Новая реальность

Президент Касым-Жомарт Токаев 12 июня озвучил инициативу по созданию Национального совета общественного доверия. Первое заседание совета запланировано на август. Нужно выделить несколько причин его создания.
Во-первых, общество Казахстана признает правоту примата экономических реформ над политическими, что гарантировало стабильное мирное развитие нашей страны.
Сейчас же в новых условиях, когда многие внешние условия существования казахстанского социума радикально поменялись, необходимо заключение нового неформального «социального контракта». Мне кажется, что Национальный совет будет способствовать этому.
Во-вторых, Казахстан вступил в новую реальность, обусловленную глобальными мировыми изменениями. Изменившаяся обстановка требует нестандартных подходов к функционированию государственных институтов.
По моему мнению, давно назрела необходимость провести «государственный аудит», измерив уровни политической эффективности и экономической целесообразности отдельных политических институтов. Казахстанское общество является главным потребителем их услуг. И ему часто видны те перекосы и нерациональные моменты, которые присутствуют в работе государственных органов и не видны им самим.
Скорее всего, Национальный совет может выступить площадкой для понимания главных «проблемных областей» в нашем государстве и тем самым будет способствовать их решению.
В-третьих, глобализация и тотальное проникновение интернета во все сферы жизнедеятельности не открыло порталы между разными мирами, а, наоборот, способствовало появлению и укреплению «информационных пузырей» (Filter bubble), когда люди живут в определенных рамках и не знают, что за пределами такого пузыря существуют другие люди, проживающие в других рамках.
«Информационные пузыри» создают впечатление того, что наши узкие собственные интересы или проблемы и есть все, что существует и окружает нас. Для успешного сосуществования в социуме необходимо, чтобы в стране было как можно меньше «информационных пузырей».
Таким образом, Национальный совет, с одной стороны, не позволит сформировать «информационный пузырь» вокруг новых управленцев высшего звена, а с другой стороны, будет тем местом, через которое казахстанское общество сможет открыто коммуницировать с властью, давая Президенту обратную связь, которая так необходима для эффективной работы Правительства и государства в целом.
Жаксылык САБИТОВ,
эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК – Елбасы

Преемственность плюс новаторство

Указ Главы государства о создании Национального совета общественного доверия при Президенте РК стал шагом к демократическим преобразованиям, считают многие казахстанцы.
Инициатива о создании нового органа была озвучена на церемонии инаугурации. Избранный Президент страны Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Совет общественного доверия создается для выстраивания диалога между властью и обществом. Соответствующий Указ подписан 12 июня 2019 года, основанием стал подпункт 20 статьи 44 Конституции РК. «Президент Республики Казахстан образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет», – говорится в нем.
Дано поручение Администрации Президента в месячный срок провести консультации с лидерами политических партий, неправительственных организаций, представителями гражданского сектора по вопросам формирования Совета и порядка его работы. Затем внести на рассмотрение его состав и положение о деятельности.
Пока проводится работа по формированию структуры, казахстанцы активно обсуждают причины его создания и направления работы. «АВ» обратился за комментариями к видному ученому, доктору философских наук, профессору, академику Академии социальных наук РК Амангельды Айталы.
Амангельды Абдрахманович, отвечая на вопросы, отметил необходимость создания Национального совета общественного доверия при Президенте РК:
– Не секрет, что в большинстве постсоветских стран демократия, мягко говоря, не получила развития. И это понятно. Политически в свое время это было оправдано. После обретения независимости мы были озабочены прежде всего проблемой экономики. Должны были кормить население, платить пенсии, поднимать сферы образования, здравоохранения. Было не до демократии. Такая политика была оправдана, она гарантировала стабильность в обществе. Это одна причина.
Есть и вторая. Демографы выделяют в постсоветских государствах четыре периода. После правления Сталина – годы хрущевской оттепели после «зимы». Затем застой во времена Брежнева и перестройка при Горбачеве. И современность. В каждом периоде – свое поколение. Независимый Казахстан породил новое поколение. Сегодняшние 30- , да и 40-летние граждане не видели застоя, тем более оттепели. Это поколение отличается от отцов и дедов. Они не желают жить так, как их родители. Это еще один фактор. И правильно говорит Президент страны Токаев, когда отмечает, что существуют серьезные социальные проблемы.
Третья причина создания Совета общественного доверия, на мой взгляд, заключается в большом разрыве между богатыми и бедными казахстанцами.
Как мне кажется, именно эти причины вкупе и побуждают власти действовать сообразно со сложившейся ситуацией.
Преемственность политики без новаторства, как показывает мировой опыт, приводит к стагнации. Новаторство без преемственности приводит к авантюризму, необдуманным действиям. Поэтому Касым-Жомарт Токаев ищет средний путь, разумное решение проблем. В этом я вижу смысл создания Национального совета общественного доверия.
На мой взгляд, Совет должен охватить все стороны жизни казахстанцев – политику, культуру, духовную сферу. Но в первую очередь обратить внимание на социальное положение населения. Кроме того, думаю, должны быть определенные законодательные изменения о свободе слова. Свобода – в рамках дозволенного, в рамках закона. Не нужно раскачивать лодку, нам не нужны революции. Вместе с тем, считаю, надо усовершенствовать законы о митингах, шествиях. Видимо, нужны и конституционные изменения в Законе «О выборах в РК». Делать это все следует не спеша, добиваться перемен эволюционным, а не революционным путем.
Мне кажется, сейчас наша страна стоит перед глобальными переменами. И, думаю, что у нашего народа хватит ума, терпения, чтобы постепенно войти в демократическое общество. Для нас неприемлем ни кыргызский опыт, ни украинский вариант. Мы должны найти свой путь, которому поверит народ. А это возможно только путем диалога, общения.
Считаю, что мы на верном пути к преобразованиям, власть идет к народу и, конечно же, должна прислушиваться к мнению авторитетных членов общества. А народ не должен идти на поводу толпы, должен быть мудрее. Следует всегда помнить, что мы живем в геополитическом мире, и необходимо всеми силами сохранить независимость. Это очень важно.
Пришло время менять психологию власти и народа. Это займет определенное время, но не следует ни ускорять, ни замедлять процесс. И в этот переходный период искусство правления страной полностью зависит от Президента, полномочия которого огромны. Первый шаг к преобразованиям сделан.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель