Еркин Курманбек,
деятель культуры РК,
председатель общественного фонда
Исатая Тайманова
Последний период восстания казахских шаруа 1836-1838 годов под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова прошел на хобдинской земле. Завершающее сражение повстанцев с царским карательным отрядом произошло близ реки Киил у лощины Шеитсай. Здесь 12 июля 1838 года главная группа повстанцев численностью около 500 человек сразилась с большим карательным отрядом регулярных царских войск.
Позже об этой битве Махамбет сложит горестный кюй «Киилское побоище».
В июле 1991 года на хобдинской земле отметили 200-летие Исатая. В этих торжествах приняли участие официальные делегации из Алматы, Атырауской и Западно-Казахстанской областей, потомки батыра, доктор исторических наук, профессор Абу Такенов, поэтесса Акуштап Бахтыгереева, Герой Социалистического Труда, бывший первый секретарь Хобдинского и Исатайского райкомов партии Алтынбек Акимжанов и другие.
Кыдыргали Таскиев – заместитель акима Атырауской области, Манарбек Даулетов – потомок батыра, Суинишев, Жайдарбек Зайдуллин – руководители Исатайского района из Атырауской области — были тепло приняты на Шеитсае, в Хобде. Юбилейные мероприятия проходили на территории совхоза «Киилский». Были поставлены юрты, дан поминальный ас, проводились национальные игры, концерты, состоялась научно-практическая конференция. На могиле Исатая был поставлен памятник советского архитектурного стиля, огороженный мощной цепью. В проведение этого мероприятия много сил вложили тогдашний руководитель Хобдинского района Ерсаин Ажибаев, бывшие директора совхоза «Киилский» Калиолла Сагындыков и Сабыр Каналиев. К. Сагындыков поставил в центре совхоза Жарсай первый в республике памятник Исатаю.
Такой же юбилей в честь 200-летия батыра Исатая был проведен и в его родной Атырауской области. На нем побывала большая делегация от нашего региона, в составе которой был и я.
В 2003 году 200-летие Махамбета Утемисова было отмечено под эгидой ЮНЕСКО. Махамбету и хану Жангиру были возведены красочные мавзолеи в мусульманском архитектурном стиле. После этого в народе стало зреть желание возведения масштабного памятника Исатаю и батырам восстания 1836-1838 годов.
Потомки батыра по инициативе Изгали Гумарова организовали в Актобе общественный фонд Исатая. Вначале была проведена большая подготовительная просветительская работа о восстании и его руководителях Исатае и Махамбете — научные конференции, литературно-музыкальные, историко-познавательные мероприятия на эту тему. В них принимали участие руководители Хобдинского и Исатайского районов Е. Ажибаев, М. Балгынов, директор совхоза «Киилский» К. Сагындыков кандидат исторических наук, доцент
Б. Курманбеков, поэты А. Утегенов, Н. Калауов, научные сотрудники областного музея, заведующая отделом – Р. Досова, библиотекари.
В Хобдинском районе сейчас 18 сельских округов. Большой район в 1970-е годы был разделен на два. Новый район получил название Исатайский. Это было обосновано фактом битвы батыра Исатая на этой земле с карательным отрядом и его гибели на территории совхоза «Киилский». Первый секретарь Хобдинского райкома партии А. Акимжанов, стоявший во главе этого дела, первым возглавил Исатайский район.
Позже район возглавляли известные в Актюбинской области люди М. Балгынов, З. Байдосов, И. Медеубаев, Е. Ажибаев.
По словам Е. Ажибаева, могилу Исатая посетили известные деятели искусств дирижер Шамгон Кажыгалиев, собиратель и исполнитель кюев Махамбета Каршыга Ахмедьяров, поэтесса Акуштап Бахтыгереева. Каршыга исполнил там кюй Махамбета «Жұмыр мен Қылыш».
Имя батыра Исатая – в памяти народа. В Актобе и Хобде есть улицы его имени, в Хобдинском районе – сельский округ. В Жарсае ему возведен памятник. Проводятся культурные, историко-познавательные мероприятия, пропагандистская работа. Имя Исатая золотыми буквами вписано в казахскую историю. Махамбет своими стихами создал знаменитый образ батыра, оставил его в памяти потомков.
Нет никого, кто ценил Исатая выше, чем Махамбет.
Они мечтали о свободе своего народа, вели в бои свои дружины, отдали за это свои жизни и заслужили бессмертную и безмерную народную любовь. Боль сердец предводителей восстания, мощь и гнев народа знаменитый создатель кюев Курмангазы отобразил в своем кюе «Кишкентай».
Знаменитый поэт Магжан Жумабаев сказал: «Мы умрем, но будущие поколения воскресят нас». Так дела и чаяния Исатая и Махамбета нашли свое продолжение, они духовно воскресли и живут в потомках. Казахский народ достиг независимости. Имена Исатая и Махамбета, боровшихся за справедливость, теперь почитаются и превозносятся.
И общественный фонд Исатая был организован для этой большой задачи.
У восстания 1836-1838 годов есть три главных персонажа. Это батыр Исатай, поэт Махамбет и хан Жангир. Все трое ушли из жизни, не достигнув пятидесяти лет. Исатай погиб в сражении в 47 лет, Махамбет был убит в 43 года. Жангир в 45 лет внезапно скончался по неизвестной причине. Но короткие жизни Исатая и Махамбета обрели бессмертие.
Останки Исатая лежат в актюбинской земле, Махамбета — в атырауской, Жангира – в западно-казахстанской. 200-летие Махамбета было отпраздновано масштабно. В открытии мавзолея хану Жангиру принимал участие Президент РК Нурсултан Назарбаев. Теперь на повестке дня стоит возведение памятника батыру Исатаю, увековечение его имени в памяти потомков.
Нужно пропагандировать личности Исатая и Махамбета, духом батыров воспитывать в молодом поколении чувство казахстанского патриотизма.
При поддержке акима Атырауской области Бахтыкожи Измухамбетова спонсоры Нурлыбек Ожаев, Турарбек Султанбеков, Аскар Жусибалиев, потомки батыра во главе с Изгали Гумаровым возвели Исатай батыру в Исатайском сельском округе Хобдинского района, в местечке Шеитсай, красивый мавзолей.
Наряду с тем в Шеитсае похоронены не только Исатай и его сын, здесь вечный покой обрели участвовавшие в восстании, геройски погибшие в последнем сражении батыры. Однако их могилы и имена неизвестны. Множество безымянных холмиков вокруг мавзолея батыра Исатая – могилы батыров-повстанцев. А стало быть, нужно оградить и взять под охрану эту территорию. Необходимо позже провести исследование. В тех местах на побережье реки есть захоронения 18-19 веков и поставленные им очень красивые, не похожие один на другой надгробные камни-кулыптасы. И их исследование ждет своего часа.
Было бы правильным перед мавзолеем Исатая поставить мусульманские каменные знаки с именами погибших батыров, возвести барельеф, повествующий об истории восстания. Ведь потомки тех батыров не знают, где похоронены их предки. Поэтому захоронение в Шеитсае должно стать мемориальным комплексом, имеющим воспитательное и патриотическое значение.
Территория мавзолея батыра Исатая, включая массовое захоронение его батыров, должны быть внесены в туристические маршруты.
В 1992 году в Атырау на конференции Института истории Национальной академии «Актуальные проблемы исследования истории Западного Казахстана» ученый Исатай Кенжалиев показал изображенную на ватмане карту мест, где происходили сражения Исатая Тайманова, и назвал местом последнего сражения батыра и его гибели Шеитсай. Позже 29 ноября 2013 года в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамбетова прошла научная конференция на тему «Роль краеведения в осмыслении национальной истории», где было принято решение, что Исатай батыр похоронен в Шеитсае Хобдинского района Актюбинской области.
27 сентября 2014 года в Актобе прошел круглый стол на тему «Исторические фигуры Казахстана: методы и опыт выяснения мест их захоронения». Там выступили директор Института истории, этнологии им. Ч. Валиханова Ханкельды Абжанов, профессор Закратдин Байдосов и другие. Они остановились на мнении, что Исатай погиб в Кииле и что нужно возвести Исатаю мавзолей в Шеитсае, сделав его местом поклонения.
Об Исатай батыре многие ученые и исследователи написали немало трудов. Русский Николай Савичев оценил его так: «В тихом-тихом мире, в черной-черной бездне неба порой видите сияющий, стремительный, брызжущий огнем вокруг себя метеор. Именно таков, как этот метеор, яркий образ думающего глубоко, пекущегося о народе своем энергичного батыра Исатая».
Звезда предводителя национально-освободительного восстания батыра Исатая Тайманова, несомненно, еще ярче воссияет в истории независимого Казахстана.
Перевод Амантая УТЕГЕНОВА