Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Отпустите меня в Мугоджары…

Величие меловых гор Байганинского района
Величие меловых гор Байганинского района

Первые жаркие дни уже заставили горожан ощутить все прелести лета. И пока одни из нас трудятся в офисах, другие отправляются в заслуженный отпуск. Мало кто при этом не задается вопросом, как провести отдых интересно и неразорительно для семейного бюджета. Хорошей альтернативой в этом случае мог бы стать внутренний туризм. Мог бы, но не становится уже который год. Как оказалось, активный отдых в родном регионе у нас, мягко сказать, не в почете.

Новая программа и Сall-центр
Из многочисленных видов отдыха в нашей области преобладает экологический туризм. В Мугалжарском, Каргалинском и Иргизском районах есть особо охраняемые природные территории. Однако только в республиканском Иргизтургайском природном резервате налажена инфраструктура, которая позволяет принимать гостей. В остальных туристов ожидает полная самостоятельность на лоне природы.
Свой вклад в развитие спортивного туризма вносят Федерация спортивного туризма и станция юных туристов, которые предлагают взрослым и детям принять участие в пеших походах по прилежащим к Актобе горным местностям. Тех, кто вместо экстрима хочет укрепить здоровье и расслабиться, могут отправить в санатории-профилактории местного значения «Юкон», «Шипагер» и «Каргалинка». В Каргалинском районе на базе крестьянского хозяйства «Ардагым» действует пантолечебница.
В недалекой перспективе актюбинцы могут надеяться на возрождение знаменитых кумысолечебниц. Как сообщили в управлении внешних связей и туризма, крестьянское хозяйство «Жан серік» Мартукского района обладает для этого достаточными возможностями и, самое главное, желанием.
— Сегодня в области действуют 14 туроператоров и 26 туристических агентств, — рассказывает руководитель отдела туризма управления внешних связей и туризма Жанна Беркутбаева. — Из них внутренним туризмом занимаются единицы. Одной из ключевых проблем является малая заинтересованность турфирм в налаживании отдыха внутри региона. Причиной тому — его низкая окупаемость. Большинство компаний стремятся к быстрому доходу, тогда как внутренний туризм находится лишь на стадии становления и нуждается в длительной работе и рекламе.
Специалист уверена, что для достижения результатов в этой отрасли необходимо наладить взаимодействие различных структур.
— В этом деле должны участвовать госорганы, гостиницы, туроператоры, НПО, дорожные организации и даже мастера прикладного искусства. Нельзя не отметить стремительное увеличение баз отдыха в окрестностях города, что говорит о возрастающем спросе населения на отдых внутри региона.
Сейчас мы разрабатываем новую программу по развитию туризма до 2020 года. С начала июня планируем выезжать в каждый район, осматривать туристические объекты и детально изучать накопившиеся проблемы. Для достижения лучшего результата задействуем сотрудников Казахстанской туристской ассоциации, местных туроператоров, международных экспертов и всех, кто заинтересован.
Для каждого района будут обозначены конкретные цели и задачи, а затем поэтапно мы приступим к их реализации.
В июле будет запущен Саll-центр для жителей и гостей области. Специалисты центра предоставят всем желающим информацию о достопримечательностях, туристических маршрутах и планируемых мероприятиях.

Предложение без спроса
Из многочисленных турагентств области туры по региону организовывают только два. Генеральный директор туроператорской компании  «Зере Тур» Ботагоз Крамбаева уверена: в регионе необходимо развивать агротуризм.
— Наша компания предоставляет как однодневные туры выходного дня, так и многодневные поездки в отдаленные районы. В настоящее время мы организовываем экскурсии в Мартукский, Каргалинский и Хобдинский районы. Этим летом планируем также выезды в Байганинский, где находятся всем известные меловые горы, и Мугалжарский район, в котором туристов привлекают древние вулканы. Стоимость однодневной поездки варьируется от пяти до десяти тысяч тенге, — рассказывает Ботагоз Хусаиновна.
По ее словам, несмотря на то, что в области много объектов, заслуживающих внимания, спрос на внутренний туризм очень мал. В числе клиентов в основном студенты и школьники, реже иностранные граждане. Актюбинцы не спешат познавать красоты родного края.
Причину руководитель видит в нехватке, а в большинстве случаев отсутствии мест размещения. В сравнении с этой проблемой отходит на второй план даже качество и наличие наших дорог. Придорожный кемпинг в этом случае не является выходом, так как большинство исторических и природных объектов находятся в десятках километров от трасс.
— Хорошим подспорьем для развития внутреннего туризма стал бы агротуризм, — подчеркивает Ботагоз Крамбаева, — неподалеку от туристического объекта всегда есть населенный пункт, жители которого  смогли бы предоставить гостям место для отдыха и другие услуги. Для самих жителей это неплохая возможность подзаработать. Туризм должен приносить доход в первую очередь местному населению. Думаю, в скором времени у нас появится культура путешествий, и наши люди поймут, что туризм необходимо развивать сообща, а не надеяться только на государство.
Этим летом мы планируем обучить жителей нескольких районов и вдохновить их на открытие гостевых домов.
Ботагоз Крамбаева привела в пример развитие агротуризма в Беларуси, где обычные сельчане принимают туристов в своих усадьбах и предоставляют различные виды услуг за определенную плату.
Заместитель руководителя тур-агентства «Эпоха» Жанна Назарбаева подчеркнула, что они стараются воспитать у подрастающего поколения интерес к истории:
— Наше агентство предоставляет туры в Алгинский район к мавзолею Есет батыра, к памятнику жертвам репрессий — Туйе тобе, расположенному в поселке Жилянка,  в Хобдинский район к мемориальному комплексу Кобыланды батыра и многие другие. В числе наиболее посещаемых мест стоит отметить мавзолеи Есет батыра и Абат-Байтак.
В основном наши услуги востребованы среди школьников. В этом году для них мы уже провели несколько обзорных экскурсий по городу. Раньше казахстанцы интересовались нашим регионом, но в
последнее время этого нет.
Хотя любой желающий может обратиться в агентство, и мы предоставим ему возможность посетить любой исторический или природный объект. Цена тура зависит от количества людей, участвующих в
поездке, выбранного вида транспорта и расстояния до объекта.
Думаю, государство должно стимулировать людей к изучению истории своей  страны, особенно родного края. Тогда и спрос на внутренний туризм вырастет, — отметила Жанна Назарбаева.

Убывающий тренд
Специалистов в области туризма готовят в трех местных вузах: АРГУ им. К. Жубанова, Казахско-Русском Международном и университете им. С. Баишева.
Первых выпускников по специальности «туризм» университет им. С. Баишева выпустил в 2008 году. После открытия в 2012 году очного отделения поток на эту специальность был довольно большой. Однако последние пару лет численность поступающих заметно сократилась. Если в 2013 году выпуск состоял из 60 человек, в этом году всего из 31.
По мнению преподавателей, ни-спадающая тенденция наблюдается не только в нашей области, но и в целом по стране. Одна из причин этого — проблема с трудоустройством.
— С первого курса студенты изучают основы туризмологии, со второго — спецпредметы: экскурсоведение, гостиничное хозяйство, курортное дело и другие. Так как специальность открыта на базе экономического факультета, курс включает бухучет, маркетинг, менеджмент, а также предметы, связанные с географией, — рассказывает старший преподаватель кафедры экономики и туризма университета им. С. Баишева Айгуль Бексаутова. — Прежде чем получить диплом, студенты проходят практику в туристических фирмах. Бывает, что уже во время стажировки их приглашают на работу.
Выпускники могут работать в туристических агентствах, гостиницах,  ресторанах и санаториях, а также заниматься организацией досуга в качестве аниматоров и ведущих. При желании они могут устроиться в районный акимат, где будут заниматься развитием внутреннего туризма.
— Когда студенты только начинают обучение, их очень интересуют  памятники архитектуры и заповедные природные зоны. И, естественно, у них возникает вопрос: почему так низок спрос на местные достопримечательности, — продолжает Айгуль Бексаутова. — Думаю, что главным барьером для развития внутреннего туризма является недостаточно развитая инфраструктура или отсутствие дорог и придорожного сервиса вообще.
В то же время преподаватель подчеркивает, что потенциал области в этой сфере высок.
— Мы можем с успехом развивать религиозный и экологический туризм. Например, в Байганинском районе есть очень красивое плато «Ак толагай», в Мартукском — произрастает реликтовый папоротник, в Уилском — со времен Великого Шелкового пути сохранилось место Кокжарской ярмарки. В каждом из 12 районов области есть свои  редкие и уникальные достопримечательности, — отметила Айгуль Бексаутова. — И наши люди имеют право знать и видеть их.

Только цифры
По итогам 2015 года в области 70 пунктов размещения туристов. Ими обслужено 83 589 человек и оказано услуг на сумму 1 миллиард 446 миллионов тенге.

На автодорогах республиканского значения (1 894 км) в области действуют 104 объекта придорожного сервиса, в том числе 34 АЗС,
60 пунктов питания, 22 гостиницы и 20 СТО. В 2016 году запланирован ввод 10 новых объектов.

 

Только факты
В целях привлечения инвесторов к проектам придорожного сервиса разработана карта объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения, на которой обозначены земельные участки под строительство.  

Для гостей «ЭКСПО-2017» в области разработаны туристские маршруты «Край хрустальных озер» и «Кобда — родина батыров».

 
Нина ГРУЗИНОВА

Колонка "Взгляд"