Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как бороться с мошенниками

После презентации товара на пенсионеров оформляли в кредит покупку массажных кресел стоимостью 700 тысяч тенге.

О деятельности алматинской фирмы, которая буквально навязывает свой товар клиентам в СМИ писали не раз, предупреждая о мошенничестве. Но на уловку предприимчивых менеджеров продолжают попадаться доверчивые граждане. В основном, расчет сделан на стариков. Как пояснили в департаменте по защите прав потребителей Актюбинской области, менеджеры компании звонят пенсионерам и приглашают их на презентацию. Проводят розыгрыши и потом оформляют на клиентов в рассрочку через банк массажные кресла. Когда же пожилой человек хочет расторгнуть сделку и вернуть товар, сотрудники фирмы всячески тянут время и не отвечают на звонки.

— К нам в департамент поступило одиннадцать обращений по аналогичным случаям. Во всех них фигурируют пенсионеры. Пожилые люди недоумевают, каким образом успели оформить на себя кредит. Чтобы расплачиваться за приобретенные массажные кресла им не хватит размера их пенсии. Кстати, названия фирм периодически меняются, но все они зарегистрированы по одному адресу в Алматинской области, — сообщила и.о. руководителя департамента по защите прав потребителей Гульзада Алматпаева.

По всем 11 обращениям через суд сделки были аннулированы, пострадавшим возвратили в общем почти девять миллионов тенге. Актюбинцам напомнили, что в случае заключения незаконной сделки на покупку товара в течение четырнадцати дней следует обратиться в департамент защиты прав потребителей, чтобы была возможность расторгнуть кредитный договор.

С прошлого года в области действует межотраслевая рабочая группа по вопросам защиты прав потребителей созданная распоряжением главы региона. В ее состав вошли представители госорганов, палаты предпринимателей, депутаты, руководители общественных объединений. На этой неделе рабочая группа под председательством замакима области Жаксыгали Иманкулова провела завершающее заседание, подводя итоги года. Были заслушаны отчеты за 11 месяцев.

Гульзада Алматпаева рассказала, что за неполный год департаментом рассмотрено 1 817 обращений, по 1 490 принято решение в пользу потребителей, по 25 заявлениям обратившихся перенаправили в компетентные учреждения, остальным даны консультации. Проведено пять проверок субъектов среднего и крупного предпринимательства в отношении нарушений прав потребителей, в результате которых было вынесено 3 предписания, и 2 административных взыскания. Самые частые нарушения прав потребителей регистрируются при продаже некачественного товара, в нарушении сроков доставки, некачественного изготовления пластиковых окон, их установки, некачественного ремонта сотовых телефонов, бытовой техники и в других случаях.

— Сейчас ведется работа над проектом Закона «О защите прав потребителей». В обсуждении ряда поправок и статей принимают участие общественные объединения нашей области. Предлагается создать институт омбудсмена по защите прав потребителей и Национальную ассоциацию общественных объединений потребителей. Установить правовое регулирование реализации товара через сайты. Ожидается, что новые требования позволят обеспечить защиту прав потребителей во всех сферах деятельности предпринимательства. Всего подготовлено 125 дополнений и поправок, — пояснила спикер.

В свою очередь заместитель начальника управления криминальной полиции подполковник Берик Буранбаев описал ситуацию по интернет-мошенничеству. С начала года зарегистрировано 1 005 фактов. По сравнению с прошлым годом статистика по данному виду преступления выросла вдвое. Чаще всего мошенники специализируются на сайтах продаж: «Olx», «Kolesa.kz», «market.kz», «Крыша.кз» и других. Размещают ложные объявления, за счет низкой цены привлекают покупателей, которые не задумываясь вносят предоплату по телефону или передают свои банковские реквизиты незнакомому лицу. Несмотря на широкую разъяснительную работу случаи интернет-мошенничества повторяются с регулярностью. Выслушав выступающих председатель рабочей группы рекомендовал усилить через СМИ просветительскую деятельность. Для усиления работы госорганов в сфере защиты прав потребителей, активного проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди населения по принимаемым законопроектам был заключен меморандум между областным департаментом полиции и департаментом по защите прав потребителей по взаимодействию с правами последних.

В завершение заседания Жаксыгали Иманкулов поздравил собравшихся с 30-летием независимости страны и вручил благодарственные письма акима области представителям общественных объединений, госслужащим. Также благодарственным письмом руководителя управления по развитию языков Медета Искакова награждена актюбинка Гульнара Жаманова за вклад в проведении языковой политики среди субъектов внутренней торговли.

Самира КАРИНА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"