Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кооперация выгоднее конкуренции

Активизировать женское предпринимательство на селе через кооперацию намерен региональный совет деловых женщин.
Первый обучающий семинар прошел в Алгинском районе. По мнению организаторов мероприятия, кооперация становится одним из эффективных трендов предпринимательства. Предполагая наименьшие вложения, наиболее подходит для сельских жителей.
— Создание альянса — не только веление времени, но и возможность выйти из экономического кризиса. На кооперации делает акцент и Глава государства в одном из поручений нынешнего Послания, — поделился инструментами действий основатель потребительского кооператива Ерлан Бокушев. — Моя задача как практика — помочь увидеть плюсы этого механизма. Мелким хозяйствам, предприятиям такая форма позволяет консолидировать усилия, укрепиться на рынке закупа и сбыта, а также иметь преимущества в доступе к объемному финансированию. Это один из эффективных методов внедрения массового предпринимательства. Ведь каждый кооператив создает вокруг себя некую экосистему, в которой смогут активно развиваться несколько предприятий малого и среднего бизнеса. Для женщин при грамотном раскладе это дает возможность работать без отрыва от семьи, профессионально расти и иметь финансовую независимость.
— Сельчане, среди них и выпускники курса «Бастау Бизнес», заинтересованы улучшать сферу услуг, открывать пекарни, салоны красоты и развивающие студии для детей, — заметила председатель СДЖ области Кульпаршин Айдарханова. — Потому параллельно с руководителями частных образовательных центров за круглым столом обсудили проблемы дополнительного образования и нововведения в законодательстве. К примеру, касающиеся подушевого норматива финансирования. Сегодня центры дополнительного образования могут брать государственные гранты на обучение детей в дополнительных центрах — это творческие и спортивные заказы, на подходе образовательные. Система апробируется ассоциацией дополнительного образования при РПП «Атамекен».
В ходе выездного семинара опытом поделилась кулинар Гуляйим Абиева, стилист Сымбат Рах показала мини-курс по технике плетения кос. Психолог Айша Наурызбаева провела тренинг.
Следующий семинар состоялся в областном центре и был направлен на повышение бухгалтерской грамотности начинающих предпринимателей. Тренером социального некоммерческого проекта выступила Нургуль Бектибаева — руководитель одной из местных бухгалтерских компаний.
— Такие семинары нужны, так как стартаперы хотят понять принципы цифрового взаимодействия с налоговой службой. Также рассказываем о способах накопления и сбережения, правилах использования банковских карт, дистанционных сервисах. В практических советах нуждаются многие, так как все стремительно меняется, а знания позволят минимизировать риски и достичь успеха, — уверена тренер.
К слову, проекту «Бастау Бизнес» в этом году исполнилось пять лет. За эти годы обучено 10 700 жителей области, из которых 3 061 открыли собственное дело. К примеру, Бибинур Мырзабай, пройдя трехнедельное обучение онлайн, выиграла грант в 200 МРП на приобретение оборудования для изготовления мясных полуфабрикатов.
Цикл гостевых лекций адресован старшеклассникам в рамках предмета «Основы предпринимательства и бизнеса». Одну из них совет деловых женщин провел в Акжарской школе
№ 45. Учредитель детского сада «Бұлбұл» Разида Тайшиева охотно поделилась некоторыми тонкостями по ведению бизнеса в социальной сфере, подсказала, к чему нужно быть готовым.
— Невозможно научить кого-то заниматься бизнесом, если ты сам никогда этого не делал и не знаешь всех процессов, которые происходят в конкретной среде. Мы охотно согласились, хотя сложно отвлечься при плотном рабочем графике. Но, видя горящие глаза школьников, студентов и их искренний интерес к бизнес-процессам, стараемся проводить хотя бы отдельные уроки, тренинги или мастер-классы. Ребята с удовольствием ходят на занятия бизнесменов, и это подкупает, — призналась Разида Тайшиева.
В ответ ученица выпускного класса Акжунус Еламанова рассказала, что увлекается выпечкой. У нее уже сложился круг постоянных клиентов, потому школьница хочет со временем открыть кондитерский цех. Она, как и ее сверстницы, со школьной скамьи начинает различать понятия «конкуренция» и «кооперация».

Сара ТАЛАН

Колонка "Взгляд"