Ориентиры конкурентного законодательства

936f55951a4916ffffba71676c35f907

В Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: Рост. Реформы. Развитие» Глава государства
обозначил важность усиления антимонопольной деятельности и необходимость проведения реформ в рамках создания условий для свободной и здоровой конкуренции.

Глава государства подписал Предпринимательский кодекс РК, в который были имплементированы нормы Закона РК «О конкуренции», а также предусмотрены новшества, направленные на:
– либерализацию антимонопольного регулирования (в том числе посредством внедрения превентивных мер);
– приведение норм действующего антимонопольного законодательства с учетом его целей и задач  в соответствие с лучшей мировой практикой;
– снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес в целях стимулирования роста и укрупнения субъектов бизнеса;
– повышение транспарентности работы антимонопольного органа и конкретизацию его полномочий в целях защиты и развития конкуренции на товарных рынках;
– исключение возможности двойного толкования норм.
В числе основных новшеств можно отметить следующие:
1) реестр доминантов будет вестись только в отношении субъектов регулируемых (высококонцентрированных) рынков в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа.
Кстати, с 1 января 2017 года Реестр вообще будет отменен, как и ценовое регулирование на таких регулируемых рынках, поскольку данные инструменты заменяются инструментами антимонопольного регулирования.
В результате, с одной стороны, данная мера позволила снизить нагрузку на бизнес, с другой стороны, обеспечила защиту конкуренции и позволяет выявлять и пресекать злоупотребления субъектами рынка своим фактическим доминирующим положением;
2) введен институт коллегиального органа (согласительной комиссии) при антимонопольном органе. Создание согласительной комиссии является одним из основных нововведений, реализуемых в соответствии с поручением Президента РК модернизировать деятельность антимонопольной службы РК в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и обеспечить прозрачность и объективность при принятии решений.
Суть работы комиссии – это открытое обсуждение проведенного расследования перед вынесением решения и возможного наказания объекта расследования – субъекта рынка;
3) антимонопольный орган наделен полномочиями вносить предписания в адрес государственных органов о необходимости обеспечения (развития) конкуренции. Эта мера направлена на создание условий для благоприятной конкурентной среды, устранение барьеров на рынках и обеспечение защиты конкуренции;
4) введен институт предварительного рассмотрения проекта соглашения субъектов рынка. С введением данной нормы у субъекта рынка появилась возможность перед осуществлением соглашений обратиться в антимонопольный орган для предварительного рассмотрения последним проекта соглашения на предмет наличия или отсутствия положений, противоречащих антимонопольному законодательству или приводящих к ограничению конкуренции;
5) в интересах субъектов рынков дополнительно к «предостережению» введен институт предупреждения (уведомление о наличии в действиях (бездействиях) субъекта рынка нарушений). Таким образом, у субъектов рынка появилась возможность на этапе предупредительных мер, без проведения расследования и привлечения к ответственности, вернуться в правовое русло и продолжить свою деятельность без ущерба для себя.
В настоящее время разработан проект закона, предусматривающий внесение поправок в ПК и иные законы (внесен на рассмотрение в Правительство РК).
Учитывая проведенный представителями ОЭСР обзор антимонопольного законодательства РК, предполагается внесение системных изменений и дополнений в ПК, а также ряд законодательных актов РК, направленных на пересмотр базовых принципов работы антимонопольного органа РК.
К основным поправкам, предусмотренным законопроектом, относится следующие:
– внедрение эффективных инструментов для проведения расследований по фактам нарушений антимонопольного законодательства;
– изменение подходов к государственному контролю за экономической концентрацией;
– приведение подходов к применению запретов в отношении антиконкурентных соглашений в соответствие с лучшей мировой практикой;
– внедрение института антимонопольного комплекса как инструмента профилактики в целом и в целях минимизации рисков совершения нарушений антимонопольного законодательства;
– изменение подходов к признанию доминирующего положения субъекта рынка;
– совершенствование подходов в части определения монопольно высокой и низкой цены.
В целом законопроект учитывает лучший мировой опыт и практику антимонопольного регулирования. Внесение поправок в действующее законодательство не только позволит усилить институциональную роль антимонопольного органа, РК, но и создаст условия для дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства, что в свою очередь окажет положительный эффект на уровень конкуренции на внутренних рынках и состояние экономики страны в целом.
Булат ТАНАБЕРГЕНОВ,руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Актюбинской области  

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель