Маткул Симонов: «Возить детей — особая ответственность»

Лихачу не место за рулем школьного автобуса.

В календаре знаменательных дат США наткнулась на День водителя школьного автобуса, он отмечается 23 апреля. Этот факт и стал поводом сделать зарисовку. За советом обратилась в отдел образования города Актобе. Там к идее отнеслись замечательно и вскоре предложили кандидатуру Маткула Симонова.
Водителем одного из автобусов Кызылжарской средней школы Маткул агай работает третий год. Сюда он устроился после выхода на заслуженный отдых. Как оказалось, у него огромный профессиональный стаж. Встретились мы с ним за школьной оградой, после того как он с утра сделал два рейса, чтобы доставить учеников на занятия. Беседовать он решил в привычном для себя месте — в салоне автобуса.
– Родился я в Комсомольском районе, родители работали в совхозе «Баскудукский». Из Тымабулака позже переехали в село Талдык соседнего Карабутакского района. Отец был мастером на все руки. Воспитал семерых сыновей, все мы водим автомобили. Среди нас единственная сестра, она воспитательница в детском саду, – рассказывает о себе Симонов.
Он сел за руль сразу после школьной скамьи. Сначала была армия, куда призвали в 1977 году. Служил в Венгрии, где тоже водил автомобиль. До сих пор помнит узкие дороги той страны, как и поговорку местных водителей легких крохотных малолитражек «Трабант»: «Посмотри налево, посмотри направо – нет ли где советского «Урала»?».
Демобилизовавшись, переехал в Актюбинск. Работал в автоколонне № 2577. Как оказалось, это был самый интересный период в трудовой биографии героя. Участвовал в уборочной страде, возил на элеватор новый урожай. Самый дальний рейс был в Челябинскую область, в город Златоуст, откуда возил лес-кругляк. Затем десять лет работал в вагонном депо. Шесть лет романтики познал и в буровой компании, когда день и ночь в любую погоду выезжал на дорогу. И если она порой была ужасной, то автомобиль всегда должен быть в исправном состоянии.

Слово «автобус» происходит от латинского «omnibus», что означает «для всех». Автобусы были первым видом транспорта, доступного каждому.
Раскраска большинства школьных автобусов представляет собой смесь оранжевого и желтого цветов, это сделано для безопасности. Желтый цвет привлекает внимание, поэтому его легко заметить другим водителям и пешеходам.
Став пенсионером, не захотел отсиживаться дома, решил вернуться в привычную среду рабочих будней. К тому же в это время похоронил жену, нужно было отвлечься, занять себя. О вакансии в школе узнал от бывших коллег. Вышел на работу первого сентября, сразу получил старый автобус. Прошлой осенью дали новый автотранспорт. Сначала зарплата была низкой, получал 50 тысяч тенге, сейчас она выше.
– В основном водил КамАЗ, ЗИЛ, начинал с «Урала» — у каждой машины своя особенность. В вагонном депо работал на служебном автобусе, есть опыт перевозки пассажиров, но совсем иное дело, когда в салоне только дети. Тут ответственность намного выше. Школьники непосредственны, не всегда слушаются, о возможной опасности не задумываются. На замечания некоторые не реагируют вовсе. Во время движения автобуса могут вскочить, чтобы пересесть на другое место. Переживаешь, вдруг ребенок нечаянно упадет, поранится, а виноват будешь ты. Есть шалуны, начинают дурачиться, драться при движении автобуса. Их ругать нельзя, потому приходится подбирать слова, тон, чтобы донести до них, как нужно вести себя, когда автобус следует по дороге, – делится ежедневными тревогами водитель.
Вместе с тем отмечает: «Хорошо, что детей всегда сопровождает учитель, который и следит за порядком. Иначе не уследить одновременно за ситуацией на дороге и в салоне».
– Наше дело – доставить, а главная ответственность все-таки на педагоге. Он знает каждого ученика по имени, его остановку. Если кто-то из девочек и мальчиков не выходит из дома в назначенное время, звонит родителям, чтобы узнать причину задержки или отсутствия, – продолжает Маткул агай.

Услуга не для всех

Жолдас БАТЫРХАН, руководитель областного управления образования:
– Школьные автобусы используются в двух случаях: если в населенном пункте нет школы и если ребенок проживает в населенном пункте в трех и более километрах от школы.
Этот момент, к примеру, важен для тех, кто живет в Актобе. Именно здесь чаще возникают вопросы, на которые и прозвучал ответ. Одно из частых обращений такое: «Мы живем в Кирпичном, а сын учится в одиннадцатом микрорайоне. Почему он не может воспользоваться школьным автобусом?». Ответ прост: потому что в селе Кирпичное есть школа. Претензии были бы уместны при отсутствии учебного заведения по месту жительства ученика.
В настоящее время в области организован подвоз более шести тысяч учеников из дома в школу и обратно. Для этого в использовании 86 автобусов. Из них 26 – в аренде за счет государственного бюджета, остальные находятся на балансе школ. Конечно, среди них есть изношенные, приобретенные лет десять назад. В связи с этим по заданию акима области наше управление разработало Дорожную карту для приобретения нового школьного автотранспорта. На выделенные в прошлом году деньги приобрели 16 новых автобусов, для чего из областного бюджета выделено 230 миллионов тенге. Каждому району выделено по два автобуса, столько же и городу Актобе.
По последним исследованиям, нам необходимо обновить еще 32 автобуса с учетом изношенности транспорта и появления новых населенных пунктов, в частности, в областном центре. Таким образом, в этом году мы приобрели 32 автобуса.
Конечно, такие проблемы нужно решать поэтапно, невозможно решить их разом. Школьные автобусы регулярно по установленному порядку проходят санитарную и техническую проверку. Водителей принимаем в соответствии с Трудовым кодексом. Да, испытываем дефицит кадров, трудно найти опытного водителя с нужной категорией. Вторая сторона проблемы заключается в достойной оплате их труда. В среднем водители получают 70 тысяч тенге, не каждый согласится на такую зарплату. В связи с этим прорабатываем свои предложения.

Есть у него замечания и к другим водителям. К сожалению, на надпись на автобусе «Осторожно, дети!» реагируют не все из них, кое-кто старается обогнать. Иногда нервничать заставляет машина, неожиданно появившаяся перед автобусом, в таком случае приходится резко тормозить, что очень опасно. Риска больше зимой.
Рабочее время водителя школьного автобуса начинается в половине седьмого утра. Особенно важно начинать день раньше в зимние месяцы, когда нужно прогреть автобус. Уроки проходят в две смены. До обеда делает два рейса, чтобы успеть доставить учеников к началу уроков. У старшеклассников занятия начинаются в восемь часов, у нулевых и первых классов – позже. В первую очередь заезжает за учителем в Кызылжар. После ряда остановок следует микрорайон Есет батыр, который, в свою очередь, состоит из нескольких частей. Завершается объезд в семь вечера. В итоге рабочий день длится двенадцать часов. Режим ненормированный. Занятость плотная. Нужно не только привезти детей в школу, но и развезти их после уроков. Есть еще различные мероприятия, в которых участвуют школьники. После того, как в четвертой четверти школу признали аварийной, занятия проходили в соседней, имени Мухтара Арынова. На маршрутах было задействовано пять автобусов.
– Школьные автобусы должны водить люди опытные, в возрасте. Молодежь любит скорость, азартна, порой нарушает правила дорожного движения. Взрослые степенны, знают, чем рискуют. Как замечаю, так оно и выходит, коллеги в основном мои ровесники и даже старше, – продолжает беседу шофер.
От него узнаю различие между понятиями «шофер» и «водитель». Оказывается, это не одно и то же. Водитель просто водит автомобиль: сел за руль и поехал. Выйдя из кабины, не интересуется состоянием автомобиля. Шофер при необходимости может сам отремонтировать технику, умело ухаживает за ней. Видимо, поэтому вторая специальность сейчас упоминается все реже, не каждому дано с любовью детально разбираться в состоянии автотранспорта, который становится частью жизни человека.
– Для меня огромное удовольствие просто сидеть за рулем, нет особых предпочтений маркам автомобилей. Никогда не устаю от езды. За два дня отдыха успеваю соскучиться по работе. У нынешних водителей другое мышление. Для них главное — заработать. Сейчас все напичкано электроникой. У нас больше было энтузиазма. Нужно быть внимательным на дороге, проявлять взаимоуважение, – отмечает в завершение встречи Маткул Симонов.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................