Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Откуда мы пришли, куда свой путь вершим?..

Могильник Дербисали II в Хобдинском районе – это 48 объектов эпохи гуннов, требующих расшифровки археологами. Корреспондент «АВ» наблюдал за процессом раскопок и выяснил, что подробности об этой кочевой культуре — пока вопрос времени.

Близ сакрального объекта

Главными экспертами выступили руководитель экспедиции Аслан Мамедов (на фото слева), представляющий Институт археологии имени А.Х. Маргулана, и сотрудник областного историко-краеведческого музея Нуршат Уразмагамбетов (на фото справа).
– Могильник назван так по близости одного из объектов сакральной географии – мавзолея Дербисали аулие (не путать с Дербисалы Беркимбаевым). Эпоха гуннов – это II-IV века нашей эры, – рассказывает Нуршат. – На раскопе нами вскрыты святилище (в центре могильника), гантелевидное сооружение и несколько курганов. Во всех захоронениях найдено по одному скелету. В святилище захоронен явно представитель степной аристократии, что легко определить по деформированному черепу. Если у сарматов деформированный череп был явлением редким, то у гуннов частым, и распространялась традиция на знать. В гантелевидном сооружении костяк тоже с деформированным черепом.
Признаками принадлежности 48 объектов могильника к гуннской погребальной культуре являются формы (гантеля, подкова), высота (небольшая) и площадь (немалая). А вот П-образное расположение и сами формы пока остаются загадкой. Покойники лежат головой на север, как и сарматы. Ориентировка курганов – цепочкой с востока на запад – буквально означает «идем с востока на запад», что подтверждает теорию Великого переселения.
В числе артефактов из погребальных ям – фрагменты керамики, мечи, ножи, украшения. В оружейном сплаве доминирует железо, мечи у гуннов длинные, что свидетельствует о всаднической военной культуре. Напрашивающийся вывод о ценности походов – гипотеза, требующая разгадки. Отсутствие письменности, как признак отсутствия цивилизации в общепринятом смысле, в культуре гуннов обретает несколько иной подтекст, и нам предстоит искать их ценности. Раз это воины-кочевники, то допускаю правомерность гипотезы о захвате территорий с целью установления контроля над ними. То есть быть хорошим воином и всегда быть готовым к движению – приоритет народа, чьи следы мы находим на территории области. Было ли у гуннов намерение оставить след в веках – аспект палеопсихологии.
На вопрос о религиозной принадлежности гуннов Нуршат Уразмагамбетов ответил, что наличие святилища и курильницы может свидетельствовать о культе огня, что наблюдается и у сарматов:
– А это явные признаки тенгрианства, поклонения Солнцу, чему поклонялись народы, населявшие большую часть территории Казахстана. То есть религией была сама природа. В целом о захороненных здесь могу сказать, что пришли они с востока, стояли на территории нынешней Актюбинской области пару-тройку веков и ушли на запад, положив начало развалу Римской империи и Великому переселению народов.

Курганы-свидетели

– Дербисали II – один из больших объектов гунно-сарматской эпохи, – уточняет Аслан Мамедов. – Отличие гуннских захоронений от сарматских в первую очередь в том, что в кургане лежит один человек. У сарматов (первые сарматы констатируются у нас серединой VI века-рубежом эр) мы находили в кургане более тридцати скелетов, зачастую это была семейная усыпальница, а в могильниках насчитывалось до пяти-шести курганов. Здесь же захоронения расположены цепочкой в П-образную линию. Cамый высокий курган, фактически центральный в этой П, будет исследоваться позднее, возможно, в следующем сезоне.
По словам Аслана Маликовича, в III-I веках до нашей эры сарматы откочевали на запад, в земли современной Башкирии и к берегам Сырдарьи – в места, где есть вода. На рубеже эр населения на территориях нынешнего Западного Казахстана оставалось критически мало, возможно, именно поэтому во II веке сюда с востока перекочевали гунны.
Также собеседник сделал серьезный комментарий по поводу актюбинской археологической школы:
– Она ориентирована на изучение курганов, а методика поисков и исследования памятников поселенческого характера у нас не отработана. Вот почему поселенческие комплексы на территории Актюбинской области не исследованы. Свои длинные мечи гунны могли приобретать в процессе товарного обмена или выковывать. Второе требует поселений с кузнечными мастерскими, и искать их должен археолог специфической квалификации.
Комментируя журналистам ход раскопок, Аслан Мамедов добавил, что два погребения на Дербисали II разграблены:
– Версии две: по свежим следам могли надругаться соседние племена или пришедшие сюда после, а веками позднее могилы могли вскрыть с целью обогащения.

Слово эксперта

– Дербисали II – один из больших могильников гуннского периода, – поделился директор областного историко-краеведческого музея Мейрам Дуйсенгали. – Основными свидетельствами этого периода являются погребальные обряды и артефакты, их сопровождающие. Раскопки ведутся в рамках трехлетней программы, а точнее Дорожной карты по изучению, сохранению, реконструкции и популяризации историко-культурного наследия Актюбинской области на 2023-2025 годы, поддержанной акимом региона Ералы Туг­жановым. Программа состоит из двух блоков. Первый предполагает изучение и популяризацию наследия гуннов, создавших первую в Евразии империю, второй – изучение, сохранение и популяризацию на территории области памятников каменного и бронзового веков; изучение памятников сако-сарматского периода; изучение памятников Средневековья. Объявлен конкурс на проведение раскопок: кто выиграет тендер, тот и будет исследовать курганы. Приоритет – у Института имени Маргулана, так как у него имеется авторское свидетельство.
Сегодня в области на гуннских могильниках работают три экспедиции. Отряд под руководством Аслана Мамедова закончил работы на Дербисали II и переехал на могильник Аккисык в Айтекебийский район (это близ села Шет-Иргиз Шалкарского района). В Саралжынском сельском округе Уилского района работают еще два отряда под руководством сотрудников института Маргулана Кайрата Жанбулатова (Акбулак I) и Армана Бисембаева (Акбулак III).
По окончании работ могильники рекультивируются (снятый грунт возвращается на место и постепенно зарастает травой), поднятые останки захороненных отправляются на антропологический анализ, кости жертвенных животных – на палеозоологическое исследование. По мере необходимости проводится радиоуглеродное исследование, и вопрос этот в ведении Института археологии. Я знаю, что ближайшие города, где делают такой анализ, – Вильнюс и Новосибирск.
Что собой представляет археологическая экспедиция в принципе? Она состоит из трех этапов: выявления памятников и ведения раскопок, реконструкции объекта, подготовки отчетов и их публикации, организации экскурсий к памятнику.
Признаться, последний этап у нас – явление гипотетическое, и профильные управления должны поработать над планами ведения краеведческой работы. С учетом количества археологических памятников на территории области и ведения раскопок в течение теплого времени года можно легко наладить туристические маршруты, ориентированные в первую очередь на местных школьников.


О чем говорят артефакты

Объект № 21 (верхнее фото) расположен в восточной части могильника. Это гантелевидное сооружение, в котором захоронен представитель воинской элиты. Гантеля – это два кургана, соединенные валом, но для чего в сооружении второй курган (пустой), пока загадка.
– Статус покойника определяется формой надмогильного сооружения, искусственно деформированным черепом, наличием меча слева от туловища, керамическим сосудом и железным ножом с костяной рукоятью в изголовье слева, деревянным фрагментом в изголовье справа. Частью чего является дерево, пока непонятно, – рассказал студент 4-го курса истфака АРУ имени К. Жубанова Балмагамбет Даутеев. – У ног справа обнаружена керамическая чаша. Рост погребенного – выше 170 сантиметров. Могила воина выделяется на фоне погребальной почвы более темным цветом.

Объект № 34 интересен подбоем в западной части. Это женское захоронение, свидетельство чему – найденные бусины, бронзовая фибула (булавка) и серьга. К приезду представителей СМИ могильная яма только начала расчищаться, но подбой и деформированный череп обозначились в первую очередь. А вот другое женское захоронение оказалось достаточно глубоким и сопровождалось бронзовым зеркалом (см. фото справа).

Особенностью объекта № 32 является фрагмент предмета из кожи у левой руки покойника. Захоронение датируется II-IV веками нашей эры.


P.S. «АВ» благодарит заместителя директора областного историко-краеведческого музея Даурена Бекеева за организацию поездки на Дербисали II.

Татьяна ВИНОГРАДОВА,
Актобе – Кобда – Актобе

Фото автора

Колонка "Взгляд"