Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На грани техники и души

Артисты Классического русского балета представили в областном драмтеатре «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Жизель» Адольфа Адана.

Тот, кто хоть раз смотрел балет по телевизору, имеет представление, что происходит на сцене, а тут осязаешь выражение глаз артистов, эмоции… Сцены, созданные артистами, поражают синхронностью и отточенностью движений… Складывается впечатление, что для балета рождаются специально.
— Да, не каждый умеющий танцевать годится для балета, — подтверждает догадку худрук Классического русского балета Хасан Усманов. — Но с устоявшимся мнением, что начинать нужно очень рано, я не согласен. Все измеряется желанием и старанием.
Хасана и Хусана Усмановых, братьев-близнецов, мама Аимхан сама записала в школу балета, когда в Кызылорде делали набор.
— Какое-то время я сопротивлялся, но мама настояла, — с улыбкой вспоминает артист. — Мы с братом тогда учились в 3 классе. Уехали в Москву, стали учиться в Московском академическом хореографическом училище (сейчас Московская государственная академия хореографии. — Ред.).
Хасан танцевал во многих театрах, во многих странах:
— Было, например, трехгодичное турне, совместное с Майей Плисецкой. Мы были в столицах Западной Европы, в Токио, это потрясающий опыт. А рядом с Майей Михайловной работаешь, равнясь на нее.
— Наверное, вариант «абы как» в балете не пройдет?
— Да, не пройдет, потому что балет — это труд и фантастическое упорство. Человек, выбравший балет, никогда не сойдет с дистанции.
— Истории известны случаи личной трагедии выдающихся артистов. Но их ничто не останавливало. Как вы к этому относитесь?
— Трагедия — это взгляд со стороны, у самого артиста ее нет. У него есть балет, а все прочее второстепенно. И если в спорте достижения важны и спортсмен ради них технически совершенствуется, то у нас к технике должна прилагаться душа. Артист балета работает не только телом, но и душой.
— Сцены балета часто сопровождаются аплодисментами потрясенных зрителей, и оно понятно: артист должен удержать балерину на подъеме, при этом взлететь и красиво завершить сцену!..
— Это и есть школа русского классического балета, сопровождающаяся титаническим трудом. Мы с труппой репетируем втрое больше положенного — вот и весь секрет.
— Чем же отличается русская школа от, скажем, западной?
— Запад увлечен линиями и формами, а в русском балете доминирует пластика: как подать руку, как повести движение. Это гармония физики и эстетики.
— Средний возраст артистов Классического русского балета — 23-24 года, достаточно парней для исполнения мужских партий. То есть нет проблем с набором артистов в труппу?
— Проблем нет. Наша труппа создана в 2004 году из стремления к творческой свободе, и те артисты, которые сейчас танцуют в ней, реализуют себя. В свое время мне давали возможность реализоваться, теперь я предоставляю ее другим.
— Гастрольное турне по Казахстану не слишком ли рискованное предприятие?
— Для нас важно познакомить потенциального зрителя с искусством балета, и если, придя однажды, он в балет влюбится, то, значит, турне оправдало себя.

Колонка "Взгляд"