Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Из Китая в Европу через Актобе

Мегатрасса Западная Европа – Западный Китай, давшая значительный экономический эффект, сблизившая нас с соседями, занимает достойное место в летописи региона.

[box type=»shadow» ]Возросла интенсивность движения

Айбол ДАНАГУЛ, заместитель директора АОФ АО «НК «КазАвтоЖол»:
– Проведенные исследования показали, что к 2020 году объем грузоперевозок по мегатрассе Западная Европа – Западный Китай увеличился в 2,5 раза, а интенсивность движения автотранспортных средств — более чем в четыре раза.
Проект имеет высокую важность для казахстанской экономики. Международный транзитный коридор проходит по землям Актобе, Мартукского, Хромтауского, Айтекебийского и Иргизского районов. Общая протяженность составляет более 608 км.
Всего в транспортном коридоре на территории области расположено 64 объекта придорожного сервиса. На трассе М-32 в направлении границы РФ (Самара – Шымкент) — 48 объектов, А-24 Актобе – Мартук – граница РФ (на Оренбург) – 16. Это кемпинги, кафе, столовые, АЗС — все то, что облегчает дальний путь. Национальному стандарту соответствуют 49. [/box]

Проект века
В подшивках «Актюбинского вестника» первое упоминание о грандиозном строительстве принадлежит доктору экономических наук Николаю Ювице. Анонсируя Пятый форум приграничных регионов Казахстана и России, который должен был состояться в Актобе в 2008 году, одним из его важных аспектов он назвал возможность обсудить реализацию транснационального автодорожного проекта.
Всезнающая Википедия подсказывает: в советский период рассматривался вариант строительства автомобильной дороги Москва – Пекин, которая должна была со-
единить столицы двух крупнейших социалистических стран. Однако с формированием так называемого американского вектора китайской экономики проект остался в набросках проектных организаций. Вернулись к идее воссоздания сухопутного коридора между Европой и Китаем только в конце XX века, когда товарооборот между КНР и странами ЕС стал измеряться сотнями миллиардов евро, доставка же грузов морским путем через Суэцкий канал занимала не менее одного месяца и имела ряд ограничений и рисков. Растущие объемы реализации китайских товаров, стремительный рост экономики Поднебесной в начале XXI века совпали с запросами на развитие транспортной инфраструктуры в Казахстане, России и Беларуси.
Проследим хронику событий. В декабре 2007 года главы транспортных ведомств Казахстана и России рассматривают возможность включения маршрута Западная Европа – Западный Китай через Казахстан и Россию в перечень азиатских автомобильных дорог. В нашей стране строительство коридора в апреле 2008 года вошло в перечень прорывных проектов. 22 сентября 2008 года в Актобе подписан меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством транспорта РФ о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог. 16 апреля 2009 года в Пекине подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством коммуникаций КНР о создании автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. 11 июня 2009 года в Алматы подписан меморандум о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Европейской Комиссией и Министерством транспорта и коммуникаций РК.
Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызыл­орда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 787 км в Казахстане — по территориям Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей. Реконструкции подлежали 2 452 км дороги, в нашей области – 358 км.
Основными положительными эффектами проекта, по сравнению с Транссибом и Суэцким каналом, общепризнаны его протяженность и время. Если морской коридор предполагал путь до 45 суток, Транссиб – 14, то трассу Западная Европа – Западный Китай, от порта Ляньюньган до Европы, можно преодолеть за 10 суток.

Первые на финише
На подготовительном этапе заранее решались вопросы по оформлению грунтовых карьеров, получению документов на право недропользования, изъятию земельных участков в процессе строительства отрезков коридора. Заранее оценили земельные участки, мешающие строительству, в 200 миллионов тенге. Кроме того, обговаривались возможности максимального привлечения к мегапроекту местных производителей товаров и услуг. Так, на строительстве актюбинского сегмента трассы было задействовано более 12 щебеночных заводов области.
Сдача в эксплуатацию 750-километрового участка дороги была намечена на осень 2011 года. Министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев в октябре ознакомился с ходом реконструкции на участке автодороги Актобе – Мартук – граница РФ.
– Общая протяженность автодороги составляет 102 километра. На сегодня мы завершили асфальтовое покрытие 40 километров трассы. Здесь задействованы более тысячи человек, 250 самосвалов, работает два асфальтобетонных завода. В реконструкции используются щебень, железобетонные изделия актюбинского производства. Общая проектная стоимость – 14 миллиардов тенге, из которых освоено около 4 миллиардов. Также будут построены пять мостов и путепровод через железную дорогу в районе Хлебодаровки. Строительство моста на 35-м километре через речку Таниберген практически закончено. Работы на путепроводе завершены на 40 процентов, зимой начнется его монтаж, – доложил министру Йигит Языджи, представитель генерального подрядчика – турецкой компании «Дженгиз Иншаат Санайии Ве Тиджарет А.Ш.».
Встреча происходила на участке, отличавшемся интенсивным движением транспорта: здесь ежедневно проходило до 17 тысяч машин, поэтому он особо укреплен – толщина асфальта достигает 80 сантиметров, чтобы мог выдержать вес свыше 13 тонн на ось.
– Первый участок Карабутак – Иргиз – граница Кызылординской области протяженностью 215 километров введен в эксплуатацию. На днях завершилась государственная приемка дороги. Она построена по всем требованиям СНиП, качественно и в срок, – дополнил информацию Баглан Баймагамбетов, на тот момент директор областного департамента автомобильных дорог.
Сделав акцент на знаковом событии для всех казахстанцев, спикер напомнил, что из Великой депрессии 30-х годов прошлого века США вытащило именно дорожное строительство.
– В 90-е годы отрасль была в забвении, не было средств даже на содержание дорог. После реконструкции международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай люди забыли, что и у нас были участки, именуемые «дорогами смерти». Сегодня путник за четыре часа с комфортом добирается до отдаленного Иргиза. Помимо этого, мы получили Северный обход Актобе протяженностью 40 километров, – отмечал он позже.
Актюбинцы первыми из пяти казахстанских областей сдали свой участок. Деньги, выделенные из республиканского бюджета на выкуп земельных участков, были полностью возвращены. Предприниматели и фермеры отнеслись с пониманием, взамен им руководство области предоставило равноценные участки. Местные власти стали приводить в порядок территорию вдоль трассы, постепенно начал развиваться придорожный сервис.
7 октября 2013 года введена в эксплуатацию дорога Актобе – Мартук – граница РФ протяженностью 102 км. Ввод Северного обхода Актобе, соединившего трассы Актобе – Хромтау и Актобе – Мартук, и открытие нового путепровода в областном центре принято считать окончанием нашего вклада в большой международный проект.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"