Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Матросский танец двух Мадияров

серик айжанов  (2)_reswm_1

Актюбинский режиссер, художественный руководитель творческого объединения  «Патриот-Cinema» Серик Айжанов снимает новый фильм.
В сценарии тесно переплетены темы казахского быта и Великой Отечественной войны. Лейтмотивом картины станет музыка из песни «Эх, яблочко, да на тарелочке».  Фильм так и называется: «Матросский танец».
Напомним, первый фильм Серика Айжанова «Запрет на жизнь», тоже на военную тематику, получил главный приз VI Всероссийского кинофестиваля. Затем последовали «Девушка и голуби», «Бедный богатый жених». Начата работа над картиной  «Пароль — Салют, фэшн». И вот уже отсняты первые сцены «Матросского танца».
Сюжет разворачивается стремительно и неожиданно для кинозрителя. Главный герой Мадияр Кунбаев попадает в такие передряги, что, казалось бы, должен озлобиться и ожесточиться на жизнь. Но он остается рубахой-парнем, непосредственным, добродушным оптимистом, который из любой ситуации выходит победителем. Ему приходится выдерживать противостояние не только с земляками, друзьями, врагами, но и бороться с самим собой.
После срочной службы на финской войне Мадияр получает инвалидность. Возвращается в родной аул, а тут его никто не ждет. Мама умерла, сестренки вышли замуж, отчим привел в дом другую женщину. «А где собака?» — растерянно спрашивает он. И собаки нет. Любимая девушка вышла замуж за проезжего офицера из автобата, который увез ее в воинскую часть к Черному морю. И только друг детства Алдияр радушно встретил бывшего одноклассника, позволив ему пожить в своем сарае.
Все начинается с того, что Алдияру приходит повестка из военкомата, его направляют на флот. Моряки в те годы служили семь лет. Властная мать Алдияра нашла выход – отправить вместо сына его школьного товарища, одинокого Мадияра.
— Я не осуждаю эту женщину, — комментирует сюжет Серик Айжанов. – Но вот она, сущность человеческая: своя рубашка ближе к телу.
Мадияр, узнав, что друг отправляется на флот, обрадовался, вспомнил, как школьный учитель, большевик из Одессы, учил их танцевать настоящий, матросский революционный танец «Яблочко». И как мальчишками они вдвоем исполняли его на всех аульных праздниках.
Алдияр умоляет Мадияра выручить его. «Ты же брат мне. Давай ты вместо меня на флот, а я тебе дом построю, хозяйство подготовлю». Так Мадияр, по документам ставший Алдияром, отправляется служить в надежде встретить где-нибудь у Черного моря возлюбленную Сауле… Но грянула война.
Параллельно будут показаны участь Алдияра, который прячется от войны в подполе, и служба бравого моряка Мадияра, его подвиги, отважные поступки на Азовском море. Одна из сцен будет гротескной – Мадияр, во время боя увидев козленка, решает поймать его на ужин. В это же время немецкий интендант бегает за поросенком. Командиры с обеих сторон в бинокли наблюдают за «охотой» своих бойцов и приказывают прекратить стрельбу.
— И опять же — философия, может быть, утопия. Тем не менее мой порыв — показать сегодняшнему зрителю моменты, которые заставили бы его задуматься о вражде и мире. В картине будет немало таких воспитательных сцен. Я бы хотел достучаться до сердец, до умов подрастающего поколения, — подчеркивает сценарист и режиссер.
По сюжету главный герой заарканивает не только козленка, поросенка, но и немецкого «языка». И вот она – кульминация. Интенданта, оказавшегося венгром, отправляют обратно к немцам с дезинформацией. Мадияр сопровождает «языка» к линии фронта. Продолжается бой, свистят пули, разрываются снаряды и гранаты. «Охотники» за домашними животными прячутся в глубокой воронке. Тут Мадияр по-казахски высказывает врагу в лицо все, что о нем думает. И видит, что венгр его отлично понимает. Мало того, врага тоже зовут Мадияр, а на его фамильном гербе высечено название родной провинции – Кунбая, созвучное фамилии Мадияра — Кунбаев.
— Фантастика? Да, фантастика. Я тысячу раз задавал себе вопрос: может ли в жизни произойти такое совпадение? Знаю, что зритель хочет реальных событий. Не буду лукавить, это – моя фантазия, — признается Серик Айжанов. – Я не оправдываю немецких солдат, просто показываю интендантскую службу, когда человек не нацист, не фашист, а легионер. Встречаются, по сути, два молодых пацана, им всего-то по двадцать лет, в душе они дети, а по жизни – бойцы, повидавшие немало смертей.
Казах и венгр братаются, один возвращает иноземцу трофеи и даже поросенка, другой дарит моряку свой фамильный герб. Один на губной гармошке играет «Яблочко», другой пританцовывает матросский танец…
В фильме показана и послевоенная жизнь Мадияра, мытарства Алдияра. Будет еще много запоминающихся, эмоциональных сцен. «Матросский танец» заставит зрителя задуматься, примерить на себя образы героев.
Серик Айжанов воодушевленно изложил сценарий, над которым работал три года, изобразил в лицах и интонациях каждого своего персонажа.
— Это полнометражный фильм, длиться он будет час сорок минут, отснято несколько ретроспективных сцен. Местом для съемок выбрали здание старого актюбинского элеватора. Пока еще не утверждены актеры на роли Мадияра и Алдияра, ищем профессионалов. Видеосъемку и монтаж также планируем поручить специалистам. В качестве актеров второго плана, в массовке, эпизодических ролях будут играть актюбинцы. В результате прошлых кастингов у нас набрался  банк данных потенциальных актеров из народа. Давно хотелось снять фильм именно о казахе-моряке в годы войны. Я уже побывал в Актау, в Каспийской флотилии, посмотрел натуру, пообщался с руководителями воинских частей, — поясняет собеседник.
Считаю, что воспитывать молодежь нужно на идеалах прошлых лет. Идеология тогда была мощная, самыми идейно стойкими в моральном плане были люди военных лет. Это был пример духовной чистоты.
Нередко слышу: «Зачем ты снимаешь такие фильмы? Зачем тебе это надо? В Казахстане не было войны». В таких случаях говорю: «Отставить! Это наша война». Во-первых, город Уральск в те годы был прифронтовой зоной. Во-вторых, возьмите любую казахстанскую семью – у каждого есть родственники, погибшие в этой войне.
Чем дальше мы уходим от Великой Отечественной войны, тем безжалостнее нам будут задавать вопросы те, кто воспитывается на чужих фильмах. Если уж хлынула кровь с экрана, почему это должна быть американская война? У нас есть своя история. Это наш менталитет, это наши деды, — завершает беседу режиссер.
Нам остается ждать появления «Матросского танца» в кинотеатрах города. Дата премьеры зависит от времени и финансов. Чем быстрее подключатся меценаты, тем успешнее пойдет работа.  Было бы замечательно, если бы нашлись неравнодушные актюбинцы, готовые предложить творческому объединению свою помощь, любую — от реквизитов военных лет до современной аппаратуры. К режиссеру могут обращаться и те, кто желает попробовать себя в актерском амплуа (телефон Серика Айжанова: 8-701-324-98-49).
И еще. Некоммерческая организация не зря называется «Патриот-Cinema». Горстка энтузиастов вкладывает свои силы, энергию и средства в создание патриотических фильмов об Актобе и историях простых парней из наших дальних аулов. Может быть, именно новый фильм когда-нибудь будет назван в числе самых достойных картин.


Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"