Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Конструктивный диалог

Коллекторское агентство – организация, специализирующаяся на взыскании задолженности с физических и юридических лиц. Банки и микрофинансовые организации привлекают коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности или могут продать им право требования по просроченному кредиту. 

Осуществлять коллекторскую деятельность можно только после прохождения учетной регистрации в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка. Компания должна быть включена в реестр коллекторских агентств, проверить это можно на сайте регулятора www.gov.kz в разделе «Финансовые рынки».
Деятельность таких агентств регулируется Законом РК «О коллекторской деятельности», другими подзаконными нормативными правовыми актами и осуществляется на основании договора о взыскании задолженности, заключенного с кредитором. Все законодательные поправки Агентства в отношении деятельности коллекторских агентств направлены прежде всего на цивилизованное выстраивание отношений между должником и коллектором и защищают права и интересы потребителей
финансовых услуг.
Работая с заемщиком, коллектор должен соблюдать правила взаимодействия: при каждом контакте представляться, сообщать наименование агентства и кредитора, сумму и структуру задолженности, а также последствия невыполнения обязательств. При этом у коллектора отсутствует право блокировать банковский счет, производить опись и арест имущества должника, реализовывать продажу данного имущества в рамках исполнительного производства. Это компетенция частных судебных исполнителей.


Для решения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами граждане могут оставить заявку на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана https://stop-collector.kz/, связаться по номеру телефона:
+7-707-573-00-00 или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру: +7-776-508-33-00.


Не нарушить черту закона

Коллекторы не имеют права:
— распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;
— совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
— оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя, третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающее должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита;
— вводить лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
— принимать деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счет погашения задолженности, за исключением случаев, когда коллекторское агентство является кредитором;
— требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег, за исключением случаев, когда коллекторское агентство является кредитором;
— разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.

Должник не должен скрываться

Заемщик становится должником, если нарушает условия договора банковского займа, договора о предоставлении микрокредита и допускает просрочку платежа даже в один день.
Должник имеет право получить от кредитора сведения о коллекторском агентстве, осуществляющем досудебное взыскание и урегулирование задолженности, полностью или частично оспорить требования коллекторского агентства, в том числе обратиться в суд.  Тем не менее заемщику, имеющему просрочку по кредиту, лучше не избегать общения с взыскателем долгов, а, наоборот, вести диалог с ним.
Стоит помнить, что после первой просрочки у заемщика еще есть возможность все исправить: в течение 20 дней с момента выхода заемщика на просрочку банки и микрофинансовые организации должны уведомить его о наличии просрочки, необходимости ее погашения и праве заемщика подать заявление на реструктуризацию зай-
ма. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. Если со стороны заемщика не были приняты соответствующие меры по погашению просрочки или не было подано заявление на реструктуризацию займа, финансовая организация может передать долг для взыскания коллектору.
Во время досудебных переговоров заемщику предоставляется возможность урегулировать задолженность и предложить свой порядок и сроки возврата задолженности. Для этого в течение 30 дней со дня его уведомления коллекторским агентством стоит обратиться к взыскателям долгов с письменным заявлением об изменении условий договора.
В заявлении необходимо раскрыть причины возникновения задолженности, предоставить достоверную информацию о текущем финансовом и социальном состоянии, месте жительства и наличии имущества. Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления направляет его кредитору, который рассматривает документ в течение 15 дней и дает свой письменный ответ – согласен ли он с предложениями или нет. Это решение кредитора коллекторское агентство обязано передать должнику в течение 10 дней после получения.
В случае нарушения коллекторским агентством правил взаимодействия или применения недобросовестных действий со стороны коллектора заемщик вправе обратиться с жалобой в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, которое проведет проверку на соблюдение организацией законодательства. Если со стороны коллектора были зафиксированы факты давления, запугивания и оскорблений, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.


Кто такой коллектор?

Это одна из самых интересных и востребованных профессий в современном обществе.
Профессиональные знания и навыки коллектора охватывают несколько смежных профессий — юриста, психолога, экономиста, финансиста. Его задача — выслушать должника, задать необходимые вопросы, разобраться в сложившейся ситуации, разъяснить человеку последствия неоплаты и проконтролировать, чтобы задолженность была полностью и в срок погашена.
Коллекторов можно разделить на три типа:
1) специалисты по сбору долгов на стадии Soft collection;
2) специалисты по сбору долгов на стадии Hard collection;
3) специалисты по сбору долгов на стадии Legal collection.
Soft collection — процедура так называемого щадящего (мягкого) взыскания. На этом этапе коллектор осуществляет взаимодействие с должником только дистанционно (отправляя уведомительные и предупредительные письма, беседуя по телефону). Специалисты данного отдела обладают отличными коммуникативными навыками, умением убеждать и договариваться, способностью слушать и слышать собеседника-должника.
Hard collection — вторая стадия работы с проблемной задолженностью, следующая после Soft Collection. Подразумевает непосредственный контакт с должником — у него дома, на работе или в офисе КА. Сотрудник такого отдела в меру настойчив и решителен, любит работу с людьми, умеет работать в команде, мобилен, способен быстро принимать решения, готов к любым ситуациям.
Legal collection — третья стадия работы с проблемной задолженностью. Судебное и исполнительное производство. С целью взыскания долга к должнику применяются меры принудительного характера. На этой стадии необходимо получить решение суда и его исполнить.

Источник FinGramota.kz

Фото сгенерировано нейросетью Bing

 

Колонка "Взгляд"