Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Когда уйдем со школьного двора…

Подходит к концу учебный год. Вслед выпускникам прозвенит последний звонок. Каким запомнился этот год, сковавший всех кольцом пандемии? Чего ждать от процесса обучения в будущем? Об этом и не только в интервью с руководителем областного управления образования Жолдасом Батырханом.

— Жолдас Нурланович, в каком режиме пройдут торжественные линейки в областном центре, а также в районах? Будет ли доступно посещение праздника родителям, родственникам?

— В школах с контингентом до 300 учащихся торжественные линейки для выпускников 9 и 11 классов организуются на территории учебного заведения, на открытой площадке, со строгим соблюдением санитарных требований.  Конечно, один из родителей или законных представителей ребенка может присутствовать, но, повторюсь, соблюдая санитарные меры. Обязательны маски и соблюдение социальной дистанции.

— Сколько человек претендует на «Алтын белгі» по области?

— На сегодня 669 выпускников претендуют на почетный знак, но точное количество их станет известно после подтверждения своих знаний на итоговой аттестации, которая запланировна на 11 июня. Напомню, что награждаются знаком «Алтын белгі» выпускники 11-х классов, имеющие годовые и итоговые оценки «отлично» по всем предметам в соответствии с образовательными учебными программами основного среднего и общего среднего образования (с 5 по 11 классы).

— Раскройте, пожалуйста, тему выпускных вечеров, есть ли разрешение на их проведение?

— По окончании итоговой аттестации с 12 по 14 июня на открытой площадке для выпускников будут организованы выпускные вечера.

Школы с малым контингентом учеников могут проводить мероприятие одновременно для всех классов. Если большое количество выпускников, торжественное мероприятие рекомендуется проводить в разные дни.

Проведение пышного торжества в кафе, ресторанах с привлечением организаторов по массовым праздникам запрещено в соответствии с постановлением санитарного врача. Будем смотреть на эпидситуацию и распоряжения санитарных врачей.

— Непростым выдались два последних учебных года. Приходилось подстраиваться под удаленный формат обучения. Видите ли вы в будущем именно такую модель учебного процесса в школах? Упал ли уровень знаний после онлайн-учебы?

— Закон о введении дистанционного формата обучения не новый в стране, такой формат осуществляется в организациях среднего, дополнительного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования. Если раньше об этом процессе говорили только как о вузовской форме, то, конечно, дистанционное обучение как всеобщее школьное образование проект новый. Сейчас ложится дополнительная нагрузка на учителей, приходится перестраивать методы преподавания, обучаться навыкам владения гаджетами и приложениями. Да, качество снижено, поэтому МОН РК решено для повышения уровня знаний и устранения пробелов у учащихся с 26 мая по 19 июня организовать летние школы.

— В дополнение к предыдущему вопросу: часто звучат жалобы родителей, что онлайн-формат расхолаживает детей, их невозможно проконтролировать, все сидят в интернет-источниках. А ведь классная форма обучения давала контроль за урочным процессом. Живое общение с учителем, своими сверстниками. Что нужно учителям предпринимать, «не отдаляясь» от учеников?

— Да, замечания в свой адрес слышим, не спорю. Учителя работали, используя разные формы и методы обучения, интернет-платформы, мессенджеры. К сожалению, не во всех населенных пунктах скорость интернета высока, поэтому не всегда процесс обучения в районах шел гладко. Но переход на дистанционное обучение — вынужденная мера, принятая в связи с пандемией. При стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в области все школы будут работать в традиционном режиме.

— Как будет спланирована работа в летней школе? Ее посещение является обязательным или же добровольным? 

— Как отметил выше, летняя школа будет организована с 26 мая по 19 июня. Она призвана восполнить знания по предметам, которые вызвали наибольшие затруднения, и получить индивидуальный образовательный маршрут, качественно усвоить пройденный учебный материал.

Прием в летнюю школу ведется на основании заявления родителей или законных представителей. Обучение бесплатное. Посещать занятия можно в свободной форме. Сразу скажу, что никакого принуждения ходить летом в школу нет. Пусть каждый родитель решит, что приобретает ребенок, посещая бесплатно в течение двух недель школу. Дети получат живое общение с педагогами, могут напрямую задать вопросы, вызванные трудностью материала.

— Еще одна актуальная тема – экзамены для выпускных и переходных классов? Будут ли послабления с учетом процесса учебы в режиме онлайн?

— Итоговая аттестация в девятых классах проходит по четырем предметам, в одиннадцатых — по пяти. Учитывая особенности обучения в нынешнем учебном году, а также исследуя опыт других стран, учащиеся девятых классов будут сдавать три экзамена, учащиеся одиннадцатых  – четыре. Оба класса в этом году не сдают экзамены по предметам на выбор. Кроме того, материалы экзаменационных работ (задания и схемы выставления баллов) в этом году готовились с учетом особенностей организации учебного процесса в 2020-2021 учебном году по облегченной программе. Допустим, если ранее количество слов в эссе составляло 250-300, то в этом году допускается до 150.

— Впереди три летних месяца. Какие формы досуга создаются для детей, не имеющих возможности выехать из города для отдыха в связи с финансовыми трудностями?

— Для организации оздоровительного отдыха детей в каникулярное время в области начнут работу 11 загородных лагерей, это 3 государственных и 8 частных. Постановлением главного санврача области разрешена работа загородных лагерей при заполнении не более 50 процентов. В первую очередь будут охвачены дети из малообеспеченных, многодетных семей, получающие адресную социальную помощь, и оставшиеся без попечения родителей. Что касается пришкольных лагерей, то опять-таки будем смотреть на эпидемиологическую ситуацию по региону и опираться на решение главного санитарного врача.

— Воспитание начинается с колыбели, т.е. в семье, но почти все одиннадцать лет жизни ребенок проводит в школе. Вы сами из семьи учителей, выбрали этот нелегкий путь. На ваш взгляд, в чем испытывают трудности современные учителя? Много ли студентов после практики выбирают эту стезю?

— Смело могу заявить: на сегодня профессия учителя востребована и остается в тренде. Мы подняли проходной балл до 75 для поступления на педагогические отделения. Будущие педагоги получают повышенную стипендию. Если обычная равна 26 000 тенге, то педагогическая —
42 000 тенге. Это хорошие методы стимулирования. Вся эта работа дает надежду на то, что в педагогические вузы изначально будут приходить умные и сильные выпускники. Сейчас для педагогов есть все доступные средства, чтобы проявить свой организаторский талант, привлечь внимание детей. Это и социальные сети, интернет-площадки. Учитель идет в ногу со временем, ему становятся ближе проблемы школьника. Чтобы привлечь в профессию грамотных и хорошо обученных специалистов, принят закон с наложением штрафа, который освобождает учителей от несвойственных им функций – опросов, обходов и прочих мероприятий, не связанных с профессиональной деятельностью.

— Вы недавно приступили к обязанностям руководителя управления образования.  Как думаете, достаточно ли высок уровень административно-управленческого аппарата школы? Какой директор и учитель нужен школе сегодня?

— Учителя всегда должны заниматься саморазвитием! Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг. Современный учитель – это мастер своего дела, настоящий профессионал. Поле нашей профессиональной деятельности безгранично, возможности творить неиссякаемы. И тут важными становятся труд и терпение, которые, как известно, все перетрут. Директор школы — ключевое звено в успешной реализации изменений в образовании.

А современный руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.

Нургуль АРИНОВА

 

Колонка "Взгляд"