В нашей стране успешно осуществляется совместный казахстанско-американский проект по пропаганде американской культуры. Благодаря поддержке со стороны американского посольства в Казахстане, в частности в Астане, Костанае и Актобе, побывали с концертами джазовые музыканты, а в этом году представители западной культуры решили поставить в Актобе отрывки из мюзиклов на Бродвее и провести мастер-класс с известным американским хореографом Льюисом Уитлоком. Накануне постановки корреспондент «АВ» встретилась с профессором танцевального искусства.
…Репетиция была в самом разгаре и, естественно, мастер был занят. Но даже простое наблюдение за происходящим на сцене, которое время от времени с помощью выразительных жестов корректировал Льюис, можно было заметить, насколько свободны и демократичны отношения между мастером и ребятами. В перерыве девушки обступили своего «тренера» и атаковали его вопросами. Не знаю, как насчет произношения, но общались они довольно живо.
Льюис родился в городе Миниаполис, штат Миннисота. Это второй его приезд в Казахстан по приглашению американского посольства. В Актобе он оказался впервые. Прошлым летом ставил мюзикл в Казахской музыкальной академии и в оперном театре имени Куляш Байсеитовой. Побывал в Караганде, Павлодаре.
На вопрос, понравилось ли ему в Казахстане, режиссер ответил: «Очень. Эта страна напоминает мне родину. Земля, растительный мир…».
Знакомство с Казахстаном началось у него с посещения столицы. Конечно, Астана — очень привлекательный город, поражающий современной архитектурой, колоритными памятниками истории и культуры, но Актобе Льюис считает более теплым и гостеприимным. Ему нравятся предоставленные для работы и проживания условия, внимательность со стороны окружающих.
Мюзикл, который он поставил на сцене областной филармонии, носит длинное и немного несуразное название — «Джозеф и его удивительно разноцветный плащ».
Для казахстанской молодежи, которая воспитана на смешении культур в силу многонационального состава в стране, выход в ауру западной не представляет особой сложности, тем более что существующая в образовательной системе программа триединства языков позволяет им ориентироваться в мире хитов, джаза, рок-музыки и др.
— В мюзикле соединены три вида искусства: музыка, хореография и актерство. Поэтому моя работа не ограничена только обучением танцам, — говорит Льюис, — я учу красиво держаться на сцене, улыбаться и вообще следить за выражением лица, которое должно соответствовать содержанию песен, правильно интерпретировать их.
Уитлок почти влюблен в своих учеников и учениц, которые тоже внимают ему безоговорочно. По его словам, это очень удивительные и талантливые дети, умеют концентрироваться на главном.
— У каждого народа свой менталитет. Как режиссеру удается находить общий язык?
— Мне было несложно проводить мастер-класс с вокалистами, которые знают, что такое музыкальная дисциплина, у которых уже сложились отношения с музыкальным миром. Конечно, различия в культуре народов есть, но музыка — это такая сфера, которая понятна без слов. Может, этим объясняется то, что мне не приходится повторять свою просьбу больше двух раз.
Отношения с детьми напоминают ему отношения, которые сложились у него в семье с родителями, дедом и бабушкой. В основе их лежали понимание и уважение друг к другу. Музыкального образования у Уитлока нет, но музыка присутствовала в его жизни всегда, так как мама играла на пианино, а танцевать он начал с четырех лет. Он — бакалавр ораторского, танцевального и театрального искусства. Преподает в университете в Луизиане.
Сопровождающая его в поездке по городам Казахстана преподаватель Казахской Национальной музыкальной академии Елена Сахно тоже довольна нашими ребятами:
— Дети у вас замечательные. У них очень высокий уровень музыкальной подготовки и потому на разучивание партии у нас уходило мало времени. Единственно, приходилось больше работать над произношением и отработкой движений, а музыкальный материал они освоили быстро. Даже те, кто не имеет музыкальной подготовки, воспринимали «на слух» и выучивали. Поэтому мы получаем огромное удовольствие от той отдачи, которая идет от талантливой молодежи.
Поскольку ребята быстро все схватывали и были очень активными, режиссер вместо двух намеченных отрывков замахнулся на три. А в качестве оценки их музыкальной и театральной подготовки по завершении мюзикла солистам были вручены сертификаты об окончании мастер-класса американского образца. Это положительно скажется на дальнейшем творческом росте молодых вокалистов. Американская нотка драйва в песне «Го-го-го, Джозеф!» еще долго будет звучать в ушах местной молодежи призывом к свободному и приправленному большой долей позитива восприятию жизни. «Давай-давай, молодежь, радуйся жизни и стремись к лучшему!».
Алина Карина