Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Научить учиться

В отношениях учитель-ученик во все времена сохранялось лидерство первого и подчиненность второго. Сегодня система образования провозглашает: центром обучения является не учитель, а ученик. О новых методах преподавания рассказывает Майкл Терренс Смитс, педагог-тренер из Кембриджского университета.

Гость из Великобритании посетил Актобе в рамках проекта Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» МОН РК, одним из филиалов которого является институт повышения квалификации (ИПК) педагогических работников Актюбинской области. Проект предусматривает организацию подготовки учителей общеобразовательных школ по специальной трехуровневой обучающей программе, разработанной факультетом образования университета Кембридж. С января по март 2012 года преподавателями этого престижного вуза были обучены 286 казахстанских тренеров, в их числе 9 сотрудников Актюбинского ИПК. Они, в свою очередь, обучили коллег из местных школ. Так, в июне курсы прошли 146 педагогов области, с сентября начали заниматься еще 254 человека. С 5 ноября на третьем, заключительном, этапе курсов обучение вели английские педагоги-тренеры Майкл Терренс Смитс, Эсса Ругая и Юсуф Адамс.

Корреспонденту «АВ» Майкл Смитс рассказал о том, какие нововведения ждут нынешних школьников.

— В те времена, когда я учился в школе, учитель был главным лицом, он направлял ученика, говорил, что и каким образом ему делать. У нас не оставалось никакого выбора, кроме как послушно сидеть и внимать учителям шесть часов подряд. Если тебе становилось неинтересно, ты или незаметно засыпал за партой, или начинал крутиться, баловаться, мешая учителю вести урок. Из всего класса лишь несколько человек принимали участие в обсуждении темы, активно отвечали на вопросы учителя, — вспоминает англичанин.

Понимая, что образование – самый важный аспект жизнедеятельности человека, многие страны стали совершенствовать эту сферу. Современные методы и технологии преподавания предполагают такой подход, при котором ученик должен быть заинтересован в своем обучении. Кембриджским университетом на основе международного опыта, в частности, систем образования США, Новой Зеландии, Австралии, были разработаны инновационные методы преподавания. Нынешние курсы повышения квалификации ведутся по этой специальной программе, включающей в себя семь модулей, таких как: обучение критическому мышлению, критериальное оценивание, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), работа с одаренными детьми, менеджмент и лидерство в обучении и др.

— Новые стратегии предполагают разные формы работы. Учитель не должен говорить: «Я расскажу вам, дети, как растет этот цветок». Согласно современным методам, ему надлежит сначала спросить у класса: «Вам интересно узнать, как растет этот цветок?». После чего позволить ученикам самим найти ответ на поставленный вопрос, например, при помощи ИКТ, — продолжает Майкл Смитс. – То есть дети берут на себя ответственность за свое обучение.

— Способен ли ребенок, допустим, в первом классе взять на себя такую ответственность?

— Конечно, даже не в 6 лет, а гораздо раньше, уже с трех лет ребенок может сам отвечать за свое обучение, — заверяет педагог.

Новая школа должна отойти от стереотипа: «Учитель все знает. Учитель все может». Предпочтение, по словам собеседника, следует отдавать самостоятельной работе детей в группах.

— Именно групповая работа способствует закреплению материала. Обсуждая тему, разбирая параграф вместе с одноклассниками, школьник учится работать в команде. У него развивается чувство ответственности, он учится делиться мнением, слушать других, быть толерантным. Кроме того, начинает понимать, что не всегда его идеи являются самыми лучшими. Работая с информацией, ребенок должен уметь иллюстрировать ее, аргументированно доказывать позицию группы. Итогом такой работы могут стать проектные работы, постеры, разработанные учениками. Задача учителя – оценить проекты. И здесь большую роль играют комментарии учителя: что сделать ребенку, чтобы в следующий раз его работы стали еще лучше. Кембриджские учебники выделяют два вида оценивания: формативное и суммативное. Оценка постеров – формативная.

— В Казахстане главным критерием успеваемости выпускников является ЕНТ. А в Великобритании?

— У нас такая же система, — отвечает Майкл Терренс. – В процессе обучения мы стараемся использовать все модули, чтобы ученик как можно успешнее подошел к тестированию. Будущее выпускников Великобритании также зависит от количества набранных на тестировании баллов. Вместе с тем, даже если школьник не набрал достаточного количества баллов, но его обучение проходило по инновационным методам, он покидает школу, имея востребованные обществом навыки. Не секрет: миру нужны люди, умеющие работать в команде, с критическим мышлением, правильной самооценкой и умением самостоятельно решать поставленные задачи. Тест не выявит такие качества. Нередко бывает так, что в компанию приходит молодой специалист со множеством сертификатов и дипломов, но в процессе работы выявляется, что человек не владеет вышеперечисленными навыками.

— Вы несколько дней успели поработать в Актобе, какое мнение у вас сложилось о наших учителях и вообще – системе образования?

— 25 лет я работаю педагогом, последние пять лет – тренером. Два года учил педагогов Великобритании, три года работал в столице Объединенных Арабских Эмиратов — Абу-Даби. В Казахстане я впервые, ничего не могу сказать о вашей системе образования, поскольку не знаком с нею. Но учителя, которых я здесь увидел, убедили меня в том, что они очень компетентны и заинтересованы и в своей профессии, и в повышении мастерства. Повезло тем школам, в которых они работают. Казахстан — одно из тех государств, где образование в приоритете. Верю, что цель Президента страны – сделать казахстанскую систему образования лучшей в мире — будет достигнута. Я очень рад и горд тем, что принимаю участие в этом становлении.

 

теория + практика

 

Надежда САМСОНОВА, учитель английского языка средней школы № 9:

— Я проходила курсы с 10 сентября по 25 ноября на базе областного института повышения квалификации. На третьем этапе программы к нам приехал Майкл, тренер-преподаватель из Великобритании.

Мне, как молодому специалисту, эти курсы дали хорошую теоретическую и методологическую базу, наполнили уверенностью в своих силах. Научили ставить цели, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки — неотъемлемая часть преподавания и усовершенствования мастерства.

Одним из ключевых моментов преподавания стала для меня организация групповой деятельности учащихся. Благодаря этой методике дети научились самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Я лишь консультирую, отмечаю, что им нужно делать для достижения успеха на последующих уроках. Учащиеся осознали ответственность за выполняемую ими работу в группе, значимость командного духа. Как детям, так и мне очень понравилась идея формативного (формирующего) оценивания, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям, помогает корректировать учебный процесс, а ученику – осознавать большую степень ответственности за свое образование. Школьники научились выражать мнение доброжелательно, а не в форме жесткой критики.

В дальнейшем планирую продолжить внедрение всех модулей, которые помогут раскрыться каждому ребенку и будут способствовать моему профессиональному развитию.

 

Задагуль АЛИТУРЛИЕВА, учитель казахского языка; Инна ВОЛОШИНА, учитель немецкого языка средней школы № 11:

— На занятиях первого этапа мы были поставлены на место наших учеников, так как невозможно предлагать другим какую-либо стратегию, не поняв, как она действует, какие чувства, эмоции вызывает, как решает поставленные задачи. Нам, преподавателям, было сложно выступать в роли терпеливых слушателей, ведь мы привыкли поправлять, критиковать школьников, оценивать их действия.

Многие исследователи считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для их достижения.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом.

Стратегия урока – это стратегия живого общения. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно или вместе с учителем отделили известное от неизвестного, выявили проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали ее, «открыли» новый способ действия, построили его алгоритм.

Мы благодарны организаторам курсов за возможность все это понять, осмыслить, апробировать на практике. Мы приобрели реальный багаж знаний, практических выводов, стремление работать по-новому.

После курсов мы полностью изменили свое отношение к уроку, стали применять новые методы, в корне отличающиеся от уроков классического образца. Это вносит в уроки оживление, разнообразие, повышает интерес у детей, способствует совершенствованию учебного процесса.

 

Роза КУЛЬЖАНОВА, методист городского научно-методического центра Актобе:

— Обучение по трехмесячной программе Кембриджского университета — один из этапов модернизации образования Республики Казахстан. По итогам квалификационного экзамена свыше 92 процентов учителей, обучавшихся по этой программе в Актобе, получили сертификаты, что, кроме прочего, дает им возможность получать тридцатипроцентную надбавку к заработной плате.

Уверена, что учителя самых разных дисциплин, пройдя курсы повышения квалификации, станут лидерами системы образования региона. Они проводят открытые уроки, семинары для коллег, формируя таким образом новую плеяду педагогов, способных растить юных интеллектуалов.

Над страницей работала

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"