Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Придуманный мир

«Камень в лесу» — сообщество в популярной соцсети «ВКонтакте». На страничке есть видео и даже мультфильм. Каждый ежедневный пост собирает в среднем 40 тысяч просмотров и около 70 лайков.
У этого аккаунта есть подражатели — сообщества с точно таким же названием, с аналогичным аватаром и похожими картинками, но не такие активные. Ну, это как раз-таки понятно — вряд ли у кого-то хватит сил и терпения изо дня в день на протяжении нескольких лет писать одну и ту же фразу: «Я — камень, который живет на лесной полянке. Сегодня ничего не произошло». А мы попробуем вместе с вами, уважаемые читатели, разобраться, почему возникают такие аккаунты и что при этом движет людьми?

Остановите Землю, я сойду
В «LiveJournal» администратор вышеназванного сообщества завел видеоблог «Дневник камня» в 2011 г. Нечасто, но регулярно выставляется видео. В июне 2012 г. автор блога сделал интересный пост: «Сегодня ровно год, как я завел себе твиттер…, есть кое-что удивительное: за этот год меня стали читать 15 тысяч людей! Спасибо вам огромное за внимание, я этого никак не ожидал.
А пока я продолжаю лежать на моей уютной лесной полянке».
Между тем познакомьтесь с интересным лягушонком Плефом — Pleth Notosticta. Он очень популярен в «Инстаграме», где у него
12,7 тысячи подписчиков. Есть собственный сайт с ярким слоганом — лягушонок, которому нравится быть зеленым. И да, тут много качественных фото и видео. Сам сайт очень стильный. Но и это еще не все — у малыша есть собственные аккаунты в «Фейсбуке» и «Твиттере». Вот что он пишет о себе: «Я Плеф. Я лягушка. Люблю зеленый цвет. Родился на Мадагаскаре; теперь — фермер в Англии».
Чем только не делится действительно милый Плеф со своими подписчиками — вот он читает популярные журналы, рекламирует товары народного потребления, демонстрирует видео, рисует, дегустирует еду, играет — в общем, ведет активную жизнь. И, я уверена, прилично зарабатывает на своем аккаунте в «Инстаграме».
А теперь самое главное, что вам следует знать, друзья! Готовы? Плеф — мягкая игрушка! Это сколько же надо зарабатывать на таком образе, чтобы хотелось и моглось уделять всем этим страницам в интернете столько времени?!
Идем дальше. Знакомьтесь — это Мокс (Mocs) из Испании: «Я не кукла, я настоящий ребенок. Жизнь — это тысяча приключений», — так знакомится с нами персонаж странички в «Инстаграме». Аккаунт создан 12 мая т.г. и пока у него всего 329 подписчиков и 87 публикаций. Думаю, раскрутится страничка, как и все другие. Но! Это просто кукла, которая рисует, играет в «Монополию» и прочие забавы.
А вот еще интересный аккаунт настоящей, живой уточки Дэйзи. «Дом, полный перьев, пуха, терпения и любви. Любим каждого подписчика», — представляется в «Инстаграме» Дэйзи. После просмотра множества подобных аккаунтов с радостью отмечаю, что здесь хоть хозяйка от случая к случаю появляется на фотографиях.

Мы тоже можем
Но не надо думать, что только иностранцы чуть-чуть не в себе и развлекаются таким вот странным образом. Постсоветское пространство тоже не дремлет. Знакомимся — кот Дизель, представляется в «Инстаграме» красиво так, с пафосом: «Белые перчаточки, белые носочки, а сам я полосатый, немного разбойник, но все же спокойный. Любимая кисонька, а теперь жена @bengal_virginia». Да, это так и есть — недавно на просторах инсты отшумела их свадьба. С тех пор легенда постоянно поддерживается, периодически публикуются совместные фото, пропущенные через фотошоп.
Теперь разрешите представить нашего земляка — кот из Алматы, всеобщий любимец и покоритель умов и сердец. «Молодой, озорной, в меру упитанный, в меру воспитанный котик Мистик. Время шло…, и я менялся, в мафиози я подался, стал теперь крутым котом», — представляется он нам. Очень творческий персонаж, на любой мало-мальский повод отвечает стихотворениями собственного сочинения. Грамматика и орфография — тихий ужас, но тому есть вполне уважительная причина — коты в школе не учатся.

Зачем все это?
Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось обсудить его со многими владельцами аккаунтов из категории кошечки-собачки. Подав-ляющее число респондентов ответили, что это просто весело, так, дескать, они отдыхают.
Павел Силантьев, владелец страницы @_marusia_cat_:
— Мы завели аккаунт в «Инстаграме» 27 сентября прошлого года и не думали, что когда-то будем уделять ему столько времени. Когда начали выкладывать фото, на нас почти никто не подписывался, и мы забросили аккаунт. Но 14 ноября вернулись и за неделю после возвращения набрали первую 1 000 подписчиков. Сейчас у нас их почти 5 000, и аккаунту скоро исполнится год. Вообще, это уже стало больше чем хобби, это даже можно назвать работой. В дальнейшем мы планируем покупать рекламу у других блогеров, чтобы набрать большую аудиторию и в будущем зарабатывать деньги на аккаунте.
Ни о каком заработке в «Инстаграм» вообще не думает Светлана Кенжебаева. Аккаунт своей кошки создала года 2-3 назад, подписчиков немного, чуть больше тысячи. Фотографии выкладывает в среднем 1 раз в неделю, снимки любительские, сделанные смартфоном. Для девушки это просто веселье.
А вот другой активный «житель» интернета Василий Леонов считает, что все гораздо прозаичнее, и причин тому может быть много:
— Кто-то хочет безнаказанно потроллить в группах, некоторым это даже удается. Многие заводят второй аккаунт, чтобы можно было спокойно послушать музыку или посмотреть фильм и при этом не получать сообщения в личку. Кому-то по разным причинам не хочется заводить настоящую страницу, но хочется посмотреть на страницу знакомых (например, полюбоваться на фотографии в купальниках). Кому-то страница нужна для того, чтобы делиться откровениями, о которых стыдно признаться с настоящей страницы. Да, много может быть причин.
Гульжан Хусаинова, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин АРГУ имени К. Жубанова:
— Домашние животные часто ассоциируются с лаской, заботой. Подобные аккаунты — это подсознательная попытка получить данные ощущения. Я подписана на некоторые такие паблики. Для меня это терапия. С удовольствием смотрю видео с котами. Животные всегда естественные и искренние. Это то, чего часто не хватает людям.

Кто ты, маска?
Проблема подмены одной личности другой — вопрос психиатрии, считает директор медицинского центра «Семья», психотерапевт Александр Колесников.
— Есть две причины, почему люди скрываются за маской другого человека, животного или вещи, — рассказывает Александр Анатольевич. — Первая — есть личность и партнер (это может быть кто или что угодно). В данном случае это своего рода игра, интерес, общение под другим именем. Вторая — это исчезновение личности. Здесь другое существо или предмет становится как бы важнее главной персоны. Такое состояние свойственно при психозе, неврозе, выражается в депрессии. Обычно истоки его в недовольстве собой — внешностью, поведением, статусом и пр. Тогда человек придумывает себе второе Я, в этом образе он чувствует себя красивее, интереснее, значимее. Происходит подмена первоначальной личности вымышленным образом.
Это очень тонкая грань на уровне психических процессов. Особо остро это происходит в период формирования личности, в детском и подростковом возрасте — считает Колесников. — Незаслуженная оплеуха от матери — это небольно, но остается в памяти надолго. В организме включаются механизмы психологической защиты, которые выражаются в компенсаторных состояниях — ребенок, к примеру, поздно приходит домой, перестает слушаться мать, снижается успеваемость. «Подзатыльник» от общества при отсутствии поддержки значимого взрослого может привести к агрессивному поведению или возникновению пагубных привычек или зависимостей и так далее. По сути, интернет-пространство при неадекватном его использовании является тем же механизмом ухода от оплеух, проблем и страхов.
— Распознать начало таких процессов возможно еще на ранних стадиях, но, к сожалению, к нам обращаются, когда уже поздно и требуются более серьезные меры, нежели психологическая коррекция личности, — говорит Александр Колесников. — Увы, у нас еще не сформировалась культура обращения за помощью к психологу. Между тем в наше время это уже не прихоть людей с достатком, а жизненная необходимость. Причем в доступном ценовом диапазоне.
Определить, с кем ты общаешься в интернете, может любой человек, считает мой собеседник. — Надо быть внимательным. По стилю общения, по переписке, по комментариям можно увидеть, чем интересуется человек, как и на что он реагирует, чем живет и каковы его потребности. А потом уже ты сам делаешь вывод — оно тебе надо?

А с другой стороны…
У пользователей могут быть абсолютно разные мотивы для того, чтобы зарегистрироваться с измененной информацией. Нередки случаи, когда человек создает страницу противоположного пола, чтобы пообщаться с людьми и почувствовать себя «в другом теле», часто меняется возраст, социальный статус и прочие личные данные. К сожалению, подобную технику могут выбрать и злоумышленники, чтобы, например, выследить жертву. Об этом «АВ» не раз писал.
Нельзя сбрасывать со счетов и чисто меркантильные интересы — после 500 подписчиков начинают поступать предложения от рекламодателей, по мелочи, конечно, — в основном на скидки. Реально после 2 000 твоих фолловеров можно увидеть оживление вокруг тебя рекламщиков. И чем ярче и популярней ты в соцсетях, тем больше шансов начать на них зарабатывать.
Конечно, нельзя отрицать и модные тенденции. Психология психологией, но сегодня это в тренде — вести «Инстаграм» домашнего питомца, рекламировать на его страничке товары и услуги, быть хайповым блогером.
И, в конце концов, это действительно весело. Официально это подтверждаю как обладатель странички кошки Бэлки в «Инстаграме».
Инесса ФАДЕЕВА

Колонка "Взгляд"