Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Фундамент демократии

30 августа 1995 года на всенародном референдуме наши соотечественники всецело одобрили новый Основной Закон – Конституцию Республики. Был взят исторический курс на правовое, демократическое и социальное государство. Наступило время стремительного и творческого созидания, всестороннего совершенствования нашего общества.
«Актюбинский вестник» начинает публикацию серии материалов к 15-летию принятия Конституции РК, и первый наш собеседник – доктор исторических наук РК и РФ, профессор, заведующий кафедрой истории Казахстана Актюбинского государственного педагогического института, известный общественный деятель Нуртаза Акишанович Абдуллаев. В 1995 году он, являясь первым председателем территориальной избирательной комиссии по Актюбинской области, руководил процессом всенародного референдума по Конституции Республики Казахстан.

— Нуртаза Акишанович, чтобы полнее представить значимость события, давайте вначале вспомним само время, тот период развития страны, который принято называть переходным…
— Да, вы совершенно правы, характеризуя общественно-политическую обстановку 15-летней давности таким образом. Тогда, на постсоветском пространстве вообще, и в нашей республике, в частности, бурно проходили весьма сложные, а во многом радикальные, неординарные общественно-политические, экономические процессы, теперь уже по праву занявшие свое достойное место в истории мировой цивилизации. В связи с этим 90-е годы прошлого столетия на нынешнем этапе нашего развития можно представлять героическими. Процесс демократических устремлений настолько был быстротечен, что результаты каждого из политических решений представлялись непредсказуемыми.
— Что вы скажете о подготовке и проведении референдума и отношении общества к нему?
— По сути, на долю областной территориальной комиссии выпало провести в области два республиканских всенародных референдума: по продлению полномочий Президента страны Нурсултана Назарбаева до 2001 года и по принятию новой редакции Конституции. Накануне мне пришлось руководить городской территориальной избирательной комиссией по выбору депутатов Парламента.
Мне сдается, что с высот сегодняшнего дня нами да и общественностью, может быть, не до конца осознавалась ответственность этих поистине судьбоносных политических мероприятий. Тогда в обществе шли бескомпромиссные, порой радикально противоположные политические дискуссии по устройству нашего государства и структур власти. Теперь уже в историческом плане становится понятным, что все они преследовали единую цель — поиск надежного фундамента государственности. Причем каждая из политических групп, отстаивая определенные взгляды и позиции и даже переходя границы этически и юридически дозволенного, стремилась положить свой «кирпичик» в здание нашей государственности.
До всенародного референдума и в ходе обсуждения проекта новой Конституции часть избирателей выражала сомнения в ее необходимости, мотивируя тем, что менее чем 2 года назад (28 января 1993 года) уже была принята первая Конституция.
— Кстати, чем была вызвана необходимость новой редакции Конституции спустя столь короткое время?
— Я уже упоминал об острой политической борьбе. Отдельные личности от имени политических сил, пытаясь расшатать устои государственности, создавали угрозу целостности общества. Часть их, откровенно преследуя свои исконные цели, стремились занять нишу в правящих структурах власти. Эту ситуацию весьма точно охарактеризовал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. «Чтобы сохранить страну, в тот период приходилось принимать и непопулярные решения. Иногда они носили половинчатый, компромис-сный характер». Конституция 1993 года и стала компромиссом между той частью общества, которая противилась проведению социально-экономических и политических реформ, и другой частью, понимавшей необходимость и неизбежность трансформации Казахстана в демократическое цивилизованное государство.
При наличии вполне приемлемых принципов Конституция 1993 года была «пропитана» политическими и экономическими красками прежней правящей пирамиды и ее идеологии. А это, в свою очередь, стимулировало противоречия между исполнительной и законодательной властью по принципу: кто главней?
— Но ведь все-таки она «работала»?
— Как сказать… Многие законы 1990-1994 годов при всей их значимости имели много популистских норм, не подкрепленных материальными возможностями государства. Практически наиболее значимые из них по тому времени невозможно было выполнить. Среди них: пенсионное законодательство, установление различных социальных выплат, денежных компенсаций и льгот. Значительная часть законов того времени не содержала механизмов регулирования правоотношений, возникавших в ходе формирования рыночной экономики и демократического общества. Эти факторы стали объективной необходимостью в принятии новой Конституции.
— Нуртаза Акишанович, достигнуты ли цели, провозглашенные Конституцией 15 лет назад? Соответствует ли она нынешнему времени?
— В преамбуле Основного Закона, как вы знаете, говорится: «Народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, сознавая высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принял Конституцию Республики Казахстан».
Я думаю, именно здесь содержится исчерпывающий ответ на ваш вопрос — пройденное обществом время подтверждает букву и дух Основного Закона. У нас созданы современный государственный механизм и правовая система, заложен фундамент эффективной экономики, в целом обеспечиваются права и свободы человека, конкуренция и политический плюрализм, мир и согласие сограждан. А вспомните: сколько на постсоветском пространстве за это время прошло событий, повлекших за собой ломку судеб, государственных устоев и даже кровопролитие невинных граждан!
— Давайте взглянем и на положения нашей Конституции с высоты пройденных лет…
— Республика Казахстан провозглашена демократическим, светским, правовым и социальным государством. Основополагающие принципы деятельности республики — общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Признавая единственным источником государственной власти народ, Конституция предусматривает достаточную открытость политической системы для предложений и требований, поступающих от граждан общества. Так, в Конституции запрещена цензура, гарантированы свобода слова, политический плюрализм, право граждан на участие в выборных органах власти, обращение в государственные органы и структуры местного самоуправления, право на проведение собраний, митингов, шествий и пикетов, забастовок. Определена норма для решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
С высот пройденного пути достаточно ясно прослеживаются итоги реализации указанных положений в жизнь. Наша современная реальность с полной уверенностью позволяет утверждать, что основы демократического конституционного строя, правового и социального государства уже созданы и работают на благо членов общества.
Провозглашенные в Основном Законе свобода совести, вероисповедания нашли благодатную почву и получили одобрение в среде населения. Один пример. Независимый выборочный опрос различных категорий населения нашей области об отношении к возведению в городе  Актобе новой мечети и православной церкви показал, что 99,98 процента  респондентов одобряют данную инициативу и выражают благодарность исполнительной власти. В значительной части своих ответов респонденты подчеркивают организаторскую роль акима области Елеусина Наурызбаевича Сагиндикова.
— Сейчас есть смысл сказать и о Казахстане на мировой арене…
— В Конституции достаточно гибко и полно отражены принципы и нормы международного права. За годы, пройденные после принятия Конституции, наше государство, строго соблюдая Устав ООН, принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств, решительно проводит курс на миролюбие и сотрудничество в мире. «Казахстан сегодня выступает локомотивом интеграции государств на Евразийском пространстве» — такова реальная оценка нашей внешней политики известными лидерами государств мира. В действительности республика, являясь членом ООН, ОБСЕ, ШОС, СВДМА, играет видную роль в мировой политике и постоянно выдвигает новые инициативы сохранения стабильности в мире и регионе. Это убедительно видно и в том, что наше государство довольно продуктивно председательствует в ОБСЕ. Только в течение текущего года по инициативе нашего государства внесены ряд важнейших инициатив по оздоровлению межгосударственных отношений в различных регионах планеты. По роду своей деятельности мне приходится бывать и общаться с научными работниками, общественностью различных государств. К примеру, в регионах России, Республики Узбекистан, Грузии отношение рядового населения к Казахстану и руководителю нашего государства весьма благожелательное и очень уважительное.
— Значит, наша Конституция отвечает нормам цивилизованности и перспективам государственности. Главное, строго соблюдать ее основные положения и уважать их, так?
— Знаете, вопрос ваш достаточно объемный и сложный. Ответить однозначно на него наверняка не осмелится даже самый подготовленный теоретически и умудренный жизненной практикой юрист. Поэтому я ограничусь тем, что напомню изречение известного английского философа, юриста Бентама Иеремии: «Наилучшая конституция есть та, к которой привык народ». Уверен, что соотечественники уже привыкли к документу.
Президент Нурсултан Назарбаев отмечал: «Наша Конституция — это осознанный выбор народа Казахстана». Следовательно, каждый из нас должен ценить и уважать Конституцию, жить по ней, при этом дополняя и обогащая ее своим творчеством. Это и есть высшая школа демократии, уроки и опыт которой обязаны освоить последующие поколения.
Записал
Мир БАЛМУХАНОВ

Колонка "Взгляд"