Первый директор

День учителя 2021 года для нашей семьи стал особенным, ведь именно к этому времени приурочено открытие музея на базе школы-гимназии № 17 г. Актобе, посвященного памяти нашего отца Адильхана Алгиева, директора-основателя этого учебного заведения.

Адильхан Калиевич родился в Челкарском районе Актюбинской области в 1928 году. После окончания исторического факультета Казахского государственного университета имени С.М. Кирова с 1951 по 1995 годы работал в сфере образования области.
Трудовую деятельность начинал учителем, был завучем, директором сельской школы. С 1966 по 1975 годы работал инспектором областного отдела народного образования. С 1975 по 1977 годы руководил школой № 16 г. Актюбинска.
В 1977 году Адильхан Калиевич был назначен директором только построенной средней школы № 17 в г. Актюбинске. В практической педагогической деятельности он внедрил новый прогрессивный научный подход. Им была установлена связь с Академией педагогических наук СССР по внедрению метода оптимизации учебно-воспитательного процесса. Благодаря содружеству с педагогической наукой коллектив школы за короткий срок добился значительных успехов по совершенствованию процесса обучения, воспитания и развития школьников. Педагоги самоотверженным трудом создавали новую школу, которая вырвалась вперед, ломая стереотипы советской системы образования. Академией педагогических наук СССР высоко оценивались результаты их работы. Из всех республик Советского Союза учителя, директора учебных заведений приезжали в Актюбинск для изучения опыта работы коллектива школы № 17. На ее базе проводились Всесоюзные семинары, конференции. Писем со всех концов Союза было огромное количество.
А учиться было чему! Уроки были уникальны, многогранны. Учителя не только давали знания детям, но и учили их самостоятельности, критическому мышлению. Каждый урок воспитывал, развивал духовно. Красной линией деятельности педагогов была идея создания обстановки успешности на уроке. Когда все ученики класса, находясь на разных стартовых площадках, и слабые, и сильные, доходили до финиша одновременно. Ведь успех, который испытывает ребенок из урока в урок, порождает радость познания. Это невероятный, виртуозный труд. Хотелось бы с благодарностью вспомнить учителей-ветеранов школы № 17. Это Балябина М.Х., Задорожная А.И., Дороховская М.И., Черенкова Р.А., Локтева Р.Ф., Мараховская Т.И., Резникова И.А., Гузнаева Л.П., Гусева А.А., Гончар Е.Н., Давыдовская Н.К., Доносов А.Д., Иванова Л.П., Мальцева А.С., Мальцева Е.М., Романова Е.Н., Шульгин А.М., Жанпеисова М.М., Заруцкая Л.А., Колодий О.И., Монахова З.В., Фокина Л.В., Хожанец Н.В., Лещева Е.В., Ниязова К.Д., Нургалиева Д.К., Посталенко Л.И., Таскулова А.М. и другие. Неудивительно, что школа стала яркой звездой на педагогическом небосклоне Советского Союза. Идейным вдохновителем и лидером был Адильхан Калиевич Алгиев.
Резюмируя достигнутые результаты по освоению педагогическим коллективом теории и методики оптимизации учебно-воспитательного процесса, отец написал книгу «В содружестве с наукой» под редакцией члена Академии педнаук СССР М.М. Поташника.
Безусловно, первый директор был неординарным, талантливым человеком. Ученый и учитель, теоретик и практик. Он всю свою жизнь посвятил воспитанию и образованию подрастающего поколения, внес большой вклад в развитие отечественной системы образования.
В своих воспоминаниях академик, доктор педагогических наук, профессор Марк Поташник пишет, что вице-президент АПН СССР, академик Юрий Бабанский, направляя его в Казахстан, сказал: «Вы там старайтесь побольше общаться с Алгиевым. Это не простой директор, он — мудрец! За любой его фразой лежит идея новой книги, диссертации. Тут каждое его слово ловить нужно и записывать. Это ценнейший тезаурус (источник) для развития педагогической науки, а значит, и педагогической практики страны».
С 1988 по 1995 годы А.К. Алгиев работал директором Института усовершенствования учителей. Он проделал большую работу по распространению в школах области передовых методов обучения и воспитания школьников.
Адильхан Калиевич всегда находился в поиске. Он считал, что система образования — это не догма, она должна соответствовать духу времени, формы, и методы обучения должны соответствовать реалиям. Он был патриотом своей страны и очень радовался, когда она получила независимость. Адильхан Калиевич был убежден, что с обретением суверенитета будет развиваться национальная, казахстанская педагогическая наука. Что грядет духовное возрождение народа. Ведь целые поколения росли, забывая язык, обычаи, традиции, не зная свою историю.
Мы были тронуты, когда узнали, что после кончины отца на ежегодных конференциях, посвященных Дню учителя, коллеги, которые работали с ним, и молодые учителя, которым, увы, не пришлось с ним познакомиться, чтили его память минутой молчания. Эта минута стоит дорогого. Не по указке сверху и не потому, что регламент обязывает, а в знак уважения к коллеге, Учителю с большой буквы.
Концепция и практический опыт школы изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов нашей страны и стран постсоветского пространства. Мы верим, что опыт будет еще изучаться, к отработанным в школе формам и методам преподавания будут возвращаться. Готовясь к открытию музея, в этому году мы переиздали книгу «В содружестве с наукой», методические пособия, собрали и издали сборник статей и очерков разных лет Алгиева А.К. В них он щедро делится знаниями, есть критика системы образования, вместе с тем указываются конкретные пути выхода из кризиса, даются рекомендации. Все эти материалы будут переданы в библиотеку школы № 17, центральные областные библиотеки Казахстана.
Мы благодарны директору школы гимназии № 17 Амангельды Унгарбаеву и коллективу за память о первом директоре. Рады, что сейчас педагоги под руководством директора вновь поднимают вопрос о присвоении учебному заведению имени первого директора и в очередной, уже который раз, ходатайствуют перед вышестоящими органами. Надеемся, что независимо от результата память об Адильхане Калиевиче Алгиеве будет жить в стенах школы-гимназии.
Гульсан АЛГИЕВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель