Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Художник, что рисует жизнь

Художник рассказывает о картине «Маленький Мухтар» / Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Время, его нравы и эстетические притязания, реальность, простота и замысловатость отношений… Перечень признаков бесконечен, в чем убеждаешься на выставке Орынгали Хайруллина «Жизнь – река искусства». Экспозиция открыта в областном музее искусств в честь 80-летия художника.

Корни

Глава семьи Хайруллиных Алтынбай после ареста двух братьев в 1937-м увез семью из аула Казахстан Мартукского района в Оренбургскую область. Время показало, что правильно поступил. Культом в семье были знания. Алтынбай окончил двухклассную школу в Актюбинске, поступил в Высшую показательную школу в Оренбурге, в 1922-1924 годы учился на рабфаке. Когда его, уже нездорового, старший сын Куанышкали возил на лечение в Москву, по возращении рассказывал, что в столице отец свободно общался с арабами на их языке.
– Да, отец переводил Коран на казахский, – рассказывает художник. – И когда я отнес в местный музей его записи, все удивлялись каллиграфии. Но ведь начало учебы отца пришлось на арабскую графику, потом была латиница, кириллица, и всем этим он владел. Работал же начальником акбулакского райфинотдела.
Каждый в семье Хайруллиных занимался выбранным делом. Орынгали агай вспоминает покойного брата, который много учился. В последние годы Куанышкали был зампредседателя областного комитета телевидения и радиовещания. Когда в семье поняли, что Орынгали увлекло рисование, никто ему не препятствовал.
– В двух домах родного Акбулака я видел репродукции картин Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье». Конечно, с полотнами был знаком, но потрясло, что живущие рядом сельчане могут так рисовать, – вспоминает Орынгали Алтынбаевич. – В Акбулакской казахской школе, где я учился, рисование вел Нурмагамбет Исмаилов, заметивший мои задатки к изобразительному искусству. Чтобы узнать мнение профессионалов, я взял рисунки и пошел в районный ДК, где работали художники-оформители. Они порекомендовали чаще рисовать с натуры – набивать руку, оттачивать глаз, контур. Потом рисунки отправили в Алма-Атинское художественное училище имени Гоголя, откуда сразу пришло приглашение поступать к ним. Поступил. И подружился там с актюбинскими ребятами – Вячеславом Щукиным и Никодимом Герцогом. Сокурсники были замечательными! Из их числа в историю современной казахстанской живописи вошли Абдрашит Сыдыханов и Токбулат Тогызбаев.
Отдельный пункт – преподаватели училища, о которых Орынгали агай говорит с теплотой особой:
– В первые годы моей учебы директорствовал Иван Федоров, очень талантливый художник, прошедший войну. На старших курсах директором назначили Акрапа Жубанова, и о нем нужно сказать так: глыба.
– А кто вас сделал художником?
– Айша Галимбаева, первый профессиональный художник из числа казашек, и Молдахмет Кенбаев, чья «Ловля лошади» хранится в Третьяковке. Оба вели живопись и рисунок: одна на первом-третьем курсах, второй – на четвертом и пятом. Айша Гариповна вывозила нас в горы, где на территории дома отдыха Совета министров на месяц ставилась юрта, и мы работали на пленэре. Интересным был Владимир Пак, он преподавал рисунок.
Ко времени получения юношей диплома учителя рисования и черчения, в 1965 году, его родители переехали из Акбулака в Актюбинск, а Орынгали распределили в распоряжение Актюбинского гороно.

Труд или творчество?

– До школы № 22, куда меня направил отдел образования, я не дошел, узнав, что на телевидении нужен художник, – продолжил юбиляр. – Главным художником областного телеканала был Григорий Полуэктов. В паре с ним работал Мирзоян Есенаманов, а меня приняли шрифтовиком. В декабре призвали в армию. Когда в инженерно-строительной части Байконура узнали, что я художник, перевели в штаб завклубом. То есть в течение трех лет я занимался библиотекой, оформлением Ленинской комнаты, доставкой почты и тому подобным.
Демобилизовавшись, он с тем же Григорием Полуэктовым, сокурсником Никодимом Герцогом и выпускником Московского полиграфического института Михаилом Луневым 10 января 1969 года открыл художественную мастерскую.
– Это был вагончик в парке Пушкина. Когда грянули крещенские морозы до минус 30, отопление вышло из строя. Пришлось ставить буржуйку, покупать тонну угля и приступать к выполнению заказа Дома связи. А к лету мы уехали в Уил на три месяца: оформляли быт сельчан в духе 100-летия вождя пролетариата.
О чем бы ни рассказывал Орынгали Алтынбаевич, он всегда называет имена, и это очень ценно, ведь по именам легко восстановить историю:
– Парк имени Пушкина относился к отделу культуры, которым заведовал замечательный человек Сергей Пузырев; директором парка была Иванова, не помню имени. Там же я познакомился с замечательным баянистом Мидхатом Сабыржановым, который вел музыкальный кружок.
К зиме Сергей Дмитриевич выбил для художественной мастерской здание на углу улиц Коммунистическая и Либкнехта, там я проработал до 1991 года. Кстати, о нашей мастерской выходила статья в «Казахстанской правде». В начале 1990-х у меня была затяжная болезнь, инвалидность, после чего трудился реставратором в областном историко-краеведческом музее под началом Рысжан Ильясовой, женщины с очень крепким характером.
Вспоминая те годы, Орынгали Алтынбаевич говорит, что сфера культуры была в чести у актюбинцев, и в 1960-80-е годы у всех на слуху были имена художников Дундыч, Шахматовых, Ануара Отеген-Тана и Марзии Жаксыгариной, Лилии Петровны Глониной, названного выше Григория Гавриловича Полуэктова. И выдающегося советского графика Кукурузы.
– В 1972 году Сергею Кукурузе разрешили вернуться на родину в Каменец-Подольск, мы с Луневым и Щукиным помогали ему загружать вещи в контейнер. Да, Сергей Васильевич тоже был частью истории культуры области, наверное, самой яркой, – в подтверждение юбиляр показывает свою графическую работу в каталоге выставки, посвященную 100-летию старшего коллеги, где Кукуруза изображен пишущим пейзаж Актюбинска в присутствии конвоира. – Я живописец, но несколько графических работ под уговоры Марзии и Ануара сделал – для юбилейных выставок.
– Одна из работ к 100-летию Ахмата Жубанова – кобызист на быке. Коркыт?
– Возможно. Дело в том, что темой я вдохновился после прочтения книги Ахмета Куановича о виртуозах, которые, исполняя музыку, порой впадали в транс и преодолевали гравитацию! Вот почему в иных казахских легендах встречаются кобызисты, домбристы, зависающие над землей или легко управляющие могучими животными.
– А когда прошла ваша первая выставка?
– В 1970-м к 100-летию Ленина. Это была групповая выставка. Должен сказать, что до того, как открылась галерея на Кереева, вернисажи в Актюбинске проходили в фойе кинотеатра «Октябрь», драмтеатра, в силу чего наши работы могли видеть все, кто посещал киносеансы и спектакли. Случалось, что картины выставлялись и в сельских клубах – мастерам это нравилось. Моя первая персональная состоялась в 1995 году, уже в выставочном зале.
– Вы все время где-то служили оформителем, реставратором. Когда же занимались живописью?
– Все свободное время, то есть вечерами и в выходные. Рисовал пейзажи, натюрморты, портреты, композиции.
– В чем разница восприятия жизни художником и обывателем?
– Мы все видим одну и ту же картинку, но художник стремится ее зафиксировать – в этом смысл нашей жизни.
– Ваши работы узнаваемы. Отточить стиль было целью?
– Не было. Я рисую, как подсказывают рука и сердце. А о цвете могу сказать, что предпочитаю неброские тона.
– Есть ли любимая картина среди ваших работ?
– Нет. В каждую вкладываю душу, поэтому по-своему все дороги.
Количество работ художника – около 150, на выставке можно познакомиться с 34. Самая свежая, посвященная 80-летию битвы за Москву, тоже представлена.
– Орынгали Хайруллин – один из выдающихся художников области, – считает председатель областного филиала Союза художников РК Марат Габдрахманов. – Так, как пишет он, сегодня не пишет никто. Мастер представляет уходящую эпоху шестидесятников, это эпоха замечательных людей.
«АВ» поздравляет Орынгали Алтынбаевича с юбилеем, желает ему здоровья, заслуженного признания и творческого долголетия.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Колонка "Взгляд"