Эпический размах

В драмтеатре имени Т. Ахтанова готовится премьера этнофольклорной исторической драмы «Ер Едiге», поданной в уникальной форме. Герой, прославленный в эпосах тюркских народов, представлен по пьесе современного драматурга Светкали Нуржана.

Результат оправдал переживания

Приглашенный режиссер Данияр Базаркулов известен актюбинцам по кассовому спектаклю «Черная бурка».
— Прочитав жыр о Едиге, пьесу Светкали Нуржана, я задумался над концепцией постановки, — рассказывает Данияр. — Хотелось новой подачи исторической драмы, и она обозначилась. Подобное – впервые в моем опыте, и знаю, что в Казахстане похожего еще не ставили. Зритель увидит и услышит одновременно Казахский камерный хор, поющий под аккомпанемент ансамбля «Арайлы Ақтөбе», танцы, сцены боя, монологи, диалоги. Всего в драме задействовано до ста человек, из них только актеров и артистов хора — шестьдесят. Музыка, вокальные партии написаны композитором,
худруком «Арайлы Ақтөбе» Сериком Закария, сценический бой ставил Адлет Таменов, сценографом выступает Айбек Орынбасаров, автором костюмов – Асия Курманалина.
Новая постановка — это синтез актеров, музыкантов, вокалистов, сценографии, режиссерского прочтения. Получилось эпическое произведение в классическом смысле этого слова. Здесь все условно, каждый увидит свое, но прийти на «Ер Едiге» должны все, от мала до велика, предварительно прочитав жыр. Я отталкивался от драматургии, но подал время и героев по-своему.
— Как долго шли репетиции?
— Два месяца, спектакль будет оттачиваться еще долго. У театральных критиков принято приезжать примерно на седьмой показ: считается, что до этого постановка вызревает.
— Гармоничное наслоение актерской игры на хоровой вокал, сценический бой, танец, музыку в исполнении фольклорного ансамбля наверняка далось вам непросто?
— Да. Нервов и переживаний это стоило серьезных, но результатом довольны все.

Уроки Золотой Орды

Роль главного героя актеру Мирбеку Шакенову далась непросто.
— Мой педагог в КазНУИ Тлектес Мейрамов учил нас быть гибкими, как пластилин, тем не менее трудности вхождения в роль были, — говорит он. – В одном из источников сказано, что в руках эмира Тимура батыр Едиге был дьяволом, но автор пьесы подает его как защитника интересов государства. Я увидел Едиге стратегом, пытался именно так представить его вопреки тому, что прочитал о герое. Плюс нужно помнить о концепции режиссера. Мне понравилась работа над образом. Когда за твоей спиной музыканты играют потрясающую музыку, хор добавляет экспрессии, я чувствую себя глыбой! А ведь Едиге был именно глыбой.
— Этот образ в русле твоего амплуа?
— Режиссеры меня видят в амплуа отрицательного героя, поэтому часто приходится отказываться от ролей: не стремлюсь развиваться в одном направлении.
— Образ персонажа что-то привнес в твою личность?
— В музее я видел фрагменты древнего городища Сарайчик – керамические канализационные трубы. Техническая цивилизация Золотой Орды была очень высокой. И эта цивилизация рухнула в результате междоусобицы. То есть если народ будет жить в разногласии, государство ждет участь Золотой Орды – гибель. Не послушал Едиге и его сын Нураддин, убил Тохтамыса, и началось падение большой империи… Думаю, в этом суть пьесы.

Высокое мастерство

Худрук драмтеатра имени Т. Ахтанова Мейрам Хабибуллин отметил, что новая постановка потрясает масштабностью и формой подачи драматического материала:
— К сказанному коллегами добавлю, что уникальности постановке придал костюмерский талант Асии Курманалиной. Второе, актеры своим мастерством доносят до зрителя влияние человеческого фактора на ход истории. Условности, ненавязчиво присутствующие в спектакле, его усиливают. Да, «Ер Едiге» должны увидеть зрители всех возрастов.

Неисчерпаемая тема для новых открытий

Исследования по эпосу «Ер Едiге» Жуманазар Асанов начал в 2005 году. Диссертация, сделавшая исследователя доктором филологических наук, была защищена в 2010 году.
Но ученый считает, что тема неисчерпаемая:
— Вариантов эпоса – более 60, а своим национальным героем бия и батыра считают несколько тюркских народов. В силу этого мне пришлось работать в библиотеках и архивах Татарстана, Башкирии, Узбекистана, Хакасии. Добавлю, что, помимо казахских, ценность представляют все имеющиеся источники, в том числе ногайские, каракалпакские, туркменские. Среди исследователей наиболее солидными назову докторов филологических наук – Насипхан Суюнову (Карачаево-Черкесия, РФ) и Кенесбая Алламбергенова (Каракалпакия, Узбекистан). Разночтения во всех эпосах есть, и это логично. На сегодня с языков оригинала переводы имеются на английский и немецкий.
Годы жизни Ер Едиге – 1356-1419. Родился он в Южном Казахстане, погиб в Мартукском районе Актюбинской области, похоронен на берегу реки Сагыз, близ села Копа Байганинского района. Вскрытием могилы национального героя осенью 2021 года занимался археолог Серик Ажгали. Известно имя отца батыра – Куттукия. Род, к которому они принадлежали, точно неизвестен, хотя предположений много. Наиболее исчерпывающе казахское шежире представил Кадыргали Жалаири, живший в ХVI веке.
Жуманазар Асанович рассказывает, что детей у батыра было много, а известные князья Урусовы, Юсуповы, Седаковы – его потомки:
— Их внуки сегодня проживают в разных странах, знают о своем великом предке и даже приезжали в Казахстан.

Величие и мощь


Алтынай ЮНИСОВА, руководитель областного управления культуры, архивов и документации:
— Пьеса Светкали Нуржана «Ер Едіге» прославляет батыра, ставшего символом упорства и высоты духа. Он безусловный пример для всех. Цель исторической драмы – пропаганда единства идей тюркского мира. Напоминание о батыре, жившем на берегах рек Жем и Сагыз и служившем ценностям туранской общности.
В Актобе установлен памятник Едиге, в честь него назван проспект. При ОЦНТ открыта школа жырши, пропагандирующая подвиги батыра. В 2021 году проведен республиканский конкурс сказителей «Едіге деген ер екен», по результатам которого вышел диск. Новый спектакль стал логическим продолжением этих мероприятий.

Хорошо бы снять фильм о батыре


Ахат МУРЗАЛИН, председатель общественного фонда «Ер Едіге»:
— Был на сдаче спектакля. Личность и роль Едиге в истории показана глубоко. Думаю, общественности постановка понравится. В ней батыр предстает человеком думающим, иногда пылким, быстрым в принятии решений. Мне очень понравились музыкальное оформление и сценические костюмы.
В последние годы в нашей стране, в том числе в Актобе, Едиге батыру оказываются немалые почести. В нашем городе открыт памятник, его имя дали проспекту длиной в шесть километров. Ученые находятся в постоянном поиске.
Хорошо было бы снять исторический фильм о батыре. Это — наше предложение.

Десять этнотреков

Для лауреата многих международных и республиканских конкурсов, художественного руководителя ансамбля «Арайлы Ақтөбе» Серика Закария работа над музыкой к спектаклю не была первой или неожиданной. Но композитор признался, что работал более месяца:
— Я написал свыше десяти треков в этностилистическом ключе. Да, работать с Данияром Базаркуловым и командой спектакля интересно, тем более что я и сам на протяжении действа стою на сцене (играю на кобызе). Как музыкант могу сказать, что Казахский камерный хор блестяще справился с поставленной задачей. Знаю, что говорю, так как имею опыт участия во многих проектах. Думаю, что постановка достойна даже государственной премии.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................