Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Когда пойти учиться?

Перед родителями дошколят обычно встает важный вопрос: во сколько лет отдать ребенка в школу? Волнений и тревог добавляет тот факт, что дети в 6 лет выпускаются из детских садов и по закону должны идти в первый класс. А если ребенок не готов? Советы знакомых и родных не облегчают задачу. Существует ли универсальный и правильный ответ? Чтобы разобраться в этом, мы обратились к специалистам.

[box type=»shadow» ]Определение готовности ребенка по зубам
Этот экспресс-тест использовали в Китае со средневековых времен. Замена хотя бы части молочных зубов на коренные свидетельствовала о том, что ребенок «вошел в разум» и теперь в состоянии самостоятельно отвечать за свои поступки не только перед семьей, но и перед другими.[/box]

Воспитатель: чем позже, тем лучше
Воспитатель старшей группы детского сада «Бал бала» Салтанат Кубашева считает, что в первый класс ребенка лучше вести в 7 лет:
— Он подготовлен как физически, так и морально к учебе и школьным правилам. Ему уже не так сложно работать в коллективе, речь в этом возрасте четкая, малыш более усидчив и внимателен.
Мою старшую группу в садике посещают дети 5-7 лет. Я как воспитатель могу с уверенностью сказать, что умения читать, писать и считать недостаточно для первого класса. Да, интеллектуально многие дети готовы к школе, но психологически — нет. Мысли все еще заняты игрушками и играми со сверстниками, не могут подолгу сидеть на одном месте, внимание быстро переключается. Считаю, что ранний поход в школу — это стресс для деток. Конечно, есть исключения. Но в основном готовность приходит в семилетнем возрасте. Поэтому родителям шестилеток советую отдавать детей в нулевой или подготовительный класс. По желанию можно остаться еще на год в садике.
С этим вопросом мы обратились к Валентине Кибец, педагогу группы «Подготовка к школе» международной детской академии.
— Следует правильно оценивать степень школьной зрелости ребенка, чтобы не навредить ему. Родители сегодня уделяют много времени формированию первоначальных предметных умений, таких как чтение, счет, письмо. Но, кроме этого, большое значение имеют и здоровье, темперамент, мотивация, — говорит она. — Задайте себе вопросы: часто ли ребенок болеет, быстро ли устает? Непоседлив он или усидчив? Охотно ли отзывается на предложения почитать и пописать? Расстраивается ли, когда его постигает неудача? Ответы помогут навести вас на правильный выбор.
Если вы считаете, что ребенок в 6 лет готов, понимает, что такое школа и хочет учиться, тогда нет смысла тянуть время. Еще один год с бабушкой или в подготовительной группе затормозит его естественное развитие. Лучше идти вперед, чем топтаться на месте. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, то отдавать его в школу — это насилие над личностью, которое обязательно даст негативные плоды в старших классах.
Если ребенок развит, но не дотягивает до школы по определенным параметрам, например, долго не может усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не стоит уповать на то, что в школе со всем разберутся. Не рассчитывайте и на то, что за лето ребенок подтянется или тем более втянется в учебный процесс к осени. Не готовые к школе дети, независимо от возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие, у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка, это может привести к агрессии против одноклассников и родителей.
Пол тоже имеет значение. Девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники мальчики. Девочек лучше отдавать к 6-6,5 годам, а мальчиков ближе к 7-8 годам. Но если выбирать между шестью и восемью годами, то я выберу 8 лет.
В моей практике часто бывали случаи, когда ребенка отдавали в школу только потому, что у желаемого учителя набор в этом году. Или потому, что все в садике идут в школу. Родители должны проявить особую чуткость и ответственность, именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Если же вы отдали ребенка в первый класс и видите, что поспешили, не бойтесь себе в этом признаться, заберите его и подождите еще год. Лучше не подвергать малыша стрессу и страху перед школой.

[box type=»shadow» ]Лучше подождать еще год, если ребенок:
•не посещал детский сад и развивающие группы;
•имеет логопедические сложности;
•имеет хронические заболевания;
•часто болеет (5-6 и больше раз в год);
•испытывает трудности в общении со сверстниками;
•долго адаптируется к новым условиям;
•излишне эмоционально переживает неудачи, критику, проигрыши;
•часто конфликтует со взрослыми и ровесниками;
•имеет повышенный уровень тревожности или агрессии.[/box]

Учитель: возраст не важен
Учитель начальных классов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-гимназии № 17 Айжан Аленова, считает: главное, соответствовать требованиям школы.
Родителям следует обратить внимание, насколько у ребенка развиты речь, внимание, память, мышление. Может он составить небольшой рассказ по картинке, хорошо ли читает слова из двух-четырех слогов со скоростью 8-10 слов в минуту, пишет печатными буквами, знает геометрические фигуры, считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания, может рассказать наизусть стихи, аккуратно раскрашивает, не выходя из контура?
— Как учитель начальных классов могу сказать: неважно, во сколько лет ребенок пойдет в школу. Если он соответствует вышеперечисленным требованиям, то смело можно отдавать его в первый класс. Бывает, и в 8 лет ребенок не готов. Развитие у всех детей разное. Психологическая подготовка важна, но уроки для первоклашек длятся по 35 минут, и идут они в основном в игровой форме, поэтому дети в школе подвергаются минимальному стрессу, — делится педагог.

[box type=»shadow» ]Филиппинский тест
В 6-7 лет у детей вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги, одновременно происходит созревание мозга. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до мочки левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошел и ребенок к школе готов. В противном случае это говорит о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам.[/box]

[box type=»shadow» ]Маршмеллоу-тест,
или Зефирный тест впервые провел Уолтер Мишел в конце шестидесятых годов в Стэнфордском университете. Он давал дошкольнику зефир и уходил, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку, если тот не съест первую. Тест проверяет способность ребенка к самоконтролю.
Проведите маршмеллоу-тест у себя дома и узнайте, нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.[/box]

Психолог: универсального ответа нет
В данном вопросе не обойтись без мнения медицинского специалиста. На наш вопрос отвечает психолог и нейропсихолог Жайнагуль Консбаева.
— Как мама и как специалист родителям рекомендую отдавать детей в школу в 7 лет, даже позже. Своих троих детей повела в первый класс в 7,5 лет.
Есть три сферы развития детей: интеллектуальная, эмоциональная и физическая. До пяти лет, да и в течение всей жизни, главной является физическая сфера, то есть развитие нашего тела. Нейропсихологи категорически против обучения чтению, письму и счету детей до пяти лет. Структуры мозга, готовые к этим операциям, созревают к 7 годам. На автомате читать ребенка можно научить и в три года. Но эти дети, как правило, уже в классе третьем начинают отставать от своих сверстников, которых не учили рано. С возрастом у них происходит эмоциональный сбой. Характерными для них являются истерики, нытье, агрессия, энурез. Детская нервная система не выдерживает нагрузки. Многие малыши начинают грызть ногти.
Дети, которых не сажали слишком рано за парту, не учили целыми днями счету и алфавиту, за полгода до школы без труда смогут все это освоить. До пяти лет мы должны развивать у них речь, крупную и мелкую моторику, координацию движений, пространственное и логическое мышление.
Родителям необходимо находить возможность ставить детские потребности выше взрослых. Я всегда на стороне детей. Мы не должны перепоручать их воспитание и развитие садику, школе, бабушкам и дедушкам.
Универсального ответа на вопрос: «Во сколько лет отдать ребенка в школу?» нет. Только мамы и папы смогут выбрать правильный для своего ребенка ответ. Но если у вас возникают сомнения, то подсознательно, скорее всего, вы чувствуете, что ребенок не готов. Помните, школа — это не только первый класс, а все 11 или 12 классов. Это бесконечные СОРы и СОЧи, экзамены и тесты, вызывающие у большинства детей стресс. Ясно одно: чем старше ребенок, тем увереннее он себя будет чувствовать.
Венера ТОТИКБАЙ

Колонка "Взгляд"