Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На первом плане — конкурентоспособность

В третьем реформаторском направлении Плана нации «100 конкретных шагов» — экономическом — важная роль отведена масштабной приватизации и расширению конкуренции.
Приватизация государственной собственности и передача непрофильных активов государства в конкурентную среду, несомненно, создаст эффективные условия для стабильного экономического роста.
К примеру, в результате анализа, проведенного антимонопольным органом, выявлен ряд проблем, характерных для большинства государственных предприятий.
1. Виды деятельности государственных предприятий зачастую не соответствуют действующему законодательству и не отвечают целям создания и уставным видам деятельности. Нередко она дублируется, выполняются функции государственного органа, что прямо запрещено законом.
2. Государственные предприятия, функционируя на рынках, где достаточно развита конкуренция, имеют привилегию в форме поддержки государственных органов, что создает им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.
3. Создание государственных предприятий зачастую связано не с социальной потребностью в производимых товарах (работах) предприятий, а с необходимостью освоения бюджетных средств.
Зачастую деятельность государственных предприятий неэффективна. Львиная часть госпредприятий имеет нулевой финансовый результат или убыточна. Сумма, потраченная государством на содержание госпред-приятий, во много раз превышает поступления части чистого дохода госпредприятий в бюджет.
На наш взгляд, поручение Главы государства Правительству разработать новую программу приватизации, включив в нее все организации, находящиеся в государственной собственности, обеспечит сбалансированное государственное участие в предпринимательстве, что, несомненно, положительно отразится на экономике страны.
Согласно Плану нации приватизация должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости, открыто и конкурентно.
Важность указанной работы заключается в том, чтобы освободить нишу для частного бизнеса, так как рост количества госпредприятий порождает недобросовестную конкуренцию на рынке. Преференции, оказываемые государством госпредприятиям, ослабляют положение малого и среднего бизнеса, приводят к его вытеснению с рынка.
Далее Глава государства в Плане нации поставил четкую задачу — создать условия для свободной и здоровой конкуренции.
Правительству было поручено выработать конкретные предложения по усилению антимонопольной деятельности и разработать отдельный закон об антимонопольном ведомстве, с четкой регламентацией его статуса и порядка работы.
Эта мера позволит эффективно защищать конкуренцию, так как без эффективной антимонопольной политики по защите конкуренций никакая экономика не будет способна развиваться. Конкуренцию надо развивать и защищать — это аксиома.
На сегодняшний день правовые отношения в области защиты прав субъектов предпринимательства регулируются Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, который введен в действие с 1 января с.г.
Он направлен на защиту конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности.
Ожидается, что в текущем году в Предпринимательский кодекс будут внесены изменения, которые помогут усилить деятельность антимонопольного органа.

Болат ТАНАБЕРГЕНОВ,
руководитель
департамента комитета
по регулированию
естественных монополий
и защите конкуренции МНЭ РК по Актюбинской области

Колонка "Взгляд"