Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Наследник народных умельцев

%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%82%d1%83%d0%ba-%d0%bd%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4_reswm_1

Резьбой по дереву  Вячеслав Бурцев занимается многие годы. Для себя, не на продажу. Делает только то, что ему интересно. Работы его никогда не повторяются и без всяких слов говорят о мыслях автора. В них преобладает геометрическая резьба.
— Я сам простую доску стругаю, готовлю, придаю ей форму, склеиваю. Потом работаю резцом. Занимаюсь этим с 1982 года. Первоначально собирал вырезки из газеты «Сельская жизнь». Первые мои робкие шаги — это две хлебницы, выполненные простым заточенным скальпелем. На пальцы я наматывал изоляционную ленту,  чтобы мозолей не натирать. Сложно и неудобно было, но наносил узор. Хорошие резцы тогда, да и сегодня в большом дефиците были, хотя несколько штук мне все же удалось приобрести. Понимаете, инструмент определяет возможности мастера, — говорит Вячеслав Михайлович.
На вопрос, как приходит вдохновение, мастер пожимает плечами:
— Это всегда творческий поиск, и порой уходят недели и месяцы, чтобы замысел созрел, вырисовалась композиция.  Бывает, образ подсказывает пролетающая птица или падающий с дерева осенний лист.
— У меня сложилась своя техника, я работаю сразу над двумя-тремя заготовками. Вырезаю до того момента, когда мысль начинает «пробуксовывать», тогда я откладываю работу в сторону и принимаюсь мастерить другую. В момент вырезания следующей заготовки на подсознании додумываю продолжение первой работы. Как только все складывается в голове, возвращаюсь и завершаю первую работу, — продолжает народный умелец.
Работы автора сюжетны. Вот шкатулки, внутри проклеенные велюром. А вот подставки под цветы, телефон, различные шкафчики, полочки, разделочные доски, настенные картины. Есть у мастера и серьезная православная композиции с куполами церквей. Остаться равнодушным к его работам невозможно.
— Я знаю, что создаю штучные работы, — произносит  Вячеслав Михайлович. – Мне неинтересно просто резать, чтобы на хлеб заработать. Да и не нужно мне это. Я нахожусь на заслуженном отдыхе и получаю пенсию. Я это делаю, чтобы показать людям, каким художественным изделием может быть простая осиновая доска. В период работы на разных должностях, особенно в должности акима сельского округа, времени было мало, к тому же еще хозяйство держал. Приходилось тогда резьбой по дереву заниматься от случая к случаю, зато сейчас, что называется, душа горит. В середине 90-х, во время перестройки, не было материала, так я в сарае отрывал доски, обстругивал и из них что-то вырезал. Простой морилки не было, мартукский столяр Николай Ремер, уезжая в Германию, подарил мне ее. Свыше 30 лет она хранится в шкафу как приятное воспоминание. Сейчас есть разные краски по дереву, морилки всяких цветов и оттенков. В 2012 году мне несказанно и совершенно случайно повезло: я сумел купить 20 шестиметровых досок в городе на лесном складе, и прошедшие четыре года  вырезал именно из них. А теперь катастрофа — доски закончились. Пилорамы для роспуска бревен осины тоже нет в селе. Недавно приобрел себе стругальный станок, циркулярку, собираю с пенсии на токарный станок. Из сарая все выкинул и переоборудовал помещение под мастерскую. Пропадаю там все свободное время. На пенсии нужно чем-то увлечься. Сегодня изучаю кудринскую резьбу и чисто российскую технику татьянку. Она яркая, привлекательная, своеобразная.
Сколько работ вышло из-под резца мастера, он не считал. Многие изделия розданы и подарены. Художник пять раз участвовал в выставках в Актюбинской и Оренбургской областях.
— В первой половине 60-х мы пацанами собрались у друга, а к нему старший брат приехал, который учился в ПТУ. Он нам показал, как вырезать из  дерева. Это сразу запало мне в душу. Я долго носил в себе эту идею и потом все-таки решился, — вспоминает художник. – Каждая работа – плод работы мастера. Я постоянно подпитываю себя книгами. Самую хорошую, по моему мнению, привез в 1996 году из столицы с совещания, где выступал Президент страны.  Называется она «Домовая резьба», в ней даны энциклопедические основы мастерства резьбы по дереву.
В последнее время умельца больше увлекает скульптурная резьба. У него есть целая подборка пейзажей в набросках. Но и, конечно, новые задумки.
— Главным моим советчиком является жена. Мы с ней спорим, обсуждаем варианты и в конце приходим к единому знаменателю. В процессе резки всегда преобладает творческий процесс. Иногда рисунок на бумаге нравится, а размеры не вписываются, приходится все менять на ходу. Дерево — живой материал, оно вдохновляет. Я беру его, трогаю, глажу, и оно приятно ассоциируется  с внутренним удовлетворением, — делится мастер. — Чтобы научиться вырезать, надо садиться и работать, иначе ничего не получится. Главное, это терпение и целеустремленность.
Елена ОНИСЬКОВА

Колонка "Взгляд"