Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дирижеры свадеб

Тамадой не рождаются, им становятся. Об искусстве свадебного конферанса

размышляют известные в городе организаторы банкетов.

Ни одна свадьба не обходится без тамады. После молодоженов — это центральный персонаж торжества. Он и организатор праздника, и сценарист, и режиссер, и актер в одном лице. От мастерства ведущего зависит успех всего вечера — он может сделать его незабываемым, а может и напрочь испортить.

Шикарная дама с баяном

Свадебный переполох, сопряженный с волнением, хлопотами, переживаниями, встречей многочисленных гостей, неминуем. Но его можно контролировать при помощи специалистов, главный из которых — тамада. Праздничная атмосфера напрямую зависит от подготовленности ведущего, измеряется его обаянием, энергетикой, профессиональным чутьем, умением «заряжать» гостей, импровизировать и находить выход из любой, самой непредвиденной ситуации.

— Каждую свадьбу я провожу с некоторым волнением — получится ли  задуманное, как сложится дальнейшая судьба у молодых, — говорит тамада с большим стажем, бывший учитель Ирина Выжленкова. — Для меня каждая пара — как родные дети.  Как-то одна невеста сказала: «Вы словно дочку замуж выдаете». А как же иначе? Я люблю людей, это помогает мне быть чутким психологом, чувствовать настроение гостей.

Русские свадьбы обычно празднуют два дня, начиная со старинного обычая — «выкупа» невесты. Парень, надумавший жениться, должен преодолеть массу препятствий, прежде чем доберется до суженой.

— Недавно мы «выкупали» невесту, живущую на восьмом этаже в доме с неработающим лифтом, — говорит Ирина Анатольевна. — Жених, поднимаясь по лестницам, справлялся с разными испытаниями, я же, шикарная дама с тяжелым баяном в руках, находила в себе силы подбадривать его, хотя сама еле преодолевала пролет за пролетом.

К слову, как бы тамада ни устал, он никогда не покажет этого. Улыбаться и быть в отличной форме — тоже искусство профессионального ведущего. Уже потом, в понедельник-вторник, появится апатия и желание просто помолчать. Ирина Анатольевна отдыхает на даче, любуясь цветами, ухаживая за ними, тихонько общаясь с розами и ромашками.

Второй день интереснее первого, считает наша собеседница. Родственники жениха и невесты уже перезнакомились между собой (чему в немалой степени способствует тамада), праздник проходит в игровой форме, появляются ряженые.

— Мне часто говорят: «С вами легко, вы не «грузите людей», делаете праздник оригинальным, интересным». Видимо, это дано мне Богом, — подытоживает разговор Ирина Анатольевна. —  К сожалению, сейчас появилось немало массовиков-затейников, желающих подзаработать на проведении свадеб. Больно слышать, что тот или иной тамада испортил торжество, превратил его в скучные посиделки или в свой бенефис, найдя в лице гостей послушных зрителей. В подборе обрядов и конкурсов необходимо держаться «золотой серединки», стараясь, чтобы всем было комфортно и весело.

Пир
на весь мир

Казахские свадьбы собирают под шаныраком две-три сотни гостей.

— В моей практике были торжества и с пятьюстами приглашенными, — рассказывает организатор свадеб, актер, ныне директор Дворца студентов АГУ им. К. Жубанова Орал Байсенгир.

По его словам, в аулах свадьбы проходят веселее, чем в городе. В качестве аналогии он приводит в пример заборы вокруг домов — в поселках дома не ограждены каменными стенами, а если и есть плетень, то он насквозь просвечивается. Так и души сельчан — нараспашку. Там и свадьбы играются с размахом, на весь аул.

А вообще, настрой свадьбы, по наблюдению Орала, зависит, прежде всего, от характера хозяев. Бывает — и тамада выкладывается на все сто, и столы ломятся от явств, и зал красиво оформлен, и «живая» музыка, и танцоры, и ди-джей — все как положено. Но нет той искренней радости, которая отличает настоящий праздник от его имитации.

— Не нравится мне, когда гости на торжество приходят с большим опозданием, — продолжает размышлять известный актер. — Музыканты, тамада, администрация заведения — все сидят и три часа ждут, пока наконец соберутся приглашенные. Зачастую половина гостей не приходит вовсе. Это тоже неправильно. Раз уж пригласили вас разделить семейную радость, будьте добры — придите или сразу предупредите хозяев, что не сможете быть на этом мероприятии.

Когда доходит очередь до тостов, родственники, волнуясь и запинаясь, спешат пожелать молодым благополучия, нередко один за другим повторяя заученные фразы: «Чистого неба над головой, счастья в личной жизни…»

Чтобы не утомлять собравшихся, ведущие обычно в центр зала приглашают десяток родственников или друзей и предлагают одному из них сказать речь от имени остальных. «Говорить тосты надо уметь. Надо уметь и слушать их», — говорит Орал.

В последние годы стало модным проводить национальные свадьбы с элементами фольклора. Все меньше выставляются спиртные напитки, все больше гостям предлагают шубат, кумыс, айран. Кстати, насчет спиртного: задача ведущих — не допустить дебоша или пьяных разборок типа «ты меня уважаешь?» в зале. За стенами ресторана гости могут делать все, что им вздумается, но застолье должно пройти организованно.

Свадебная церемония у казахов начинается с обряда беташар. Жыршы (певец) знакомит невесту с родственниками мужа и открывает всем ее лицо.

— Раньше акын за свое пение и импровизацию получал награду от слушателей, сейчас некоторые хозяева присваивают себе заработок певца, что в корне неправильно, — поясняет тамада. — Вы почитайте казахскую литературу, хотя бы книгу Бауыржана Момышулы «Наша семья», и поймете, что так заведено издревле — есть подарки для молодоженов, есть для родителей, есть и заслуженный приз для того, кто проводит беташар.

Ведь это — особое искусство, жыршы отчасти является певцом, отчасти поэтом, не каждому под силу такое мастерство. Он достоин вознаграждения, данного народом ему, а не хозяевам свадьбы.

Отмечая красоту национального наряда невесты, предстающей перед родом жениха в саукеле, длинном платье и камзоле, Орал говорит, что нередко девушки пренебрегают общепринятыми нормами и выходят замуж в таком суперсовременном одеянии, что даже смотреть на них неловко.

Возвращаясь к началу свадебных церемоний, тамада подмечает, что загс у нас один на весь город, и тот не соответствует торжественному моменту. В горячую пору молодожены идут конвейером, выстраиваясь в очереди, не получая порции воодушевления и праздника.

— Нам необходим Дворец бракосочетания с большим залом, оркестром  перед входом. Все-таки женятся люди не каждый день, это событие ничем не должно быть омрачено, — рассуждает он.

Некоторое недовольство выразил наш собеседник по поводу отдельных актюбинских ресторанов и кафе, посоветовав: «Прежде чем арендовать зал, нелишне поинтересоваться, работают ли в нем кондиционеры, достаточно ли места для парковки всех машин».  Нередко и поведение обслуживающего персонала заведений оставляет желать лучшего, добавляет он.

— Выступает артист, столичная знаменитость, например, а официанты ходят туда-сюда прямо перед его носом, не обращая на выступающего ни малейшего внимания. Даже если перед ними поет сама Роза Рымбаева. Разве это правильно?

По мнению Орала Байсенгира, заслужившего репутацию известной творческой личности, быть тамадой — целая наука. Умение «держать» зал, владеть голосом, быть грамотным, начитанным, иметь достаточно широкий кругозор — все это должно быть в арсенале хорошего ведущего и организатора мероприятий.

— Если свадьба идет по плану и гости веселятся от души — мне тоже легко. Я не устаю и делаю все, чтобы помочь хозяевам провести той.  На время становлюсь членом их семьи. Стараюсь поддержать их, сглаживаю все неловкости и до небес превозношу достойное, — говорит  актер.

В нашей области считанное количество по-настоящему профессиональных свадебных режиссеров и дирижеров. Оптимальный вариант найти хорошего тамаду — рекомендации знакомых и протекция. Но помните: оплату за их услуги  трудно назвать скромной, а договариваться с ними необходимо за несколько месяцев до банкета.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Тамада должен обладать такими качествами, как:

— раскованность, лидерские качества;

— тактичность (хороший тамада никогда не станет навязывать условия конкурса, а шутки его не будут пошлыми);

— приятная внешность, хорошая дикция, умение излагать мысли без бумажки;

— мягкий тембр голоса, актерское умение владеть им;

— было бы замечательно, если бы он владел казахским и русским языками, хорошо пел, танцевал или даже играл на каком-либо музыкальном инструменте;

— тамада должен быть непьющим (не стоит предлагать ему спиртное, это вы отдыхаете, он — на работе).

Обсудите эти вопросы с тамадой:

— опыт его работы;

— видеоматериалы, фотографии, рекомендации бывших клиентов (если есть) для получения дополнительной объективной информации;

— общая схема проведения праздника;

— вопрос «денежных» конкурсов — считаете ли вы возможным проводить игры, подразумевающие «отъем денег» у гостей, из-за которых нередко возникают щекотливые ситуации;

— количество часов (до последнего гостя или до определенного часа);

— команда тамады — артисты, операторы, фотографы и т. д.;

— оплата (в нашей области услуги тамады оцениваются от 30-40 до 100-150 тысяч тенге).

Колонка "Взгляд"