Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Морская душа

Последнее воскресенье июля — особенный день для сотен наших земляков, часть жизни которых связана с Военно-Морским

Флотом. И пусть многие даты советской эпохи ушли в прошлое, бывшие «мореманы» и «погранцы», «десантура» и «летуны»
свой праздник армейской юности не забывают никогда.

Ну а наш рассказ об одном из бывших моряков, которому
во время прохождения срочной службы в ВМФ СССР довелось месяцами бороздить по волнам, попробовать соленый вкус Тихого, Северного Ледовитого, Индийского и Атлантического океанов,
два раза пересечь экватор и побывать в 12 странах мира.

В поисках себя

Это сейчас Болат Саукенович Егимбаев — главный архитектор области, член Союза архитекторов Казахстана, почетный архитектор РК, человек, вместе с коллегами принимавший участие в создании почти 40 зданий и памятников в Актобе, разработке концепции нынешнего облика города.

А тогда, в 1968 году, он, поняв, что это не его дело, бросил учебу в Алма-Атинском зооветеринарном институте, куда поступил больше «за компанию» и по призыву комсомола, но учился на пятерки и напросился служить в армию. Армией для 20-летнего Болата Егимбаева, обладавшего  высоким ростом, отменным здоровьем и спортивными разрядами по боксу и самбо, стал Военно-Морской Флот.

Что касается его нынешней профессии, то путь к ней оказался довольно извилист, и часть его прошла как раз-таки по волнам четырех океанов. Но об этом чуть позже. Начало же ей было положено еще в школе села Жаланаш Кегенского района Алма-Атинской области, где учитель черчения и рисования Яхья Исакович отметил его большие способности к изобразительному творчеству и буквально заставлял Болата заниматься рисованием. К слову, это был отец известного сейчас в стране человека — Загипы Балиевой.

«Стерегущий»

Это название боевого противолодочного корабля, на который попал служить Болат Егимбаев, о многом говорит военным морякам. Всем известен не сдавшийся врагу знаменитый крейсер «Варяг». Но в истории Военно-Морского Флота это не единственный случай героического затопления корабля экипажем. В 1904 году в Цусимском сражении экипаж обескровленного крейсера «Стерегущий» так же не пожелал сдаться в плен японцам и, открыв кингстоны, пустил корабль ко дну. И сейчас в Санкт-Петербурге стоит памятник морякам этого крейсера. Так вот, уже в советские времена был построен суперсовременный для 70-х годов БПК «Стерегущий». Попасть служить на него, как, кстати, и на гвардейский крейсер «Варяг», было непросто. Сначала из 300 казахстанских призывников — будущих моряков — отобрали 100 человек и направили во Владивосток, на базу Перворечка. Затем из ста человек, после еще одной тщательной комиссии,  отобрали 25 ребят для «Стерегущего». При отборе учитывали все — рост, вес, физическую подготовку, внешность и даже состояние зубов. Как оказалось, матросов подбирали с учетом того, что они будут посещать другие страны.

За три года службы Болат Егимбаев, единственный казах на корабле, освоил три специальности — ракетчика, водолаза и крючкового. Он и сейчас назубок знает все вооружение своего корабля, может разом перечислить его данные и свои функциональные обязанности.

«Регата»
с противником

Большая часть службы Болата Саукеновича прошла на боевой вахте и в дальних походах в условиях «холодной войны» того времени и военно-политического противостояния Востока и Запада. Рассказ об этом займет очень много времени, и поэтому возможности сделать это просто нет. Два дальних похода на его счету. Это и участие в длившемся полгода визите военных кораблей СССР в страны Африки и арабского мира, а также широкомасштабных маневрах ВМФ «Океан».

В личном архиве Болата Саукеновича сохранилась фотография американского фрегата «Уайтл». Сделан снимок в нейтральных водах Филиппинского моря, когда несший боевое дежурство «Стерегущий» состязался с «американцем» в скорости. «Наш» оказался на голову сильнее во всех отношениях. Эта гонка была своего рода демонстрацией советской мощи. Хотя потом, в порту, они общались с американскими моряками, и те удивлялись тому, что в Союзе такую тяжелую технику обслуживают молодые матросы. У них ведь служили в основном контрактники-сверхсрочники 30-40 лет.

Более серьезный случай произошел в 1970 году. Северокорейцы подбили над своей территорией в Японском море шпионский самолет, и тот, так и не дотянув до своей базы, дал сигнал SOS. «Стерегущий» оказался ближе всех к району падения самолета и, добравшись до него первыми, моряки увидели плавающие на поверхности воды трупы, разбросанные предметы и документы. Все было собрано и передано американцам. Правда, документы нашими моряками были сданы на свою базу, за что от командования была получена благодарность.

Так что служба у Болата Егимбаева получилась очень даже «веселой». Кстати, за нее нашего героя наградили медалью «За воинскую доблесть» и жетоном «За дальний поход».

«Стиральная машина»

Вопрос мужчинам: вы могли бы одной кружкой воды (примерно 400 граммов) побриться, почистить зубы и умыться? В походе именно столько пресной воды выдавалось морякам на эти процедуры и им ее хватало. А вот на стирку робы выдавалось полведра воды. Здесь было сложнее. Но моряки ухитрялись постирать одежду в двух третях пресной воды, прополоскать сначала соленой водой из шланга и завершить полосканием в оставшейся пресной воде. А еще они использовали тайком от боцмана «стиральную машину-автомат». В кормовой части двух сторон корабля всегда бурлила и пенилась вода от работающих винтов. Моряки привязывали робу к шкерту — специальной капроновой веревке для накидки швартовов, и опускали ее в эту гигантскую стиральную машину. Роба в такой «машинке» отстирывалась чисто. Но если эту «стирку» замечал боцман, то он поступал кардинально: перерезал веревку и моряк оставался без робы.

Определение берега

В каждом порту морякам разрешали группами по пять человек сходить на берег. Перед этим, правда, военный атташе посольства или консульства проводил с ними беседу.

Выше мы говорили, что водная одиссея Болата Егимбаева стала частью пути к его нынешней творческой профессии. Человек, если он пытлив, учится всю жизнь. Умение рисовать сполна пригодилось будущему архитектору на флоте. Вместе с ним на корабле служил Юра из Барнаула, художник по образованию. Они выпускали стенгазеты, «боевые листки», оформляли Ленинскую комнату. Так он совершенствовал свое изобразительное искусство.

Но особенно много дало ему посещение самобытных городов Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, Цейлона, Филиппин, Кении и других стран. Это было не просто расширение кругозора, но и совершенно другое восприятие мира. Как сегодня признается Болат Саукенович, у него в груди что-то екнуло, когда он впервые увидел их своеобразную красоту. В Индии его поразила скульптурная архитектура. Без преувеличения, именно тогда он почувствовал какой-то внутренний порыв стать архитектором.

Вот так: чтобы человек определил свой выбор профессии, судьбе было угодно забросить его на другой край Земли, отправив с земной тверди на качающуюся под ногами палубу морского судна. И это было определение Болатом Егимбаевым берега своей жизни.

А потом было незабываемое тяжелое расставание с кораблем и его полутысячным экипажем. Когда старшина Болат Егимбаев под звуки щемящего душу марша «Прощание славянки», отдавая честь флагу и команде, прошел вдоль строя своих сослуживцев и ступил на трап, по традиции застеленный белыми простынями, он не мог сдержать слез… Впереди его ждала гражданская жизнь.

Дело жизни

После службы Болат Егимбаев сразу поступил на архитектурный факультет Алма-Атинского политеха, закончив который, стал архитектором. Работал в проектных институтах, Госстрое республики, откуда его в 1982 году направили в Актюбинск главным архитектором города. Он гордится тем, что ему довелось плодотворно поработать с тогдашним первым секретарем обкома Василием Андреевичем Ливенцовым.

В актив себе он заносит разработку фасадов зданий, индивидуализацию проектов и планировки квартир. Особая гордость — участие в разработке проекта и воплощении в жизнь памятника Абилкайыра хану, скульптором которого является Ескен Сергебаев. Пояс, головной убор и лицо хана сделаны по эскизам Болата Егимбаева. Знаменитые колонны возле памятника Ахмету Жубанову — тоже идея Болата Саукеновича. А еще было участие в возведении скульптурных композиций, посвященных Алие Молдагуловой, Кобыланды батыру, и других.

…Когда-то в начале службы, в свой первый выход в открытое море, матрос Болат Егимбаев попал в семибалльный шторм. Волны в 3-этажный дом накатывались на корабль, и палуба, казалось, уходила из-под ног. Накатывались неимоверные тошнота и головокружение — так он познал морскую болезнь. Между прочим, многие болеют ею очень долго и до конца службы не могут к ней привыкнуть. Болат же, однако, отошел очень быстро и с тех пор не болел ею ни разу, и вот уже больше сорока лет он твердо стоит на Земле.

Он давно считает себя актюбинцем — все-таки 27 лет живет в городе, ставшем ему родным. У него семья, два уже состоявшихся в жизни сына и, конечно, любовь к морю, о котором он вспоминает не только в праздники.

В заголовок этой статьи мы вынесли не просто образное выражение. На флоте много традиций. В свидетельстве, «выданном» нашему герою богом морей Нептуном и заверенном корабельной печатью, сказано: «Перед людьми и прочими жителями суши удостоверяю, что матрос Егимбаев Б.С. 25 апреля 1968 года пересек экватор на 48 градусе восточной долготы, принял соленую купель и навеки зачислен в морские души».

Мирал

ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Плавали — знаем

В Казахстане в 2002 году был принят Указ о реформировании армии и создании трех видов Вооруженных Сил — сухопутных, военно-воздушных и военно-морских.

Буквально до последнего времени Военно-Морские Силы страны состояли из морских частей погранвойск, охранявших границу РК в акватории Каспийского моря.

Военно-Морской Флот страны находится в стадии становления и развития. Постепенно создается его инфраструктура. В Актау действует институт Военно-Морских Сил, готовящий командиров и специалистов среднего звена. Есть дивизион боевых морских кораблей, создается военно-морская база.

Создан главкомат Военно-Морских Сил и их первым главнокомандующим назначен контр-адмирал Ратмир Комратов.

Что касается праздника, то даты казахстанского Дня Военно-Морского Флота официально пока не установлено. Возможно, как всегда, он будет праздноваться в день выхода Указа. Но и в этом случае еще очень долго последнее воскресенье июля все моряки Казахстана, служившие в ВМФ СССР, будут также считать своим праздником…

Колонка "Взгляд"