечивающие практическую реализацию нового курса.

Казахстанское Правительство уже разработало и успешно реализует многие стратегические программы. Аналогичный опыт накоплен и отраслевыми министерствами, институтами развития, национальными компаниями и предприятиями госсектора. И этот опыт нужно эффективно использовать. Сегодня не только казахстанцы, но и представители международного сообщества не сомневаются в том, что наша республика досрочно войдет в число 30 процветающих государств мира, сохранит позиции лидерства в Центрально-Азиатском регионе. Это реально, поскольку у нас есть уже собственный опыт достижения целей на основе стратегического планирования.

Как и любой долгосрочный план, новая Стратегия требует формирования определенного потенциала различных ресурсов и сил, позволяющих реализовать ее в полном объеме. Для состоявшегося государства эти требования могут быть даже более жесткими, чем для нового, только что созданного независимого государства. В связи с этим существенно возрастает значимость законодательного обеспечения реализации новой стратегии, принятия необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство о государственном планировании. Эти поправки должны в полной мере отражать происходящие в обществе процессы, базироваться на новейших научных достижениях.

Столь масштабную работу трудно представить без предварительного научного анализа проектов нормативных актов, поступающих в Парламент.

Подчеркну, научное сопровождение – это не только экспертиза готовых проектов законов. Это и активное привлечение представителей ученого сообщества к участию в процессе законотворчества. Тем более если речь идет о таких фундаментальных законодательных актах, как создание и модернизация системы государственного стратегического планирования, где Казахстан выступает первопроходцем среди стран СНГ.

С момента создания системы государственного планирования прошло не так много времени, очевидно, в ней имеются узкие места. Так, полномочия по разработке стратегических, программных, региональных и прочих документов в ряде законодательных актов республики закреплены за центральными государственными и местными исполнительными органами в курируемых отраслях. Из опыта работы акимом Актюбинской области знаю, что на практике это приводит к увеличению числа программных документов, к их несоответствию единым принципам утвержденной системы государственного планирования.

Применение единообразных требований к разработке документов государственного планирования будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов и положительно повлияет на динамику ВВП.

В настоящее время на обсуждении в Парламенте находится проект Закона РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам приведения их в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан». Он предполагает внесение изменений в десятки законодательных актов, направленных на устранение существующих противоречий в нормативных правовых требованиях по разработке государственными органами программных документов, внедрению новой системы государственного планирования, ориентированной на результат. На практике это позволит установить четкие полномочия местных государственных органов в соответствии с утвержденной системой государственного планирования.

С принятием нового закона будет сокращено большое количество региональных программ, а также не работающих норм по разработке документов, не используемых на практике и не имеющих понятийного закрепления. Отменяется разработка стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из районного (города областного значения) бюджета. Таким образом, число исключаемых программных документов составляет несколько тысяч, соответственно, сократится отчетность центральных и местных органов.

Создание эффективной системы государственного планирования не ограничивается принятием хороших законов. Необходимо, чтобы на каждом уровне госуправления были подготовленные кадры. В связи с этим Глава государства подчеркнул: «Важно усилить работу по стратегическому планированию». В том числе, возможно, путем создания национального Агентства по стратегическому планированию. Подобные структуры есть во всех странах, опирающихся в системе государственного управления на инструменты стратегического планирования. В связи с этим создание агентства считаю важной и насущной задачей.

В совокупности перечисленные факторы, несомненно, будут способствовать более эффективному применению в новой концепции госслужбы современных управленческих технологий с опорой на систему государственного планирования, в основе которой – инструменты стратегического планирования. Все это, с опорой на активизацию человеческого и ресурсного потенциала страны, позволит нашему государству реализовать амбициозные цели Стратегии «Казахстан-2050».

Колонка "Взгляд"