Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Город на двух колесах

С каждым годом велосипедистов в нашем городе становится больше. Пересаживаясь на двухколесный транспорт, актюбинцы руководствуются двумя главными причинами — экологичностью и пользой для здоровья. Однако все они сталкиваются с рядом проблем.
Корреспондент «АВ» выяснял, что мешает городу на Белом холме стать велосипедной столицей Казахстана.

Об удобстве и комфорте

В настоящее время в нашем городе официально зарегистрировано более 700 велосипедистов, де-факто их гораздо больше. Многих из них пересесть на велики заставила пандемия, точнее, прошлогодний локдаун. Активисты велосипедного движения, всем сердцем болеющие за велокультуру Актобе, прикладывают все усилия для того, чтобы с каждым годом условия становились лучше, а желающих больше.
— Мы составили карту велодорожек, отнесли в городской акимат. Соединили старый город, охватили Батыс и, конечно же, центральные улицы. Аким города тоже проехался с нами, мы показали все проблемные места, — рассказывает представитель велоклуба «Velopulse» Анастасия Сербова.
Городские власти, а именно отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в начале лета выделили на обустройство велодорожек более одного миллиарда тенге, конкурс объявлен, определяется подрядная организация. Средства предстоит осваивать два года. 39 тысяч квадратных метров велодорожек должны быть из асфальтобетона и бетона. Один квадратный метр такого покрытия обойдется бюджету почти в 15 тысяч тенге. Общая протяженность велодорожек составит 52 км, ширина полосы движения — 1,5 м. Основной цвет — красный, цвет участка повышенного внимания — желтый. Также в проекте предусмотрено 29 велопарковок, 16 пунктов проката, 85 площадок отдыха.
В настоящий момент в городе есть триатлон парк и две велодорожки. Одна находится вдоль проспекта Абилкайыр хана, возле Арбата, вторая — на бульваре Абая одноименного проспекта. По словам велосипедистов, все они так или иначе не приспособлены к реальной езде. Двусторонняя велодорожка по Абилкайыр хана слишком узкая, к тому же она никак не отделена от пешеходной части.
Члены «Velopulse» надеются, что планируемые велодорожки будут соответствовать всем требованиям:
— Хочется верить, что и заказчик, и исполнители отнесутся серьезно и работа будет выполнена качественно. Горожане получат идеально ровные, качественные дорожки. Без канализационных люков и электрических столбов на пути, без ям и кочек. Было бы хорошо включить в экспертную группу наших активистов. Мы бы хотели, чтобы Актобе стал велосипедной столицей Казахстана. У нас и велошкола есть, и чемпионы, и триатлетов готовят. Трудно, конечно, готовиться в отсутствие качественных дорог. Наши велосипеды по миллиону и больше стоят, любая небольшая ямка, и этот дорогостоящий транспорт-тренажер может прийти в негодность.

Велосипед? Дороги нет!

Единственное место в Актобе, где можно спокойно и комфортно покататься на велосипеде — триатлон парк. Но сегодня его облюбовали мамы с колясками и любители пеших прогулок. Дорожные полицейские обещали исправить ситуацию и установить контроль.
Любители активного времяпровождения ежедневно сталкиваются с еще одной немаловажной проблемой — ПДД. Большинство жителей не знает и не соблюдает правила дорожного движения. Это касается всех: велосипедистов, водителей и пешеходов. Каждый думает, что прав и двигается по правилам.
— Мы катались вместе с акимом города по проспекту Абилкайыр хана, он сам видел поток. Машины не пропускают, начинают сигналить. Водители не знают правил, они не понимают, что мы — такое же транспортное средство, которое также движется по светофору, соблюдает те же правила. Многие велосипедисты также не знают ПДД. Бывает, едут по встречке, что абсолютно недопустимо. Поэтому нужно доносить правила и до водителей, и до велосипедистов, — беспокоятся активисты.
Еще одна боль, с которой ежедневно сталкиваются велосипедисты — отношение к ним горожан. Хозяевам двухколесного транспорта приходится терпеть оскорбления и злые взгляды.
— Если мы катаемся по дороге, то нас машины прижимают к бордюру — это опасно. С тротуаров нас пешеходы выгоняют, начинают ругаться. Нигде мы не чувствуем себя комфортно. Единственное — выезжаем за город, но там дороги не везде хорошие. Много дачников передвигается на велосипедах, у них тоже нет условий для комфортной езды. Все должно быть структурировано, должна быть слаженная система. Никто никого не должен притеснять и мешать, — расстраивается Анастасия Сербова.
Командир батальона патрульной полиции города Актобе Ермек Шуканов говорит, что большая часть ДТП происходит не по вине велосипедистов. Эти аварии в общей статистике не фиксируются как отдельные, поэтому сложно назвать точные цифры происшествий с участием любителей двухколесного транспорта. К тому же многие не вызывают 102, а предпочитают мирно расходиться.
— Велосипедисты вообще спокойный народ, особо не нарушают. В моей практике чаще всего ДТП происходят по вине автомобилистов — не уступил, наехал, — говорит Ермек Шуканов.
Имеющиеся велодорожки расположены в густонаселенных районах. Зачастую на них хозяйничают пешеходы, которые не уступают место и вступают в перепалку с велосипедистами.
— Могут ли пешеходы ходить по велосипедным дорожкам? — интересуюсь у собеседника.
— Да, только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним. При этом пешеходы должны двигаться в один ряд по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части дороги).
Члены клуба «Velopulse» ведут постоянную работу с новичками по поводу внешнего вида. Экипировка в первую очередь может уберечь человека от аварии.
— Следует одеваться ярко. Например, когда катаетесь вечером, облаченные в темное, к тому же у вас нет фонарей, светоотражателей, то машина просто не увидит вас. Это очень опасно для жизни. Всю зиму мы рассказывали участникам о том, что нужно из экипировки в первую очередь. И уже видны изменения. Ребята купили передние и задние фонари, шлемы, — говорит Анастасия Сербова.

Угнать за шестьдесят секунд

С начала этого года в Актобе совершено 43 кражи велосипедов. За прошлый год стражи порядка зафиксировали 103 факта.
— Два года назад у моего знакомого украли велосипед, обратились в департамент полиции. Страж порядка внимательно просмотрел видеозапись и говорит: «Сейчас я вспомню». Мы спрашиваем: «Что вы вспомните?». Он отвечает: «Он в этих же тапочках год назад крал велосипеды». Представляете, и вспомнил имя! Вот надо же, по тапочкам узнать вора. Его нашли, он сознался еще в трех аналогичных преступлениях, — удивляется Анастасия Сербова.
В основном преступления происходят по вине самих велосипедистов. Они оставляют транспорт без присмотра на улицах, в подъездах жилых домов. Стражи порядка призывают быть внимательными к своим вещам и в случае кражи незамедлительно обращаться в полицию. В прошлом году полицейские создали специальную велобазу, куда вносятся особые приметы велосипеда: марка, цвет, страна-производитель, уникальный номер и сведения о владельце.
— Профилактическая работа проводится ежедневно, поэтому наблюдается снижение краж. Для регистрации велосипеда жители области могут обратиться в участковые пункты полиции, — пояснили в департаменте полиции.
Для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноценными участниками дорожного движения, им необходимы велопарковки. Последних в областном центре единицы. При достаточном количестве снизится и число краж.[divider]

Можно и нельзя

Какие правила должен соблюдать велосипедист? Где и как ему разрешено передвигаться? Чего нельзя делать? На эти и другие вопросы отвечает старший инспектор батальона патрульной полиции Актобе Айдын Амиров.

— Чего нельзя делать во время езды на велосипеде?

— Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом; ездить по пешеходному переходу.

— С запретами все ясно, а можно ли ездить по тротуарам?

— Если нет велосипедных дорожек и велосипедной полосы движения, передвигаться по тротуару или пешеходной дорожке разрешается. При этом нельзя создавать опасность для пешеходов.

— Можно ли кататься по краю автомобильной дороги?

— Да. Если велосипедист старше 14 лет, а рядом нет велосипедной полосы или дорожки. При этом двигаться нужно по правой стороне дороги по ходу движения транспортных средств и в ряд с другими велосипедистами.

— Можно ли ездить по автомагистралям?

— Нет. В том числе всем транспортным средствам, скорость которых по технической характеристике или их состоянию меньше 40 км/ч.

— В каких случаях водитель авто должен пропустить велосипедиста?

— При выезде на дорогу со второстепенной дороги, если он пересекает ваш путь движения; при подъезде к месту остановки или стоянки, если вы движетесь по краю проезжей части дороги или обочине; при повороте направо или налево водитель уступает дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной
дорожке.

— А когда велосипедист пропускает водителя?

— На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, нужно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.[divider]

Плюсы и минусы двухколесного транспорта

Опыт активного пользования велосипедом все теплое время года на протяжении многих лет дает мне право оценивать ситуацию с этим видом транспорта в Актобе. Оставаться объективной сложно, но постараюсь.

Опыт этот многогранен, а установка «лиха беда — начало» на руку велосипедисту: поняв, какая подмога велосипед, человек вряд ли от него откажется. Моему «Аисту» 17 лет, он пережил только один основательный техосмотр и каждый год позволяет сэкономить примерно стоимость приличной пары летней обуви.
Первый плюс велосипеда — легко добраться в любую точку города. Хочется обратиться к горожанам, зависимым от городского транспорта: не нужно нервничать в ожидании переполненного автобуса, где легко подхватить коронавирус, и не нужно бояться, что после 19.00 у всех автобусов маршрут один — в парк. Если улицы, по которым вам придется ехать, освещены, то время суток значения не имеет. Я даже ночью могу ехать по дачной дороге, потому что хорошо знаю все тамошние колдобины. А если дорога незнакомая, то еду на небольшой скорости. Советую купить налобный фонарик и всегда держать его в бардачке. В нашей семье есть опыт езды на велосипеде из центра микрорайона в Белогорский карьер и обратно.
Плюс второй важен не менее: велосипед — это здоровье моих артрозных и варикозных ног и особенно тазобедренных суставов. Преодолевая не менее десятка километров ежедневно, я даю ногам несложную нагрузку, которая предотвращает отек (его провоцирует перманентное сидение у клавиатуры компьютера). Если кто-то заметит о компрессии на позвоночник, то ее можно минимизировать настройкой руля и сиденья.
Плюс третий — минимальные расходы на техническое содержание. Траты в течение лета — 50 тенге в неделю за накачивание шин.
К объективным минусам можно отнести только непредсказуемость погоды: вы планировали воспользоваться двухколесным транспортом, а тут зарядил дождь или подул шквальный ветер.


Нужны ли в Актобе велосипедные дорожки? Безусловно. Но время, когда ими будут пользоваться только велосипедисты, наступит нескоро — культура граждан не та. Что там дать дорогу велосипеду на его части, если народ не имеет представления о том, что двигаться нужно по правой стороне, что предусмотрено этикой движения в нашей стране. Лично я усвоила это в школе, но так редко наблюдаю встречного пешехода, идущего правильно. На днях мне пришлось дважды объезжать слева и немолодую особу, и молодую, выражение лица и ухоженность которых не предполагает бескультурье. Вообще-то, и все водители согласятся со мной, пешеход — самый непредсказуемый и аварийноопасный элемент движения. Даже если я подъезжаю сзади, пытаясь его объехать, высока вероятность, что его дернет именно в мою сторону! А если я еду навстречу, то как предугадать движение человека, когда 90 процентов горожан идут, уткнувшись в экран телефона? Кстати, на проезжую часть я выезжаю только в случае невозможности езды по тротуару. Хотя на тротуаре иногда приходится спешиваться в силу его разбитости.
По законам РК всем велосипедистам разрешается двигаться по правой обочине (не далее чем в метре от бордюра), тротуару или пешеходной дорожке, если это не создает опасности для движения пешеходов. В противном случае велосипедист должен спешиться.
Как относятся к велосипедисту водители авто? С осторожностью, и правильно делают, так как многие из нас ПДД нарушают. В числе самых частых нарушений — не спешиваемся при пересечении зебры. Однажды, рассчитывая слиться с толпой, я тоже не спешилась и врезалась в легковушку, которая этих пешеходов пропускать не собиралась. В результате переднее колесо от удара превратилось в знак бесконечности, то есть мне реально повезло остаться невредимой.
Про водителей авто скажу честно, что многие права купили. А раз купили, значит, представления о ценности собственной жизни не имеют. Что они думают о жизни других участников дорожного движения, догадаться нетрудно. Корень изложенного выше — в тотальном отсутствии культуры во всех ее проявлениях, и я снова повторюсь: ценить жизнь (в том числе несчастной кошки или собаки, оказавшейся на дороге) — культура, уважать право другого — культура, во всем следовать букве закона — культура, не включать на всю мощь музыку в салоне, не проявлять нервозности посредством сигнала… К одному из проявлений бескультурья нужно отнести отсутствие в Актобе парковок для велосипедов. А кто-нибудь задумывался о том, что этот пункт на руку вору? Ведь, оставляя транспортное средство у магазина, я не уверена, что его не стащат, пока я покупаю кефир.
И еще один пункт — об отношении к службе сотрудников ДПП. Проезжающими (порой на красный свет!) я их на дорогах встречала, а наблюдающими за движением — никогда. То есть остановить лавину велосипедистов, от которой на тротуаре шарахаются все, или шутника-водителя, решившего резким поворотом пугнуть велосипедиста на обочине, у нас некому. Так и будем жить, культивируя актюбинский креатив движения.

Татьяна ВИНОГРАДОВА[divider]

Над Главной темой работала Нурдана КАНИЕВА

Фото Куандыка Тулемисова

Колонка "Взгляд"