Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Потенциал огромный — надо его лишь реализовать

Международные трассы — это огромные возможности для ведения бизнеса, — считает Абай Мырхин.|Фото из архива «АВ»

О вопросах бизнеса и местного самоуправления в интервью «АВ» рассказал учредитель ОФ «Агентство по развитию среднего и малого предпринимательства» Абай Мырхин.
— Какие аспекты, озвученные в Послании Президента «Казахстан в новой реальности: время действий», на ваш взгляд интересны и актуальны?
— Все, озвученное в Послании, очень интересно и актуально. Касым-Жомарт Токаев говорил о местном самоуправлении. Это как раз та инициатива, которую мы внедряем в жизнь, реализуя проект «Бюджет участия» в городе Хромтау. Местное самоуправление — это очень важный аспект, который имеет место быть. Особенно актуальна выборность акимов на селе. Законодательно с января этого года все сельские округа должны иметь свой бюджет, а люди должны участвовать в распределении этих средств и контроле данного процесса. Мы об этом уже давно говорили. Реформа правоохранительной системы также давно назревала. Сколько возмущений у народа по поводу работы данной сферы.
— А что касается мер поддержки бизнеса?
— Здесь я только двумя руками «за». Знаете, я даже удивился, читая отзывы после выступления Президента. Начинающие предприниматели говорят, что сейчас самое время брать кредиты и открывать бизнес, не сидеть без дела. Люди начинают серьезно задумываться об этом. И это очень хорошо! Единственный момент, чтобы у нас не получилось по принципу соседа. То есть рядом открыли магазин, и я открою магазин. Кто-то начал печь хлеб, и сосед запустил пекарню. Как проблем много в обществе, так и ниш в предпринимательстве полным-полно. Тот же транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай. Какой там огромный потенциал, который просто необходимо использовать. Или трасса Самара — Шымкент, проходящая через Кобдинский район. Попробуйте, выедите за Кобду. До самой границы с Западно-Казахстанской областью ни кемпингов, ни СТО нет. Только два одиноких кафе по пути следования. И не только о придорожном сервисе следует говорить, но и о реализации сельхозпродукции, производимой в селах, расположенных вдоль автотрасс.
Как-то ездил я в Дагестан. Через него проходит трасса Ростов — Баку. Едешь — одно удовольствие смотреть вокруг. По всему пути следования крестьяне выносят на продажу не только овощи и фрукты, но и продукты питания, сделанные своими руками, сувениры, поделки и прочее.
— То есть мы говорим о реализации продуктов переработки сельхозпродукции?
— Да и не только. Ведь можно продавать национальные сувениры, продукцию, которую с удовольствием бы покупали люди, следующие транзитом по нашей области. Представьте, сколько человек пересекает наш регион. Я просматриваю прессу, блоги, где размещаются интервью или паблики автопутешественников. Им это все интересно! Они выкладывают в соцсети то, что видят или слышат, свои впечатления. Чем вам не реклама? Это нужно использовать. А мы не пользуемся этим. Сидим и плачем, как нам плохо.
— Насколько я знаю, по поводу рассуждений типа «как нам плохо» у вас есть много примеров.
— Приведу один из них. При выезде из Алги в сторону Кандыагаша есть небольшой базарчик, где дачники реализуют свою продукцию. А почему их нет в других сельских населенных пунктах? У нас ведь 12 районов, неужели нельзя сделать подобные базарчики при выезде хотя бы из райцентров? Фермеры могут продавать свою продукцию, а также соленье, варенье и так далее. Организовать место торговли, провести освещение, оснастить какими-то прилавками или крытыми ларьками — это же не так затратно.
— Возникает другой вопрос, наверное, об этом должны задуматься местные исполнительные органы?
— Согласен с этим. Но кто подскажет МИО? Жители должны проявлять инициативу. Президент говорил в Послании о сокращении госаппарата. Часть его функций вполне возможно и нужно передать в общественный сектор. Касым-Жомарт Токаев это и отметил, сказав, что система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах планирования, исполнения и оценки.
А почему нет? У нас есть вполне дееспособные общественные организации, которые исполняют какие-то государственные функции. Мы реализуем в Хромтау «Бюджет участия», и я вижу энтузиазм людей. Они в этом заинтересованы, высказывают мнения, предлагают решения. Люди участвуют в проекте, хотя он им никакого дохода не приносит. В то же время жители приходят, рисуют эскизы объекта, каким бы хотели его видеть, делают калькуляцию и прочее.
— Все-таки люди не хотят быть серой безликой массой?
— Люди хотят быть услышанными и значимыми. Народ не просто хочет перемен, а желает принять в этом непосредственное участие. Он загнан в угол тем, что за него кто-то все решает. Государство все это время выступало в роли опекуна. Это можно, это нельзя. Туда ходи, сюда не ходи — споткнешься, обож-жешься. В таком случае будем просто сидеть, ничего не делать и просить у государства: дай! И постепенно многие люди стали социальными иждивенцами. Они отвыкли работать. И, по их мнению, государство им всегда должно.
Но не все такие. Есть люди, их много, не желающие быть безликой массой социальных потребителей. В этом я убедился при реализации проекта «Бюджет участия». В нем участвуют интересные и активные энтузиасты. К моей великой радости, их даже больше, чем я ожидал.

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"