Из опасной дороги – в международный коридор

Только за последние 11 лет доля автодорог в хорошем и удовлетворительном состоянии республиканского значения выросла до 77 процентов, местного – до 61 процента.

К началу 1992 года ситуацию с внутренними и республиканскими дорогами в области можно было назвать аховой. Если в Актобе все было более или менее в порядке, то состояние магистралей за пределами города являлось притчей во языцех. Поездка в любую отдаленную точку региона превращалась в муки ада.
Город насчитывает шесть въездных и выездных путей. Их несложно перечислить: хромтауское, орское, алгинское, мартукское, кобдинское направления и дорога в Шубаркудык через село Ушкудык.
В Хромтау можно было добраться в среднем за три часа, оттуда в Карабутак, уходило до шести часов, в Комсомол – десять часов, в Иргиз путники тратили до двенадцати часов. Если кто помнит, дорогу до Иргиза раньше называли дорогой смерти. И вот появился актюбинский участок международной трассы Западная Европа – Западный Китай. Теперь расстояние до этих населенных пунктов сократилось не меньше, чем в два раза. Многие воспринимают это как данность, забыв о ямах и колдобинах.
Вторая важная дорога направляла поток машин через Алгу до Кандыагаша, Шубаркудыка, Карауылкельды и далее в Атыраускую область. Сейчас направление активно застраивается, уже в 2022 году мы получим первоклассную трассу с четырьмя полосами и отбойниками от Актобе до границы РФ. Это проект века для всего западного региона страны. И дело здесь не только в протяженности участка или многомиллиардных бюджетных вливаниях. Помимо масштабов, на первый план выходит значимость артерии экономики, строительство которой находится на особом контроле – о ходе работ регулярно докладывают Первому Президенту РК, Главе государства, Премьер-Министру страны. По задумке автотрасса должна соединить нефтеносные области запада с севером, центром и югом страны. Как предприниматели, так и просто путешествующие получат открытый доступ до Каспийского моря с одной стороны, на Южный и Северо-Кавказский федеральные округа с другой стороны. В перспективе – это прямой сухопутный путь в Азербайджан, Армению и Грузию.
До границы России ведет еще одна дорога от областного центра через село Мартук. Ее реконструировали в 2013 году. Двумя годами ранее построили дорогу от Актобе до Кобды. Наконец, три года назад закончили укладку асфальтового покрытия в сторону Шубаркудыка через Ушкудык. Трасса стала настоящим спасением для тех, кто направлялся в райцентр и дальше. С введением основной трассы она станет больше резервной. Таким образом, можно констатировать, что в 2022 году все шесть въездов и выездов в/из Актобе будут полностью готовы к трафику любой загруженности.
Сегодня общая протяженность автодорог области составляет 6 279 км, из них 1 869 – республиканской и 4 410 – местной сети. За последние 11 лет на обустройство дорожного покрытия было направлено почти 72 миллиарда тенге. По словам руководителя облуправления автодорог и пассажирского транспорта Айбека Кайера, в следующем году планируется отремонтировать 265 километров путей местного значения. Из республиканского бюджета будет выделено 6,6 миллиарда тенге.
– Остается еще три остро нуждающихся в реконструкции участка. Два проекта входят в планы предвыборной программы партии «Nur Otan». Необходимы дополнительные средства из республиканского бюджета в размере 1,2 миллиарда тенге, – добавил Айбек Кайер.
Значит, в следующем году реконструируют отдельные участки автодорог Донское – Бадамша – Актобе – Орск, Болгарка – Карабулак – воинская часть, Алга – Карабулак, Мартук – Каратаусай. Это отличная новость не только для жителей этих населенных пунктов, но и для всех актюбинцев, а также гостей нашего региона.

Асхат КАЛЖАНОВ

Фото из архива «АВ»

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель