Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

От Барбета до Шанхая

Железнодорожный вокзал времен Российской империи

(Продолжение.
Начало в № 40)

От Барбета до Шанхая

…Возможно, от древнерусского слова или казахского имени Құрамыс написала история название старой части города Курмыш. Всегда жили здесь мастеровые, умели мастерить телеги, сани, печь пышные караваи.
Не от того ли в советском Актюбинске в 30-х годах прошлого столетия именно на Курмыше будут построены небольшие столярные мастерские, обеспечивавшие горожан деревянными столами, прочными табуретками и четырехколесными детскими тележками-колясками? И небольшие цеха, выпускавшие не только макароны, вермишель, но и корейскую кукси. Рядом с промышленным, пусть и крохотными по современным меркам, объектом – обязательно древонасаждения, с любовью оберегаемые и взрослыми, и детьми.
Вслед за верными царю казаками войска Донского приедут и крестьяне целыми семьями из далекой Украины. Обильно политая их потом и трудом благодатная земля вознаградит хлебом насущным, радостной будет богатая урожаем осень, большими стога сена на зиму, но станут они жить оторвано от центра, за кладбищем, у подножия второго холма. Более века на Оторвановке названия улиц говорили о той родине, откуда нужда или воля власть имущих привела их: Донская, Кубанская, Новочеркасская. Возможно, уважением к одному из сыновей Украины увековечено имя великого Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко названием одной из улиц.
С образованием в 1932 году Актюбинской области расширяются границы и самого города. За Оторвановкой, в степи, в небольшое саманное строение привозится из всех колхозов молоко, через десятилетие маслобойный цех обеспечит молочной продукцией не только город, но и всю область. Так закрепилось название городского молочного завода за жилым массивом – ГМЗ. В 1960-х годах расширяются маслобойные цеха, рядом в двухэтажном здании автоматы конвейера разливают молоко и кефир в стеклянные бутыли емкостью в один или 0,5 литра.

У истоков района Оторвановка и район Курмыш — жилой дом XX века

В 1895 году по письму Оренбургского генерал-губернатора о необходимости железной дороги, соединяющей Оренбург с Ташкентом, издается указ царя о проведении конкурса на этот проект. Из множества предложенных к рассмотрению принимаются три предложения: через земли Абылхаир хана по Иргизской шири; через Уилскую ярмарку в степях Баркын; через солончаки Шалкара.
В 1900 году начинается строительство магистрали одновременно из Оренбурга и Ташкента. В 1901 году дорога из Оренбурга подойдет к городу Актюбинску: она строится вблизи города, по проекту – через лиман.
Сотрудники Актюбинского областного историко-краеведческого музея всегда будут благодарны машинисту – Мюльгаузену Петру Александровичу, который в 1902 году, проводя работы на своем участке пути, сохранил и сдал в музей кусок рельса, на котором цифра «1902» является уникальным документом – непреклонной страницей истории, которую не изменить и не заменить.
Остаются работать на железной дороге специалисты, учатся водить паровозы, большинство из них – с магистрали Московской и с той же территории: так и сохранилось название Москвы за жилым массивом. И улицы за железной дорогой – свидетельство прогрессивного новшества в степной шири: Московская, Деповская, Черепановых…
И большое поле, где проводились футбольные баталии, дало название одной из улиц Москвы – Футбольная, на которой до второй мировой войны жил Герой Советского Союза Григорий Павлович Мясоедов.
Для детей железнодорожников открывается школа, в том же здании находилась и читальня, т. е. публичная библиотека. С фотографии 1914 года у здания школы смотрят на нас педагоги и дети в одинаковых пиджаках с ровным рядом пуговиц…
К началу XX века Актюбинск превратился в большой, населенный русскоязычным народом, город. Двух школ становится недостаточно для растущего населения. В 1907 году будет открыта еще одна, но уже с большим сроком обучения — четырехклассное городское училище.
Отрадно, что в этом историческом здании и сегодня звучат детские голоса. Поднимите голову перед Центром детского и юношеского творчества, на верхнем правом выступе крыши увидите цифры «1908» – «8» с отломившимся низом – «паспорт» законченности здания.
Стремление актюбинцев идти в ногу с техническим прогрессом выразилось не только в увеличении очагов знаний, но и в уникальном подарке, который преподнесли купцы братья Михины. В 1910 году открывается синематограф. В течение целого месяца будут смотреть в этом очаге цивилизации жители города один и тот же немой фильм. В биографии первого академика искусства сохранилась фамилия тапера, игрой на пианино озвучивавшего движения и мимику героев фильма. Ахмет Жубанов будет брать уроки сольфеджио у Чернюка.

Синематограф «Триумф», позже «Зимний» и «Пионер»

Через десятилетия в фойе кинотеатра «Триумф» (позже «Культ­фронт») будут встречать зрителей скульптуры Иосифа Сталина и командарма Климента Ворошилова. Самые любимые места зрителей в зале зимой – у двух черных круглых печей-голландок.
Летом кинофильмы начнут демонстрировать в помещении с деревянными лавками со спинками, на земельном полу городского парка. Тогда «Культфронт» в народе обретет еще одно название – «Зимний», в отличие от «Летнего».
В 1912 году проведет Актюбинск первый праздник древонасаждения, а по осени на берегу Илека дружно варится арбузный мед. Пустырь у водонапорной башни, впоследствии превращенный в уютный зеленый парк, окажется хорошей площадкой для строительства клуба железнодорожников.
В июле 1933 года именно у клуба железнодорожников состоится большой митинг и первая уникальная выставка автомобилей. Это было историческое событие – первый автопробег, проверка первенцев советского машиностроения по маршруту Москва – Каракумы – Москва.
История развития техники свяжет Актобе и с первым рекордом по дальности полета. В 1937 году женщины-летчицы – Валентина Гризодубова и Марина Раскова – совершили первый беспосадочный перелет по маршруту Москва – Актюбинск. Аэроплан отважных летчиц совершит успешную посадку недалеко от города, где было поле с устройством – указателем ветра.
Тогда, в 1937 году, актюбинцы-старожилы рассказывали о красном летчике Шаврове, доставшем в 1919 году ценные сведения из Оренбурга Актюбинскому фронту. Нет ничего удивительного в том, что в военное лихолетье завод авиационного оборудования расположится у летного поля.
После войны усилится гражданское строительство, уютное здание аэропорта будет обслуживать пассажиров, вылетавших на АН-2 в районы или на АН-24 в большие города. Так и закрепилось название Авиагородок за микрорайоном города.
10 марта 1932 года будет образована Актюбинская область с центром – городом Актюбинском. В областном центре начинают работу новые промышленные объекты. За рекой Илек, огибаемой ледяной Қарғалы, холм, богатый глиной и песком. Абсолютно правомерным было строительство завода по выпуску кирпича. Рядом с ним – дома из красного кирпича, детский сад, школа…
Именно на холме Кирпичного имеется мемориал памяти жертв второй мировой войны – военнопленным, а молодежь назвала вершину холма с красочной глиной – Холм любви.
Статус настоящего промышленного города Актюбинск приобретет со строительством завода – одного из первенцев черной металлургии Казахстана. Археологи давно подтвердили историю металлургического производства в окрестностях реки Илек. Мастерство эпохи бронзы, железные акинаки, утонченный узор на золотых изделиях….
Решение руководства страны строить завод в местности, богатой необходимым сырьем, явилось новой страницей в истории города Актюбинска. Завод ферро-
сплавов строится недалеко от города, рядом с железной дорогой. Из районов области приезжают казахи, чтобы принять участие в историческом строительстве. Внимательно слушал и помогал им оформить необходимые документы заместитель директора завода Бакытжан Махамбетов. Так и стал называться рабочий поселок у завода Махамбетовкой параллельно с другим названием — Вохр.

Улица К. Либкнехта у парка им. Пушкина. 1951 г.

После великой победы над фашизмом увеличивается мощность АЗФ. Разрастается жилой массив за железной дорой. В жилом городке – Жилгородке – рядом с двух- и трехэтажными домами для работников завода открываются Дома культуры металлургов, химиков, строителей. Строятся одноэтажные коттеджи для сотрудников АЗФ, названные в народе финскими домами, к западу от Жилгородка.
В 1950-х годах еще нет автобусов. Доехав до переезда на ЗИСе, направлявшемся на завод, добирались дети в летние каникулы к родственникам где-то к обеду – «шаңқай түсте». Возможно, часто употребляемое казахами выражение об отдаленности этой части города закрепилось за названием микрорайона Актобе – Шанхай.
В 1960-х годах начинается застройка пространства за рекой Сазды. Не только дно реки, но и вся почва ее бассейна в основном глинистая, так и сохранил народ за новым микрорайоном города состав почвы, на которой воздвигнут жилой массив. Отрадно, что небольшая, но соединяющая старую, восточную часть города с новым микрорайоном, ведущим на запад, улица на берегу Сазды носит имя Маншук Маметовой.
Один из достоверных источников истории – топоним. Человек всегда точно подмечает особенности окружающей природы. Город Актобе окружают холмы с удивительными названиями: Түйе төбе, напоминающий горб лежащего верблюда, Қыз емшек – как груди юной красавицы, Жыланды тау – где-то на солнце выходили греться змеи целыми семьями.
В 1941 году приезжает в Актюбинск командир Наумов Александр Федорович для формирования дивизии. 312-я стрелковая дивизия покроет себя неувядаемой славой, не пропустив фашистские полчища к Москве. Короткая подготовка бойцов дивизии проводилась у подножия Жыланды тау. Рядом с разбросанными вдоль холма домами актюбинцев возникает планомерно застроенный жилой массив с безоговорочно принятым названием Жилянка.
В середине 1970-х годов для увеличивающегося населения города начинается застройка территории между Сазды и Жилгородком. Крупнопанельные пятиэтажки, школы, детские сады внутри двора, игровые площадки…, а почтовый адрес простой: 1, 2,……8, 9,…11, 12… микрорайон, дом № …»
Работают в Актюбинской области большие заводы и фабрики: ПОШ – фабрика первичной обработки шерсти, трикотажная – по выпуску большого ассортимента трикотажных изделий, кондитерская фабрика с актюбинским брэндом «Бұлбұл». Образуя Промзону, на запад от нее строятся благо-
устроенные не только одноэтажные, но и мансардные, и двухэтажные коттеджи – свидетельства самостоятельного распоряжения страной своими резервами и финансами.
На юго-западе Актобе улицы тоже свидетельствуют об открытии закрытых или неизвестных страниц истории: улицы Исатая Тайманова, Халиды Мамановой, Гайнана Курмашева. А новый микрорайон к востоку, за рекой Илек, так и назывется — Заречный.
Не является ли история названий микрорайонов города Актобе неоспоримым доказательством трепетной любви насельников этой территории к благославенной родине их предков и будущих внуков?
О динамичном развитии Актюбинской области можно судить по тому, как скоро преображается его главный город. Но в первую очередь в глаза бросается спонтанность. Актобе активно, зачастую спонтанно, обновляет свой вид. Нынешний день несет в себе смелые дизайнерские решения, современные стройматериалы, провозглашающие новаторство и амбиции хозяев новостроек.
Но когда видишь плоские рестораны с окнами-амбразурами или же прилепленные друг к другу помещения, как сараюшки в ауле, не хочется, чтобы эти свидетельства нынешнего времени сохранились на века.
Роза БАЛДЫГАРИНА
Окончание следует.

Колонка "Взгляд"