Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Любой каприз за чужие деньги?

С покупательницы автомашины в салоне хотели незаконно истребовать деньги за обслуживание банковской карты при оплате в безналичной форме.

В автосалоне Hyundai Center Aktobe покупательница должна была согласно типовому договору переплатить 1,5% от стоимости авто (почти 90 тысяч тенге) только за то, что она расплатилась банковской картой.

Кто купит авто за карту…
Токжан Тажимбетова решила с мужем приобрести авто в салоне Hyundai Center Aktobe. Все бы ничего, но оплатить семейная чета собиралась платежной картой.
— Однако при совершении покупки нам сказали, что при платеже банковской картой необходимо оплатить еще 1,5 процента от цены автомобиля. А это около 90 тысяч тенге. То есть нужно было оплатить комиссию за обслуживание банковской карты. Естественно, я сразу возразила, так как это незаконно. В ответ мне сказали, что данный пункт прописан в типовом договоре. Я не согласилась с этим. Покупатель абсолютно не обязан нести расходы продавца. Спор длился очень долго. Мы пришли к компромиссу. Но это доставило массу неудобств. Пришлось заполнить много разных бумаг, выполнить ряд формальностей. На это ушло несколько часов. Автомобиль мы взяли только в конце рабочего дня. Я решила обратиться в департамент по защите прав потребителей, — рассказывает Токжан Тажимбетова.

Не верь глазам своим
— К нам обратилась Токжан Тажимбетова. В салоне Hyundai Center Aktobe она хотела приобрести автомашину. На ценнике стояла одна цена, а при оплате с нее потребовали доплатить еще почти 90 тысяч тенге. Потому что оплата производилась банковской картой. То есть продавец за чужой счет хотел компенсировать комиссию за обслуживание банковской карты при совершении безналичного платежа. Но это неправильно и противоречит закону. При рассмотрении обращения был подтвержден факт нарушения прав потребителей при покупке автомашин в автосалоне Hyundai Center Aktobe ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», — поясняет руководитель облдепартамента по защите прав потребителей Жумамурат
Алдашев.
В типовом договоре купли-продажи, предлагаемом ТОО в автосалоне покупателям автомашин, указано, что «…покупатель осуществляет возмещение продавцу затрат за обслуживание платежной карточки в соответствии с действующими тарифами соответствующего банка, в срок не позднее текущего дня с момента проведения платежной операции…».
Женщина просила в автосалоне разъяснить, почему цена при оплате наличными отличается от безналичной оплаты при помощи банковской карты. Вразумительного ответа получить не смогла. Да, ей пошли на уступки, комиссию при покупке взимать не стали. Но, по словам Жумамурата Алдашева, она пришла в департамент по защите прав потребителей и написала официальное заявление с просьбой разъяснения возникшей ситуации, чтобы в последующем потребители не сталкивались с данной проблемой. Ведь типовой договор от этого не изменился.

Справедливость восторжествовала
— Мы подготовили письмо в головной офис компании-дилера, где указали, что в автосалоне Hyundai Center Aktobe нарушаются права потребителей. Статьей 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец (исполнитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права последнего. Одним из таких нарушений является установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами, — комментирует руководитель департамента.
Также в этой статье указано: если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, ему нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом (исполнителем), в связи с использованием последним преимуществ своего положения.
Кроме того, в соответствии со статьей 24 закона продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
В конечном итоге от руководства Hyundai Trans Kazakhstan пришел ответ: «…В ответ на ваше письмо…сообщаем, что пункт по возмещению затрат продавца за обслуживание платежной карточки при осуществлении покупателем платежей по договору с использованием платежной (дебетовой, кредитной) карты ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» исключил из своих договоров купли-продажи автомобилей».
— На основании статьи шесть закона департамент в пределах своей компетенции может обратиться в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу, — резюмирует Жумамурат Алдашев.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Айдоса КАНАПИЕВА

Колонка "Взгляд"